НАДЕЖНОСТЬ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
2.1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Безопасность и регулярность полетов, экономические показатели использования летательных аппаратов во многом определяются их надежностью. Проблема обеспечения надежности стала особенно актуальной в настоящее время. Это объясняется в основном двумя факторами, продолжающимися усложнениями авиационной техники и увеличением объема воздушных перевозок. Современные летательные аппараты все больше оснащаются средствами автоматики, радиоэлектронной аппаратурой, сложными системами и агрегатами, состоящими из большого числа элементов, блоков и узлов. При этом, несмотря на повышение надежности отдельных элементов, надежность систем, а следовательно, и летательных аппаратов в целом не только не. повышается, но иногда даже понижается. Недостаточная надежность снижает уровень исправности, а следовательно, и готовность летательных аппаратов к полету, что вызывает понижение эффективности их использования и повышение эксплуатационных расходов.
Надежность — свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя во ‘Времени значения установленных эксплуатационных показателей в. заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.
Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его эксплуатации может
включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость как для объекта, так и для его частей.
Под объектом понимается предмет определенного целевого назначения, рассматриваемый в периоды проектирования, производства, эксплуатации, исследования и испытания на надежность. Объектом может быть деталь, узел, агрогат, подсистема, ‘система или летательный аппарат в целом
Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение ‘некоторого времени или некоторой наработки
Долгощечно сть — свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния три установленной системе технического обслуживания и ремонта. Признаки (критерии) предельного состояния устанавливаются нормативно-технической документацией на данный объект.
Предельное состояние—такое состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация должна быть прекращена из-за неустранимого ухода заданных параметров за установленные пределы или неустранимого снижения эффективности эксплуатации ниже допустимой
Ремонтопригодность — свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения его отказов, повреждений я устранению их последствий путем проведения ремонта и технического обслуживания.
Работоспособность—состояние объекта, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.
Исправность — состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией.
В зависимости от типа эксплуатируемого объекта в качестве характеристик, определяющих его исправность или работоспособность в определенных (заданных) условиях, принимаются один илн несколько’параметров (время выпуска закрылков, подача насоса или давление, им создаваемое, и др.).
Под заданными условиями эксплуатации объекта понимаются как внешние (температура воздуха, его влажность, запыленность среды и т д.), так н режимные условия (непрерывный илн периодический характер работы, частота проведения регламентных работ, условия хранения и т п.). С изменением условий эксплуатации изменяется и надежность изделий.
На надежность авиационной техники оказывает влияние большое число различных факторов, определяемых условиями проектирования, производства и эксплуатации (рис. 2.1).
При несоблюдении соответствующих требований, изложенных в нормативно-технической документации, не исключено появление отказов, неисправностей и повреждений в процессе эксплуатации авн шюниой техники.
Рис. 2 1 Основные факторы, влияющие на надежность |
Под отказом понимается событие, заключающееся в нарушении работоспособности объекта. Отказы могут возникать постепенно и внезапно. Постепенные отказы вызываются износом или старением материала, длительным воздействием повышенных нагрузок, разрегулированием устройств. Они возникают в результате постепенного изменения одного или нескольких заданных параметров (зазоров, люфтов и т. д.). Внезапные отказы возникают неожиданно, без видимых признаков их приближения. Они вызываются обычно механическими повреждениями (поломками, трещинами, обрывами, пробоями изоляции и г. д.).
Под неисправностью понимается состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований, устаиовлеииых нормативно-технической документацией. Сама по се-
бе неисправность не означает отказа изделия, т е. нарушения его работоспособности. Неисправности можно разделить на несущественные, которые не требуют перерыва в эксплуатации самолета и могут быть устранены при очередных регламентных работах, и существенные, которые могут привести к летным происшествиям и требуют, как правило, срочного устранения.
Под повреждением подразумевается событие, заключающееся в нарушении исправности объекта или его составных частей вследствие влияния внешних воздействий, превышающих уровни, установленные в нормативно-технической документации на объект.
Время появления отказов, неисправностей и повреждений следует рассматривать как случайную величину, которая в зависимости от условий эксплуатации может принимать различные значения Поэтому для учета явлений случайности при определении надежности используется теория вероятностей и математическая статистика, позволяющие определить некоторые количественные характеристики надежности конкретных объектов авиационной техники. Следует отметить, что эти характеристики будут разными для восстанавливаемых и невосстанавливаемых объектов.
Неиосстанавливаемыми называются объекты, работоспособность которых в случае возникновения отказа ие подлежит •восстановлению При определении характеристик надежности таких объектов учитываются только деэ их состояния: полностью исправное или полностью неисправное К невосстанавливаемым объектам можно отнести клапаны, камеры и покрышки колес, отдельные агрегаты летательных аппаратов.
Восстанавливаемыми называются объекты, работоспособность которых в случае возникновения отказа подлежит восстановлению К таким изделиям можно отнести двигатели, многие агрегаты и системы летательного аппарата. Для оценки надежности этих объектов фиксируют их наработку до первого отказа, наработку между первым и вторым отказами и т. д.
1. Изготовление деталей и комплектующих для авиационной техники.
2. Изготовление резинотехнических изделий по отраслевым и авиационным нормалям, а также по чертежам заказчика.
3. Изготовление деталей крепежа для авиационной техники по ОСТам, нормалям, а также по чертежам заказчика.
4. Изготовление деталей для ремонта агрегатов авиационной техники по чертежам заказчика.
5. Изготовление трубопроводов для топливной, масляной и гидравлической систем авиационной техники.
6. Ремонт наземного приборного оборудования.
7. Обеспечение запасными частями авиационных предприятий для производства и ремонта авиационной техники.
http://unitech.aero