УСТРОЙСТВО УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ
В настоящее время применяются указатели скорости двух типов: указатели приборной скорости (УС) и комбинированные указатели скорости (КУС). Первые устанавливаются на самолетах и вертолетах, имеющих небольшую скорость. Вторые устанавливаются на скоростных самолетах.
Указатели скорости посредством трубопроводов соединяются с приемниками воздушного давления. (ПВД). В настоящее время применяются два типа ПВД: совмещенный и с раздельными системами замера давлений. Совмещенный приемник (рис. 3.12) состоит из двух трубок. Одна из них имеет открытый конец 1 и воспринимает полное давление встречного потока воздуха. Другая трубка 2 воспринимает через боковые отверстия 3 только статическое давление. Обе трубки заключены ъ общий корпус. Электрообогреватель 4 служит для предохранения приемника от обледенения. Для уменьшения аэродинамических ошибок приемник с помощью специальной штанги устанавливается в месте наименьшего искажения воздушного потока.
Второй тип приемника имеет раздельные системы замера полного и статического давлений (рис. 3.13). Полное давление воспринимается трубкой полного давления. Статическое давление появ отся через отверстие в борту фюзеляжа.
Указатель приборной скорости (рис. 3.14) состоит из мембранной манометрической коробки 1, передаточно-множительного меха-
Рис. 3.12. Схема совмещенного приемника воздушного давления: ] _ трубка, воспринимающая полное давление; 2 — трубка статического давления; 3 — отверстия, воспринимающие статическое давление; 4 і— электрообогреватель |
Рис. 3.13, Схема раздельного приемника воздушного дав^ ления |
Рис. 3.14. Схема указателя приборной скорости: 1 — манометрическая коробка; 2 — передаточномножительный механизм; 3 — шкала скорости; 4 — стрелка; 5 «=• корпус прибора |
шізма 2, шкалы скорости 3 и стрелки 4. Механизм указателя смонтирован в герметическом корпусе 5. В задней стенке корпуса помещены два штуцера, соединенные с приемником воздушных давлений. Через динамический штуцер в манометрическую коробку подается полное давление, а через статический штуцер внутрь корпуса прибора подается статическое давление.
В полете манометрическая коробка расширяется под действием динамического давления, представляющего собой разность между полным и статическим давлением. Перемещение верхнего подвижного центра манометрической коробки с помощью передаточно — множительного механизма преобразуется во вращательное движение стрелки, которая по шкале указывает приборную скорость самолета. В настоящее время на самолетах и вертолетах могут устанавливаться указатели приборной скорости типа УС-350, УС-800.
Комбинированный указатель скорости предназначен для одновременного измерения приборной и истинной воздушной скорости. В нем совмещены два прибора; указатель приборной скорости и указатель истинной воздушной скорости. Комбинированный указатель скорости имеет следующие основные узлы:
— чувствительный элемент, воспринимающий динамическое давление (манометрическая коробка);
— чувствительный элемент, воспринимающий статическое давление на высоте полета (анероидная коробка);
— передаточно-множительные механизмы;
— индикаторную часть;
— корпус прибора.
Рассмотрим устройство комбинированного указателя скорости КУС-1200. Внешний вид прибора изображен на рис. 3.15. Прибор имеет две стрелки — широкую и узкую.
Широкая стрелка показывает приборную скорость. Узкая стрелка показывает скорость, близкую к истинной. КУС-1200 позволяет измерять истинную скорость до 1200 км/ч.
На рис. 3.16 показана кинематическая схема КУС-1200. Манометрическая коробка является общим чувствительным элементом указателя приборной и истинной скорости. Внутрь коробки подается полное давление, а в корпус прибора — статическое давление. Манометрическая коробка расширяется пропорционально динамическому давлению.
Движение верхней части манометрической коробки 1 через тягу 2, поводок 3 и колодку 4 передается на валик 5, который поворачивается вместе с укрепленными на нем сектором 6 и поводком 11. Сектор 6 через трибку 7 поворачивает ось, на которой сидит широкая стрелка 8, показывающая приборную скорость по шкале 9. Рассмотренная часть кинематической схемы прибора
КУС-1200 работает аналогично указателю приборной воздушной скорости.
Анероидная коробка 10 измеряет статическое давление на высоте полета. Она включена в механизм указателя истинной воздушной скорости. Одновременно вращение валика 5 через поводок 11, тягу 12, шарнирное соединение 13, изогнутый поводок 14 и. анероидную коробку 10 передается на компенсирующий валик 15 механизма ‘истинной воздушной скорости. На валике 15 закреплен сектор 16, находящийся в зацеплении с трибкой 17, на полой оси которой закреплена стрелка 18, показывающая истинную скорость.
Рис. 3.16. Кинематическая схема КУС-1200: 1 — манометрическая коробка; 2 — тяга; 3 — поводок; 4 — колодка; 5 -“.валик; 6‘— зубчатый сектор; 7 — трибка; 8— широкая стрелка; 9 — шкала; 10 — анероидная коробка; 11 — поводок; 12 — тяга; 13 — шарнирное соединение; 14 — изогнутый поводок; 15 — компенсационный валик; 16 — зубчатый сектор; 17 — трибка; 18 — узкая стрелка# |
Анероидная коробка 10 укреплена за неподвижный центр на компенсационном валике 15. К подвижному центру анероидной коробки прикреплен изогнутый поводок 14. С поднятием на высоту атмосферное давление уменьшается. Анероидная коробка, расширяясь, увлекает за собой изогнутый поводок 14. В результате шарнирное соединение 13 приближается к оси вращения валика 15. Это приводит к уменьшению ведомого плеча, вследствие чего передаточное отношение увеличивается и узкая стрелка поворачивается на больший угол, чем’ широкая. Разница в показаниях широкой и узкой стрелки возрастает с увеличением высоты и скорости полета.
В настоящее время кроме указателя КУС-1200 имеются другие комбинированные указатели скорости (КУС-2000, КУС-2500). Они отличаются от. КУС-1200 увеличенным диапазоном измерения скорости и различной конструкцией передаточно-множительных механизмов.