ВЕРТОЛЕТА

Аэродинамические характеристики фюзеляжа вертолета получены по испытаниям модели в аэродинамической трубе ЦАГИ. Модель фю­зеляжа была выполнена в масштабе 1 : 7. Несущий и хвостовой вин­ты на модели отсутствовали. ‘Втулка несущего винта была смоделирована телом вращения, напоминавшим по форме втулку.

Аэродинамические характеристики фюзеляжа * показаны на фиг. 57—61.

Принятое правшю знаков и схема отсчета углов установки стабили­затора даны на фиг. 24 и 25. Угол атаки фюзеляжа ас. г.ф отсчитывался от строительной горизонтали фюзеляжа.

ВЕРТОЛЕТА

В графике коэффициента лобового сопротивления фюзеляжа (фиг. 57) учтено влияние масштабного эффекта при переходе от моде­ли к натуре, а также влияние отделки, интерференции и неучтенных де­талей, отсутствовавших на модели.

График изменения сх по скорости не приведен, так как в диапазоне скоростей полета вертолета сх почти не изменяется. Угол установки ста­билизатора практически не влияет на с,, фюзеляжа.

На фиг. 58 дан график коэффициента подъемной силы фюзеляжа при трех значениях угла установки стабилизатора.

На фиг. 59 приведен график коэффициента-продольного момента фю­зеляжа при трех значениях угла установки стабилизатора и без стаби­лизатора.

В области отрицательных углов атаки, соответствующих полету на вертолетном режиме, фюзеляж — без стабилизатора статически неустойчив (гпф|,=-0,175), а со стабилизатором — устойчив (т~:ф —0,51).

Cz

I

"0»с. пф — Ю

-1,0

^С. Г.Ф

-7°

I I

о

®^с. г.ф=~3

|

-0,5

О^с. г:ф 13

10

0

-10 /3°

оф

xS

s

W

Фиг. 61. Коэффициент боковой силы фюзе­ляжа вертолета (Re = 8′ 10s).

Подпись: Фиг. 60. Коэффициент момента рыскания ф юз ел яжа в е р тол ста {Re = 8' КР).
В области положительных углов атаки до ас. г.ф —8°, соответствующих планированию вертолета на режиме самовращения, фюзеляж со стаби­лизатором в связи с затенением стабилизатора кормовой частью фюзеля­жа нейтрален.

На фиг. 60 дан график коэффициента момента рыскания фюзеляжа вертолета. При больших отрицательных углах атаки фюзеляж вертолета обладает путевой статической устойчивостью; на положительных углах атаки фюзеляж неустойчив.

На фиг. 61 приведем график коэффициента боковой силы фюзеляжа вертолета.

Испытания модели фюзеляжа на поперечную статическую устойчи­вость из-за малой величины момента крена не могли быть проведены с удовлетворительной точностью; поэтому график коэффициента крена фюзеляжа не приводится.

Испытания показали, что при всех углах атаки фюзеляж имеет либо нейтральную поперечную статическую устойчивость, либо не имеет попе­речной статической устойчивости.