ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Гражданская авиация СССР в (настоящее время является одной из крупных отраслей народного хозяйства Территория вашей страны покрыта густой сетью воздушных линий Кроме того, самолеты гражданской авиации выполняют регулярные рейсы более чем в 70 стран мира

Общая протяженность внутренних и международных воздушных линий Аэрофлота более 800 000 км.

О перспективах развития гражданской авиации в Программе КПСС сказано: «Авиационный транспорт превратится в — массовый вид перевозки пассажиров, охватит все районы страны. Дальнейшее быстрое развитие получит новейшая реактивная техника, .прежде всего їв области воздушного транспорта, а также для освоения космического пространства». Этн положения Программы успешно претворяются в жизнь Воздушный транспорт уже — стал массовым — во всех район­ках страны Оіі занимает второе место (после железнодорожного) в единой транспортной системе СССР по ■паосажирообороту в междугородном сообщении. По перевозке пассажиров на дальние расстояния он является основным видом транспорта Самолеты с газотурбинными двигателями в настоящее время выпол­няют около 97% воздушных перевозок Гражданская авиация находит все боль­шее применение в различных отраслях народного хозяйства, а по объему пере­возок пассажиров «и грузов Аэрофлот является крупнейшей авиационной компа­нией лшра.

Оценивая роль и значение гражданской авиации, XXV съезд КПСС опреде­лил пути дальнейшего ее развития, поставил перед ией большие и конкретные задачи по увеличению объема перевозок пассажиров, грузов, почтовых отправ­лений, применению авиации в (народном хозяйстве

В десятой пятилетке в гражданской авиации решаются^ еще более масштаб­ные и величественные задачи. Значительно увеличиваются объемы авиационных перевозок л работ по применению авиации в народном хозяйстве. Осущест­вляется необычное по (масштабам перевооружение парка летательных аппаратов В эксплуатационных — предприятиях на смену старым придут новые, более совер­шенные самолеты — Ил-86 (аэробус), Ил-76, Як-42, Ту-144, самолеты сельскохо­зяйственной авиации, а также (новое иазем-ное оборудование, средства механиза­ции и автоматизации производственных процессов. Продолжается внедрение авто­матизированных систем ■навигации, посадки и управления воздушным движе­нием.

Большую программу предстоит осуществить в области капитального строи­тельства. Строятся новые и реконструируются старые аэропорты, ■взлетно-поса­дочные полосы, аэровокзалы, ремонтные заводы, авиационно-технические базы, гостиницы и многие другие объекты. Значительно расширяется жилищное строи­тельство.

Десятая пятилетка — пятилетка эффективности и качества. Для гражданской авиации эффективность и качество—это безопасность и регулярность полетов, высокая эффективность использования летательных аппаратов, выполнение пла­новых заданий, культура обслуживания пассажиров

В выполнении задач, стоящих перед гражданской авиацией, .важное место принадлежит инженерно-авиационной службе (НАС), основным назначением ко­торой является решение комплекса задач технической эксплуатации летательных аппаратов и обеспечение технического прогресса в Аэрофлоте

Под технической эксплуатацией летательных аппаратов принято понимать комплексную систему инженерно технических « организационных. мероприятий, обеспечивающих наиболее эффективное использование возможностей летатель­ных аппаратов, высокую их надежность и безопасность полетов, минимальные простои ігри техническом обслужіїшаїїши и ремонте, а также ‘высокий процент исправности и готовности — к полету и снижение себестоимости технического об­служивания.

Техническая эксплуатация включает техническое — обслуживание и подготов­ку летательных аппаратов к полету, обеспечение технически грамотной с мак­симальной экономической эффективностью эксплуатации авиационной техники в полете, (научно-исследовательские работы, направленные — на совершенствование организационных форм и методов технической эксплуатации летательных аппа­ратов

Наряду с решением задач /в области технической эксплуатации летательных аппаратов ИАС гражданской авиации принимает непосредственное участие © со­вершенствовании авиационной техники и прежде всего. в повышошш ее шадеж — яостн и улучшении эксплуатационно ремонтной технологичности Эта работа про­водится путем разработки и предъявления требования к ОКБ in а летательные аппараты, участия в доводке новой техники на стади-и приема їв эксплуатацию и в процессе эксплуатации ИАС призвана также совершенствовать организацион­ные формы н методы технического обслуживания н подготовки летательных ап­паратов к полету, внедрять новые средства механизации и автоматизации про­изводственных процессов, совершенствовать управление производством.

Курс технической эксплуатации летательных аппаратов является специаль­ной научной дисциплиной широкого профиля, завершающей формирование буду­щего инженера. Он базируется -на знании у обучающихся предшествующих спе­циальных дисциплин и, в первую очередь, таких, как конструкция и прочность летательных аппаратов и авиационных двигателей, аэродинамика и динамика полета, теория авиационных двигателей, теория надежности и др. Эти дисцип­лины находят в курсе технической эксплуатации свое логическое воплощение.

Курс состоит из пяти разделов В первом разделе летательный ап парат рассматривается иак объект эксплуатации. В этом разделе излагаются проблемы повышения эффективности использования летательных аппаратов, основные их эксплуатационные свойства н характеристики, а также процессы эксплуатации.

Второй раздел посвящен организации технической эксплуатации ле­тательных аппаратов. В нем рассматриваются организационная структура ИАС, организация, планирование — и методы процесса подготовки летательных аппа­ратов к полету

В третьем разделе излагается технология технического обслужива­ния летательных аппаратов Рассматриваются основные факторы, определяю­щие надежность планера, его систем и силовых установок, анализ причин, вы зывающих отказы и неисправности, — даются рекомендации по профилактике и обеспечению безотказной работы авиационной техники к полету

Четвертый раздел курса посвящен эксплуатации летательных аппаратов в полете. В нем излагаются общие сведения об организации и под­готовке полетов; рассматриваются методика расчета, выбор оптимальных режи­мов попета, эксплуатация летательных аппаратов на взлете и наборе — высоты, в горизонтальном полете и на посадке.

В пятом разделе изложены основные мероприятия и требования по обеспечению безопасности полетов В разделе даются характеристика и анализ причин летных происшествий, рассматриваются наиболее характерные ситуации в полете и действия экипажа, отмечается роль инженерно-технического персо­нала в обеспечении безопасности полетов. Большое внимание в разделе уде­лено мероприятиям, разрабатываемым и — проводимым ИАС по — обеспечению на­дежности — и безотказной работы авиационной техники.

Настоящая книга является первым учебником в гражданской авиации по технической эксплуатации летательных аппаратов. В ней в значительной — мерс использованы материалы одноименного учебного пособия, изданного © 1969 г.