НАДЕЖНОСТЬ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

2.1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Безопасность и регулярность полетов, экономические показате­ли использования летательных аппаратов во многом определяются их надежностью. Проблема обеспечения надежности стала особен­но актуальной в настоящее время. Это объясняется в основном дву­мя факторами, продолжающимися усложнениями авиационной техники и увеличением объема воздушных перевозок. Современные летательные аппараты все больше оснащаются средствами авто­матики, радиоэлектронной аппаратурой, сложными системами и агрегатами, состоящими из большого числа элементов, блоков и узлов. При этом, несмотря на повышение надежности отдельных элементов, надежность систем, а следовательно, и летательных ап­паратов в целом не только не. повышается, но иногда даже пони­жается. Недостаточная надежность снижает уровень исправности, а следовательно, и готовность летательных аппаратов к полету, что вызывает понижение эффективности их использования и повыше­ние эксплуатационных расходов.

Надежность — свойство объекта выполнять заданные функ­ции, сохраняя во ‘Времени значения установленных эксплуатацион­ных показателей в. заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.

Надежность является комплексным свойством, которое в зави­симости от назначения объекта и условий его эксплуатации может

включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и со­храняемость как для объекта, так и для его частей.

Под объектом понимается предмет определенного целевого назначения, рассматриваемый в периоды проектирования, производ­ства, эксплуатации, исследования и испытания на надежность. Объ­ектом может быть деталь, узел, агрогат, подсистема, ‘система или летательный аппарат в целом

Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение ‘некоторого времени или некоторой на­работки

Долгощечно сть — свойство объекта сохранять работоспо­собность до наступления предельного состояния три установленной системе технического обслуживания и ремонта. Признаки (крите­рии) предельного состояния устанавливаются нормативно-техниче­ской документацией на данный объект.

Предельное состояние—такое состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация должна быть прекращена из-за неустранимого ухода заданных параметров за установленные пределы или неустранимого снижения эффективности эксплуатации ниже допустимой

Ремонтопригодность — свойство объекта, заключающее­ся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения его отказов, повреждений я устранению их послед­ствий путем проведения ремонта и технического обслуживания.

Работоспособность—состояние объекта, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения задан­ных параметров в пределах, установленных нормативно-техниче­ской документацией.

Исправность — состояние объекта, при котором он соответ­ствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией.

В зависимости от типа эксплуатируемого объекта в качестве характеристик, определяющих его исправность или работоспособ­ность в определенных (заданных) условиях, принимаются один илн несколько’параметров (время выпуска закрылков, подача насоса или давление, им создаваемое, и др.).

Под заданными условиями эксплуатации объекта понимаются как внешние (температура воздуха, его влажность, запыленность среды и т д.), так н режимные условия (непрерывный илн периоди­ческий характер работы, частота проведения регламентных работ, условия хранения и т п.). С изменением условий эксплуатации из­меняется и надежность изделий.

На надежность авиационной техники оказывает влияние боль­шое число различных факторов, определяемых условиями проекти­рования, производства и эксплуатации (рис. 2.1).

При несоблюдении соответствующих требований, изложенных в нормативно-технической документации, не исключено появление отказов, неисправностей и повреждений в процессе эксплуатации авн шюниой техники.

НАДЕЖНОСТЬ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Рис. 2 1 Основные факторы, влияющие на надежность

Под отказом понимается событие, заключающееся в нару­шении работоспособности объекта. Отказы могут возникать посте­пенно и внезапно. Постепенные отказы вызываются износом или старением материала, длительным воздействием повышенных на­грузок, разрегулированием устройств. Они возникают в результате постепенного изменения одного или нескольких заданных парамет­ров (зазоров, люфтов и т. д.). Внезапные отказы возникают неожи­данно, без видимых признаков их приближения. Они вызываются обычно механическими повреждениями (поломками, трещинами, обрывами, пробоями изоляции и г. д.).

Под неисправностью понимается состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований, устаиовлеииых нормативно-технической документацией. Сама по се-

бе неисправность не означает отказа изделия, т е. нарушения его работоспособности. Неисправности можно разделить на несущест­венные, которые не требуют перерыва в эксплуатации самолета и могут быть устранены при очередных регламентных работах, и су­щественные, которые могут привести к летным происшествиям и требуют, как правило, срочного устранения.

Под повреждением подразумевается событие, заключа­ющееся в нарушении исправности объекта или его составных ча­стей вследствие влияния внешних воздействий, превышающих уровни, установленные в нормативно-технической документации на объект.

Время появления отказов, неисправностей и повреждений сле­дует рассматривать как случайную величину, которая в зависимо­сти от условий эксплуатации может принимать различные значе­ния Поэтому для учета явлений случайности при определении на­дежности используется теория вероятностей и математическая статистика, позволяющие определить некоторые количественные характеристики надежности конкретных объектов авиационной тех­ники. Следует отметить, что эти характеристики будут разными для восстанавливаемых и невосстанавливаемых объектов.

Неиосстанавливаемыми называются объекты, работо­способность которых в случае возникновения отказа ие подлежит •восстановлению При определении характеристик надежности та­ких объектов учитываются только деэ их состояния: полностью ис­правное или полностью неисправное К невосстанавливаемым объ­ектам можно отнести клапаны, камеры и покрышки колес, отдель­ные агрегаты летательных аппаратов.

Восстанавливаемыми называются объекты, работоспо­собность которых в случае возникновения отказа подлежит восста­новлению К таким изделиям можно отнести двигатели, многие аг­регаты и системы летательного аппарата. Для оценки надежности этих объектов фиксируют их наработку до первого отказа, нара­ботку между первым и вторым отказами и т. д.

COMMENTS

  • <cite class="fn">seo</cite>

    1. Изготовление деталей и комплектующих для авиационной техники.
    2. Изготовление резинотехнических изделий по отраслевым и авиационным нормалям, а также по чертежам заказчика.
    3. Изготовление деталей крепежа для авиационной техники по ОСТам, нормалям, а также по чертежам заказчика.
    4. Изготовление деталей для ремонта агрегатов авиационной техники по чертежам заказчика.
    5. Изготовление трубопроводов для топливной, масляной и гидравлической систем авиационной техники.
    6. Ремонт наземного приборного оборудования.
    7. Обеспечение запасными частями авиационных предприятий для производства и ремонта авиационной техники.
    http://unitech.aero

Comments are closed.