СИСТЕМА ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ И ЕЕ ЦЕЛИ

В соответствии с введенной в § 1.2 терми­нологией эксплуатацию ЛК можно рассматривать как организацион­ную систему, так как в нее входят не только техника, но и персо­нал, эксплуатирующий эту технику. Поскольку эксплуатация суще — степно зависит от внешних условий, к которым можно отнести природу (климатическое воздействие, различные температурно-влаж­
ностные режимы и т. п.), а также другие взаимодействующие системы, то эксплуатацию ЛК целесообразно рассматривать как открытую систему.

Выделение целостного множества объектов или понятий в систему должно определяться целями исследования. Если исходить из указан­ных в § 1.4 целей разработки программы эксплуатации и оператив­ного управления эксплуатацией какой-то системы ЛК, то можно в

Подпись:Подпись: I—Подпись: І-Н-И-зПодпись: 1—-X -X- -*• -X- X -X- -X— -X-—х-—-х-—-х- х-—-х-—-х- Х-- Подпись: -X- *г—1Подпись: Состояния тПодпись: Выходы Y (Г)JL

Высший орган управлений

——- j———

Подпись: Внешняя сред а (приро- да, взаимо - действующие системы)

*

L-x-—*-

Входы U(T) и ограничения £2 (Т)

Рис. 1.3. Укрупненная структура системы эксплуатации совокупности ЛК общем виде (и конечно, не единственно возможном) представить си­стему эксплуатации совокупности ЛК (СЭЛК) так, как это показано на рис. 1.3. На этой схеме даны укрупненные компоненты, определяю­щие входы U (Г), ограничения Q(T), состояния Х(7) и выходы Y(Т) системы эксплуатации, а также некоторые связи между ними (см. [15]).

Состояния Х(Т) системы эксплуатации определяются подсистемой (системой) управления, которая включает в себя способы, органы и средства управления; персоналом, ведущим эксплуатацию ЛК; при­нятыми или разрабатываемыми технологическими эксплуатацион­ными процессами применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования ЛК, их составных частей и элементов; эксплуатационными свойствами ЛА и элементами системы, обеспе­чивающими их эксплуатацию (организациями, ведущими техническое обслуживание, ремонтными заводами и т. д.).

Входы и(Г) системы эксплуатации образуются воздействием на нее внешней среды и управлением от более высокой по иерархиче­скому уровню системы, в которую СЭЛК входит как подсистема пер­вого или даже второго уровня. Такой более высокой системой приме­нительно к системе эксплуатации совокупности ЛК одного типа может быть система эксплуатации всех типов комплексов или система, ох­ватывающая не только эксплуатацию, но и весь круг вопросов по соз­данию, развитию, применению совокупности разнотипных ЛК.

Внешней средой СЭЛК может быть природа или другие взаимодей — I імуіоїцие системы — система оповещения о состоянии среды, ме­ншії и (логические системы, системы эксплуатации других типов Л А и г. д.

Ih, подія Y(‘T) любой системы определяются ее целями и задачами и и наиболее обобщенном виде складываются из эффективности и эко­номичности системы, а также каких-либо временных требований к ней. Между компонентами (подсистемами или элементами) системы *кшлуатации, представленными на рис. 1.3, существуют различные і ни їм. От высшего органа управления к системе эксплуатации посту — ншог цели и задачи, которые вместе с воздействием внешней среды на иге компоненты системы образуют множество входов U(7’). Кроме того, «И 1.1110 множество ограничений этих входов и множество Т моментов пргмснн существования СЭЛК-

Полученные подсистемой управления цели и задачи в соответствии і принятыми способами управления трансформируют органы управ­ления в цели и задачи для организаций, объединяющих персонал, Кшпрый выполняет эксплуатационные процессы. Эти цели и задачи дриодит до персонала, используя соответствующие средства управле­ния.

І Ісрсонал в соответствии с полученными задачами выполняет техно — Л<п нческие эксплуатационные процессы на ЛК, используя при этом •лгмепты системы ЛК, созданные для обеспечения их эксплуатации (Он ил, склады, ремонтные заводы и т. п.). Функционирование системы ♦шплуатации отражается изменением множества ее состояний Х(Т) і учетом множества Q(Г) ограничений, определяемого входами и со­ті ином (содержанием) самой системы. Входы системы UfT) с учетом шршшчений ft (Г) и состояний системы Х(Г) определяют ее выходы Y</’). В качестве обобщенных выходных характеристик системы эксплу — Ui.’Ihhh можно рассматривать показатели ее эффективности, экономич­ное ш, своевременности функционирования и др. Анализируемая си — I ітма включает в себя ряд контуров управления, связи между которы­ми представлены нарис. 1.3 условными обозначениями, введенными в § 1.2 (см. рис. 1.1 и 1.2). Так, высший орган управления является управляющим, а вся подсистема управления СЭЛК — управляемым притом. На этот контур управления оказывает воздействие внешняя среда. На рис. 1.3 показаны соответствующие связи подчинения, под­чиненности между персоналом и технологическими процессами, ко — юрыс он выполняет, а также между технологическими процессами и техникой, которая подвергается этим воздействиям. Выходы системы м порядке обратной связи воздействуют на все компоненты СЭЛК- Анализ этих воздействий ведет подсистема управления и в порядке Подчиненности передает высшему органу управления. В общем случае могут быть каналы, по которым высший орган управления получает непосредственно какие-либо сведения о выходах СЭЛК помимо ин — ||юрмации от подсистемы управления. Обычно такие данные имеют пСюГиценный характер. Кроме того, система эксплуатации своими вы­ходами оказывает воздействие и на внешнюю среду.

Рассмотрим цели системы эксплуатации совокупности ЛК-

В общем виде цель любой системы — успешное ее применение по назначению. Эту цель можно раскрыть подробнее в виде ряда целей: применение с высокой эффективностью, экономичностью и своевре­менностью в течение длительного срока и т. д. да*

Исходя из этого, цели системы эксплуатации совокупности ЛК включают в себя: 1. Высокую эффективность применения ЛК по наз­начению в установленные сроки (в заранее заданное время или в слу­чайный момент). 2. Большую длительность эксплуатации и высокую готовность ЛК к применению. 3. Поддержание определенного коли­чества ЛА или ЛК, находящихся в готовности или эксплуатации. 4. Высокую экономичность эксплуатации ЛК. 5. Высокую безопасность выполнения эксплуатационных процессов.

Выполнение первых двух целей обеспечивает высокую эффектив­ность применения ЛК по назначению в установленные сроки в течение длительного периода времени. Выполнение третьей цели обеспечива­ет необходимый состав совокупности ЛК, для успешного применения которой и создана СЭЛ К. Достижение высокой экономичности (четвер­тая цель) приводит к снижению или относительно небольшим затра­там сил, средств и времени на эксплуатацию ЛК при определенной эффективности их применения. Пятая цель характерна для органи­зационной системы, так как в эту систему входят коллективы людей. Выполнение пятой цели позволяет полностью избежать или уменьшить возможности возникновения аварий на технике, травматизма и гибе­ли людей, работающих на ЛК, а также ослабить вредное воздействие технологических эксплуатационных процессов на природу и другие взаимодействующие системы.

Нет сомнений в том, что цели системы эксплуатации совокупности ЛК можно было бы сформулировать и в другом виде, например объе­динив или расчленив некоторые из них. Однако в любом предложен­ном перечне должны быть определены в той или иной форме цели, от выполнения которых зависят эффективность, экономичность, длитель­ность применения ЛК, состав системы ЛК, безопасность персонала, а также безопасность природы и взаимодействующих систем.

Количественной мерой, характеризующей выполнение целей, мо­гут служить соответствующие показатели, множество которых Y (Т) можно рассматривать как выходы системы эксплуатации совокупности ЛК. Большая часть характеристик системы эксплуатации, составляю­щих множество Y(Т), отражает надежность ЛК — Поэтому, прежде чем перейти к формированию количественных показателей, определяю­щих степень выполнения сформулированных целей, в следующей гла­ве рассмотрим основные положения теории надежности, позволяющие определять, рассчитывать и анализировать количественные показа­тели надежности систем, с тем чтобы на этой основе в гл. 3 вернуться к изучению выходных характеристик СЭЛК.

Глава 2