ОСНОВНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ПОНЯТИЯ. И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

§ 3. ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ и точки

Важнейшими оперативно-тактическими требованиями, предъяв­ляемыми к боевым действиям авиации, являются внезапность, точ­ность и своевременность. Это требует от экипажа умения точно выполнять надеты по заданному маршруту на любых высотах от предельно малых до стратосферных, безошибочно выходить и метко поражать малоразмерные цели в назначенное время.

Экипажу, как правило, указываются маршрут и высота полета, т. е. назначается та траектория, по которой должен пролететь са­молет для выполнения поставленной задачи.

Траекторией полета называется линия, описываемая в про­странстве центром масс самолета в процессе его движения.

Проекция траектории полета на земную поверхность назы­вается линией пути. Линия пути может быть заданной и фак­тической. Линия, по которой экипаж должен провести самолет, на­зывается линией заданного пути (ЛЗП).

Эта линия, заданная основными пунктами, через которые дол­жен пролететь самолет, называется маршрутом полета.

Основными (опорными) точками маршрута являются (рис. 2.1):

— исходный пункт маршрута (ИПМ)—та точка, в которой"начинается маршрут полета. От этой точки, обычно распо­ложенной на некотором удалении от аэродрома взлета, разре­шается прокладывать на полетной карте линию заданного пути;

— поворотные пункты маршрута (ППМ)—те точки

маршрута, над которыми происходит изменение направления ли­нии заданного пути; …

— цель — точка маршрута, в которой решается основная за­дача полета (бомбометание, стрельба, пуск ракет, десантирование, разведка и т. д.);

— исходный пункт обратного маршрута (ИПОМ) — точка, расположенная в районе цели, от которой начи­нается обратный маршрут для возвращения на аэродром посадки;

— конечный пункт маршрута (КПМ) ==■ точка в рай-

one аэродрома, в которой заканчивается маршрут полета и до ко­торой прокладывается на карте линия заданного пути.

При задании маршрута, как правило, указывается высота про­лета основных его пунктов. Если маршрут полета развернуть в прямую линию и через эту прямую провести вертикальную плос-

ппм

ОСНОВНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ПОНЯТИЯ. И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Рис. 2.1. Основные точки маршрута

кость, то проекция на нее заданной в пространстве траектории бу- /Iет представлять собой профиль полета (рис. 2.2).

Профилем полета называется проекция на вертикальную плоскость заданной траектории движения.

Высота, скорость и направление движения самолета являются основными характеристиками навигационного режима и о — л е г а.

ОСНОВНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ПОНЯТИЯ. И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

І Іомимо указанных выше основных точек может выбираться ряд промежуточных точек маршрута (ПТМ), количество и назна­чение которых зависят от условий полета и применяемых техниче­ских средств.

Обычно в качестве основных точек маршрута выбирают хорошо наблюдаемые-с воздуха наземные ориентиры: характерные насе­ленные пункты, озера, изгибы рек, острову или полуострова, точки пересечения дорог и т. д.

Ориентиром называется естественный или искусственный м)рошо выделяющийся на общем ландшафте объект с точно из­вестными координатами или положением, который может быть ис­пользован для определения местонахождения самолета по визуаль­ным ц радиолокационным наблюдениям, .

Линия фактического пути (ЛФП) представляет собой проекцию на земную поверхность фактической траектории полета самолета. ЛФП, как правило, не совпадает точно с ЛЗП из-за не­избежных погрешностей самолетовождения.

Чтобы найти линию фактического пути, необходимо с достаточ­ной точностью и частотой определять в полете местонахождение самолета.

Местом самолета (МС) называется та точка земной по­верхности, над которой в данный момент находится самолет (в ко­торую проецируется его центр масс). Положение этой точки опре­деляется относительно ориентира (например, 5 км севернее насе­ленного пункта N) или указанием двух координат (например, гео­графические широта и долгота).

Знание лишь одной координаты определяет линию положения самолета.

Линией положения (ЛП) называется линия вероятного местонахождения самолета, характеризующаяся постоянством из­меренного параметра. Например, знание дальности от известной точки до самолета определяет радиус окружности, в одной из то­чек которой находится самолет. В этом случае окружность и будет являться линией положения самолета.