АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ О НАДЕЖНОСТИ

Анализ информации о надежности рекомендуется проводить по •объектам обслуживания. В качестве примера — в табл 2.1 приведены характерные отказы и неисправности для некоторых агрегатов си­ловой установки.

Располагая такой информацией об отказах н неисправностях ло объектам обслуживания, можно провести ее качественный и количественный анализ

Качественный анализ информации о надежности позволяет ус­тановить степень влияния различных отказов и неисправностей иа работоспособность отдельных агрегатов или систем в целом, оце­нить последствия, к ноторьхи может привести появление тех или иных неисправностей, выявить основные конструктивно-производ­ственные недостатки, недостатки эксплуатации и ремонта.

Например, течь масла из сот радиатора, трещина корпуса насоса, тре — щииа в узле крепления створки маслорадиатора МВР-2В (табл 2.1) могут при­вести к отказу в работе масляной л топливной систем, а слабая затяжка лент крепления маслорадиатора, обрыв ‘металлизации «а шарнире створки, порыв чехлов на штоке эдектромехаиизма не окажут. непосредственного влияния на ■работоспособность систем иа первом этапе появления (неисправностей

Путем качественного анализа выявляют наименее надежные узлы и агрегаты авиационной техники. Намечают мероприятия, ко­торые необходимо провести для обеспечения работоспособности си­стем в случае появления неисправностей. В зависимости от степени опасности неисправностей в одних случаях может потребоваться немедленное проведение работ по их устранению, в других ра­боты могут быть отсрочены до. возвращения летательного аппарата в базовый аэропорт или до очередной формы периодического о слу. живания.

АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ О НАДЕЖНОСТИ

В результате качественного анализа можно сделать предвари тельные выводы о возможности изменения периодичности обслужи вания объектов и определить в некоторых случаях основные направ­ления экспериментальных н теоретических исследований по повы­шению надежности изделии.

Количественный анализ информации о надежности позволяет определить фактический уровень надежности авиационной техники,, оценка которого производится с помощью показателей, получаемых по определенным математическим зависимостям При оценке коти — чественных показателей надежности основными величинами, ис пользуемыми в расчетах, являются число отказов или неисправно­стей и величина наработки (часы, посадки, циклы и т д) Расчет­ные показатели надежности сравниваются с нормативными и используются для их уточнения

Известно, что нормативные показатели надежности обычно за­даются при проектировании изделия, когда еще недостаточно ясны

все вопросы, связанные с конструкцией, условиями эксплуатации, режимами обслуживания и т д Поэтому при установлении норм надежности используются соответствующие характеристики уже существующих аналогичных объектов с учетом характеристик про­ектируемого изделия, технического прогресса за время проектиро­вания и изготовления, а также изменения условии эксплуатации, последствия отказов и т д

Для авиационной техники установлен ряд нормируемых «показа­телей надежности, которые проверяются и уточняются в «процессе

длительной эксплуатации

К таким показателям относятся:

вероятность безотказной работы при выполнении рейса и нара­ботка на отказ, выявленный в полете;

наработка па отказ, приведший к предпосылке к летному проис­шествию и на отказ двигатечя, проявившийся в полете и выявлен­ный экипажем (с выделением отказов, приводящих к выключению двигателя в полете),

наработка на неисправность, выявленную в полете и на земле при оперативных формах обслуживания с учетом всех неисправно­стей, обнаруженных при всех видах обслуживания, а также нара­ботка на отказ отдельных агрегатов, двигателя, приведший к до­срочному их съему.

Приведенные показатели надежности определяют с использова­нием статистических данных по отказам и неисправностям, «полу­ченным в процессе эксплуатации авиационной техники.