ОСНОВНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ПОНЯТИЯ. И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
§ 3. ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ и точки
Важнейшими оперативно-тактическими требованиями, предъявляемыми к боевым действиям авиации, являются внезапность, точность и своевременность. Это требует от экипажа умения точно выполнять надеты по заданному маршруту на любых высотах от предельно малых до стратосферных, безошибочно выходить и метко поражать малоразмерные цели в назначенное время.
Экипажу, как правило, указываются маршрут и высота полета, т. е. назначается та траектория, по которой должен пролететь самолет для выполнения поставленной задачи.
Траекторией полета называется линия, описываемая в пространстве центром масс самолета в процессе его движения.
Проекция траектории полета на земную поверхность называется линией пути. Линия пути может быть заданной и фактической. Линия, по которой экипаж должен провести самолет, называется линией заданного пути (ЛЗП).
Эта линия, заданная основными пунктами, через которые должен пролететь самолет, называется маршрутом полета.
Основными (опорными) точками маршрута являются (рис. 2.1):
— исходный пункт маршрута (ИПМ)—та точка, в которой"начинается маршрут полета. От этой точки, обычно расположенной на некотором удалении от аэродрома взлета, разрешается прокладывать на полетной карте линию заданного пути;
— поворотные пункты маршрута (ППМ)—те точки
маршрута, над которыми происходит изменение направления линии заданного пути; …
— цель — точка маршрута, в которой решается основная задача полета (бомбометание, стрельба, пуск ракет, десантирование, разведка и т. д.);
— исходный пункт обратного маршрута (ИПОМ) — точка, расположенная в районе цели, от которой начинается обратный маршрут для возвращения на аэродром посадки;
— конечный пункт маршрута (КПМ) ==■ точка в рай-
one аэродрома, в которой заканчивается маршрут полета и до которой прокладывается на карте линия заданного пути.
При задании маршрута, как правило, указывается высота пролета основных его пунктов. Если маршрут полета развернуть в прямую линию и через эту прямую провести вертикальную плос-
Рис. 2.1. Основные точки маршрута |
кость, то проекция на нее заданной в пространстве траектории бу- /Iет представлять собой профиль полета (рис. 2.2).
Профилем полета называется проекция на вертикальную плоскость заданной траектории движения.
Высота, скорость и направление движения самолета являются основными характеристиками навигационного режима и о — л е г а.
І Іомимо указанных выше основных точек может выбираться ряд промежуточных точек маршрута (ПТМ), количество и назначение которых зависят от условий полета и применяемых технических средств.
Обычно в качестве основных точек маршрута выбирают хорошо наблюдаемые-с воздуха наземные ориентиры: характерные населенные пункты, озера, изгибы рек, острову или полуострова, точки пересечения дорог и т. д.
Ориентиром называется естественный или искусственный м)рошо выделяющийся на общем ландшафте объект с точно известными координатами или положением, который может быть использован для определения местонахождения самолета по визуальным ц радиолокационным наблюдениям, .
Линия фактического пути (ЛФП) представляет собой проекцию на земную поверхность фактической траектории полета самолета. ЛФП, как правило, не совпадает точно с ЛЗП из-за неизбежных погрешностей самолетовождения.
Чтобы найти линию фактического пути, необходимо с достаточной точностью и частотой определять в полете местонахождение самолета.
Местом самолета (МС) называется та точка земной поверхности, над которой в данный момент находится самолет (в которую проецируется его центр масс). Положение этой точки определяется относительно ориентира (например, 5 км севернее населенного пункта N) или указанием двух координат (например, географические широта и долгота).
Знание лишь одной координаты определяет линию положения самолета.
Линией положения (ЛП) называется линия вероятного местонахождения самолета, характеризующаяся постоянством измеренного параметра. Например, знание дальности от известной точки до самолета определяет радиус окружности, в одной из точек которой находится самолет. В этом случае окружность и будет являться линией положения самолета.