АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ О НАДЕЖНОСТИ
Анализ информации о надежности рекомендуется проводить по •объектам обслуживания. В качестве примера — в табл 2.1 приведены характерные отказы и неисправности для некоторых агрегатов силовой установки.
Располагая такой информацией об отказах н неисправностях ло объектам обслуживания, можно провести ее качественный и количественный анализ
Качественный анализ информации о надежности позволяет установить степень влияния различных отказов и неисправностей иа работоспособность отдельных агрегатов или систем в целом, оценить последствия, к ноторьхи может привести появление тех или иных неисправностей, выявить основные конструктивно-производственные недостатки, недостатки эксплуатации и ремонта.
Например, течь масла из сот радиатора, трещина корпуса насоса, тре — щииа в узле крепления створки маслорадиатора МВР-2В (табл 2.1) могут привести к отказу в работе масляной л топливной систем, а слабая затяжка лент крепления маслорадиатора, обрыв ‘металлизации «а шарнире створки, порыв чехлов на штоке эдектромехаиизма не окажут. непосредственного влияния на ■работоспособность систем иа первом этапе появления (неисправностей
Путем качественного анализа выявляют наименее надежные узлы и агрегаты авиационной техники. Намечают мероприятия, которые необходимо провести для обеспечения работоспособности систем в случае появления неисправностей. В зависимости от степени опасности неисправностей в одних случаях может потребоваться немедленное проведение работ по их устранению, в других работы могут быть отсрочены до. возвращения летательного аппарата в базовый аэропорт или до очередной формы периодического о слу. живания.
В результате качественного анализа можно сделать предвари тельные выводы о возможности изменения периодичности обслужи вания объектов и определить в некоторых случаях основные направления экспериментальных н теоретических исследований по повышению надежности изделии.
Количественный анализ информации о надежности позволяет определить фактический уровень надежности авиационной техники,, оценка которого производится с помощью показателей, получаемых по определенным математическим зависимостям При оценке коти — чественных показателей надежности основными величинами, ис пользуемыми в расчетах, являются число отказов или неисправностей и величина наработки (часы, посадки, циклы и т д) Расчетные показатели надежности сравниваются с нормативными и используются для их уточнения
Известно, что нормативные показатели надежности обычно задаются при проектировании изделия, когда еще недостаточно ясны
все вопросы, связанные с конструкцией, условиями эксплуатации, режимами обслуживания и т д Поэтому при установлении норм надежности используются соответствующие характеристики уже существующих аналогичных объектов с учетом характеристик проектируемого изделия, технического прогресса за время проектирования и изготовления, а также изменения условии эксплуатации, последствия отказов и т д
Для авиационной техники установлен ряд нормируемых «показателей надежности, которые проверяются и уточняются в «процессе
длительной эксплуатации
К таким показателям относятся:
вероятность безотказной работы при выполнении рейса и наработка на отказ, выявленный в полете;
наработка па отказ, приведший к предпосылке к летному происшествию и на отказ двигатечя, проявившийся в полете и выявленный экипажем (с выделением отказов, приводящих к выключению двигателя в полете),
наработка на неисправность, выявленную в полете и на земле при оперативных формах обслуживания с учетом всех неисправностей, обнаруженных при всех видах обслуживания, а также наработка на отказ отдельных агрегатов, двигателя, приведший к досрочному их съему.
Приведенные показатели надежности определяют с использованием статистических данных по отказам и неисправностям, «полученным в процессе эксплуатации авиационной техники.