ТУ-243 «РЕЙС-Д»
Россия
В конце 70-х годов после поступления в войска комплекса «Рейс» встал вопрос о его модернизации. Перед ОКБ была поставлена задача по оснащению са- молета-разведчика новыми средствами и типами разведывательного оборудования, имевшими более высокие характеристики разрешения, введению систем, позволяющих вести разведывательные действия в ночных условиях. Были выставлены требования по улучшению летно-тактических данных самолета-раз — ведчика, в частности по дальности полета, сокра-. щению на ТЗМ состава обслуживающего персонала, количества технических средств и упрощению процесса эксплуатации.
Решение о разработке модернизированного комплекса ВР-ЗД «Рейс-Д» принято в 1981 г. До 1987 г. ОКБ занималось проектированием и постройкой опытных образцов, получивших по ОКБ шифр самолет «243» (Ту-243). Первый полет опытный БПЛА Ту-243 совершил в июле 1987 г. К настоящему време-
ни опытная партия самолетов Ту-243 прошла государственные испытания, и новый комплекс запущен в серийное производство. Работы, проведенные в рамках создания нового беспилотного разведывательного комплекса «Рейс-Д», позволили увеличить его эффективность по сравнению с предшественником более чем в 2,5 раза.
Комплекс «Рейс-Д» предназначен для разведки районов сосредоточения войск и боевой техники, инженерно-технических сооружений, районов экологических и стихийных бедствий, определения мест и масштабов лесных пожаров, аварий газо- и нефтепроводов.
Конструкция планера БПЛА, по сравнению с прототипом, особых изменений не претерпела. Сохранив в основном общую аэродинамическую компоновку, самолетные системы и силовую установку, разработчики полностью обновили состав разведывательного оборудования, внедрили новый навигационно-пилотажный комплекс, произвели перекомпоновку размещения оборудования, увеличили запас топлива и т. д.
Разведывательное оборудование, комплектующееся в двух вариантах, позволяет вести операции в любое время суток.
В первом варианте комплектации на борту устанавливаются панорамный аэрофотоаппарат типа ПА-402 и система телевизионной разведки «Аист-М» с передачей информации в реальном масштабе времени но радиолинии «Трасса-М», во втором — ПА-402 и система инфракрасной разведки «Зима-М» с передачей информации по радиолинии «Трасса-М». Информация также записывается на носители, расположенные на
Ж —
борту разведывательного Ту-243. Новое, более производительное разведывательное оборудование в сочетании с улучшенными характеристиками самолета-носителя позволили довести площадь разведки за один вылет до 2100 км-.
БПЛЛ «Рейс-Д>• в транспортном положении |
Для облегчения поиска БИЛА Ту-243 после посадки на землю на нем устанавливается радиомаяк типа. «Маркер».
Маршевый двигатель был модернизирован по параметрам надежности и получил обозначение ТРЗ-1І7А. Стартовый твердотопливный двигатель БИЛА Ту-143 заменен на новый более мощный и легкий типа РДДТ-243ДТ с максимальной тягой 14 820 кгс.
И состав средств наземного обслуживания, по сравнению с комплексом «Рейс», введены модернизиро-
— JtL*
ванные мобильные средства стартовой и технической позиции (СПУ-243, T3M-243, КПК-243, ПОД-ЗД и другие), значительно улучшившие эксплуатационные характеристики комплекса.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Размах крыла, м…………………………………………………. 2,25
Длина, м…………………………………………………………….. 8,29
Высота, м…………………………………………………………… 1,57
Масса, кг………………………………………………………….. 1400
Скорость крейсерская, км/ч………………………… 850-940
Практическая дальность действия, км…………………. ЗбО
Практический потолок, м…………………………………… 5000
Минимальная высота полета, м……………………………… 50
Л —