ВЕРТОЛЕТА
Аэродинамические характеристики фюзеляжа вертолета получены по испытаниям модели в аэродинамической трубе ЦАГИ. Модель фюзеляжа была выполнена в масштабе 1 : 7. Несущий и хвостовой винты на модели отсутствовали. ‘Втулка несущего винта была смоделирована телом вращения, напоминавшим по форме втулку.
Аэродинамические характеристики фюзеляжа * показаны на фиг. 57—61.
Принятое правшю знаков и схема отсчета углов установки стабилизатора даны на фиг. 24 и 25. Угол атаки фюзеляжа ас. г.ф отсчитывался от строительной горизонтали фюзеляжа.
В графике коэффициента лобового сопротивления фюзеляжа (фиг. 57) учтено влияние масштабного эффекта при переходе от модели к натуре, а также влияние отделки, интерференции и неучтенных деталей, отсутствовавших на модели.
График изменения сх по скорости не приведен, так как в диапазоне скоростей полета вертолета сх почти не изменяется. Угол установки стабилизатора практически не влияет на с,, фюзеляжа.
На фиг. 58 дан график коэффициента подъемной силы фюзеляжа при трех значениях угла установки стабилизатора.
На фиг. 59 приведен график коэффициента-продольного момента фюзеляжа при трех значениях угла установки стабилизатора и без стабилизатора.
В области отрицательных углов атаки, соответствующих полету на вертолетном режиме, фюзеляж — без стабилизатора статически неустойчив (гпф|,=-0,175), а со стабилизатором — устойчив (т~:ф —0,51).
Cz |
I |
||||||||||||||
"0»с. пф — Ю |
-1,0 |
||||||||||||||
^С. Г.Ф |
-7° |
||||||||||||||
I I |
|||||||||||||||
о ®^с. г.ф=~3 |
|||||||||||||||
| |
|||||||||||||||
-0,5 |
|||||||||||||||
О^с. г:ф 13 |
|||||||||||||||
10 |
0 |
-10 /3° |
|||||||||||||
оф |
xS |
||||||||||||||
s |
|||||||||||||||
W |
|||||||||||||||
Фиг. 61. Коэффициент боковой силы фюзеляжа вертолета (Re = 8′ 10s). |
В области положительных углов атаки до ас. г.ф —8°, соответствующих планированию вертолета на режиме самовращения, фюзеляж со стабилизатором в связи с затенением стабилизатора кормовой частью фюзеляжа нейтрален.
На фиг. 60 дан график коэффициента момента рыскания фюзеляжа вертолета. При больших отрицательных углах атаки фюзеляж вертолета обладает путевой статической устойчивостью; на положительных углах атаки фюзеляж неустойчив.
На фиг. 61 приведем график коэффициента боковой силы фюзеляжа вертолета.
Испытания модели фюзеляжа на поперечную статическую устойчивость из-за малой величины момента крена не могли быть проведены с удовлетворительной точностью; поэтому график коэффициента крена фюзеляжа не приводится.
Испытания показали, что при всех углах атаки фюзеляж имеет либо нейтральную поперечную статическую устойчивость, либо не имеет поперечной статической устойчивости.