СИСТЕМА ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ И ЕЕ ЦЕЛИ
В соответствии с введенной в § 1.2 терминологией эксплуатацию ЛК можно рассматривать как организационную систему, так как в нее входят не только техника, но и персонал, эксплуатирующий эту технику. Поскольку эксплуатация суще — степно зависит от внешних условий, к которым можно отнести природу (климатическое воздействие, различные температурно-влаж
ностные режимы и т. п.), а также другие взаимодействующие системы, то эксплуатацию ЛК целесообразно рассматривать как открытую систему.
Выделение целостного множества объектов или понятий в систему должно определяться целями исследования. Если исходить из указанных в § 1.4 целей разработки программы эксплуатации и оперативного управления эксплуатацией какой-то системы ЛК, то можно в
Высший орган управлений
——- j———
*
L-x-—*-
Входы U(T) и ограничения £2 (Т)
Рис. 1.3. Укрупненная структура системы эксплуатации совокупности ЛК общем виде (и конечно, не единственно возможном) представить систему эксплуатации совокупности ЛК (СЭЛК) так, как это показано на рис. 1.3. На этой схеме даны укрупненные компоненты, определяющие входы U (Г), ограничения Q(T), состояния Х(7) и выходы Y(Т) системы эксплуатации, а также некоторые связи между ними (см. [15]).
Состояния Х(Т) системы эксплуатации определяются подсистемой (системой) управления, которая включает в себя способы, органы и средства управления; персоналом, ведущим эксплуатацию ЛК; принятыми или разрабатываемыми технологическими эксплуатационными процессами применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования ЛК, их составных частей и элементов; эксплуатационными свойствами ЛА и элементами системы, обеспечивающими их эксплуатацию (организациями, ведущими техническое обслуживание, ремонтными заводами и т. д.).
Входы и(Г) системы эксплуатации образуются воздействием на нее внешней среды и управлением от более высокой по иерархическому уровню системы, в которую СЭЛК входит как подсистема первого или даже второго уровня. Такой более высокой системой применительно к системе эксплуатации совокупности ЛК одного типа может быть система эксплуатации всех типов комплексов или система, охватывающая не только эксплуатацию, но и весь круг вопросов по созданию, развитию, применению совокупности разнотипных ЛК.
Внешней средой СЭЛК может быть природа или другие взаимодей — I імуіоїцие системы — система оповещения о состоянии среды, меншії и (логические системы, системы эксплуатации других типов Л А и г. д.
Ih, подія Y(‘T) любой системы определяются ее целями и задачами и и наиболее обобщенном виде складываются из эффективности и экономичности системы, а также каких-либо временных требований к ней. Между компонентами (подсистемами или элементами) системы *кшлуатации, представленными на рис. 1.3, существуют различные і ни їм. От высшего органа управления к системе эксплуатации посту — ншог цели и задачи, которые вместе с воздействием внешней среды на иге компоненты системы образуют множество входов U(7’). Кроме того, «И 1.1110 множество ограничений этих входов и множество Т моментов пргмснн существования СЭЛК-
Полученные подсистемой управления цели и задачи в соответствии і принятыми способами управления трансформируют органы управления в цели и задачи для организаций, объединяющих персонал, Кшпрый выполняет эксплуатационные процессы. Эти цели и задачи дриодит до персонала, используя соответствующие средства управления.
І Ісрсонал в соответствии с полученными задачами выполняет техно — Л<п нческие эксплуатационные процессы на ЛК, используя при этом •лгмепты системы ЛК, созданные для обеспечения их эксплуатации (Он ил, склады, ремонтные заводы и т. п.). Функционирование системы ♦шплуатации отражается изменением множества ее состояний Х(Т) і учетом множества Q(Г) ограничений, определяемого входами и соті ином (содержанием) самой системы. Входы системы UfT) с учетом шршшчений ft (Г) и состояний системы Х(Г) определяют ее выходы Y</’). В качестве обобщенных выходных характеристик системы эксплу — Ui.’Ihhh можно рассматривать показатели ее эффективности, экономичное ш, своевременности функционирования и др. Анализируемая си — I ітма включает в себя ряд контуров управления, связи между которыми представлены нарис. 1.3 условными обозначениями, введенными в § 1.2 (см. рис. 1.1 и 1.2). Так, высший орган управления является управляющим, а вся подсистема управления СЭЛК — управляемым притом. На этот контур управления оказывает воздействие внешняя среда. На рис. 1.3 показаны соответствующие связи подчинения, подчиненности между персоналом и технологическими процессами, ко — юрыс он выполняет, а также между технологическими процессами и техникой, которая подвергается этим воздействиям. Выходы системы м порядке обратной связи воздействуют на все компоненты СЭЛК- Анализ этих воздействий ведет подсистема управления и в порядке Подчиненности передает высшему органу управления. В общем случае могут быть каналы, по которым высший орган управления получает непосредственно какие-либо сведения о выходах СЭЛК помимо ин — ||юрмации от подсистемы управления. Обычно такие данные имеют пСюГиценный характер. Кроме того, система эксплуатации своими выходами оказывает воздействие и на внешнюю среду.
Рассмотрим цели системы эксплуатации совокупности ЛК-
В общем виде цель любой системы — успешное ее применение по назначению. Эту цель можно раскрыть подробнее в виде ряда целей: применение с высокой эффективностью, экономичностью и своевременностью в течение длительного срока и т. д. да*
Исходя из этого, цели системы эксплуатации совокупности ЛК включают в себя: 1. Высокую эффективность применения ЛК по назначению в установленные сроки (в заранее заданное время или в случайный момент). 2. Большую длительность эксплуатации и высокую готовность ЛК к применению. 3. Поддержание определенного количества ЛА или ЛК, находящихся в готовности или эксплуатации. 4. Высокую экономичность эксплуатации ЛК. 5. Высокую безопасность выполнения эксплуатационных процессов.
Выполнение первых двух целей обеспечивает высокую эффективность применения ЛК по назначению в установленные сроки в течение длительного периода времени. Выполнение третьей цели обеспечивает необходимый состав совокупности ЛК, для успешного применения которой и создана СЭЛ К. Достижение высокой экономичности (четвертая цель) приводит к снижению или относительно небольшим затратам сил, средств и времени на эксплуатацию ЛК при определенной эффективности их применения. Пятая цель характерна для организационной системы, так как в эту систему входят коллективы людей. Выполнение пятой цели позволяет полностью избежать или уменьшить возможности возникновения аварий на технике, травматизма и гибели людей, работающих на ЛК, а также ослабить вредное воздействие технологических эксплуатационных процессов на природу и другие взаимодействующие системы.
Нет сомнений в том, что цели системы эксплуатации совокупности ЛК можно было бы сформулировать и в другом виде, например объединив или расчленив некоторые из них. Однако в любом предложенном перечне должны быть определены в той или иной форме цели, от выполнения которых зависят эффективность, экономичность, длительность применения ЛК, состав системы ЛК, безопасность персонала, а также безопасность природы и взаимодействующих систем.
Количественной мерой, характеризующей выполнение целей, могут служить соответствующие показатели, множество которых Y (Т) можно рассматривать как выходы системы эксплуатации совокупности ЛК. Большая часть характеристик системы эксплуатации, составляющих множество Y(Т), отражает надежность ЛК — Поэтому, прежде чем перейти к формированию количественных показателей, определяющих степень выполнения сформулированных целей, в следующей главе рассмотрим основные положения теории надежности, позволяющие определять, рассчитывать и анализировать количественные показатели надежности систем, с тем чтобы на этой основе в гл. 3 вернуться к изучению выходных характеристик СЭЛК.
Глава 2