ТУ-243 «РЕЙС-Д»

Россия

ТУ-243 «РЕЙС-Д»

В конце 70-х годов после поступления в войска комплекса «Рейс» встал вопрос о его модернизации. Перед ОКБ была поставлена задача по оснащению са- молета-разведчика новыми средствами и типами раз­ведывательного оборудования, имевшими более вы­сокие характеристики разрешения, введению систем, позволяющих вести разведывательные действия в ночных условиях. Были выставлены требования по улучшению летно-тактических данных самолета-раз — ведчика, в частности по дальности полета, сокра-. щению на ТЗМ состава обслуживающего персонала, количества технических средств и упрощению про­цесса эксплуатации.

Решение о разработке модернизированного ком­плекса ВР-ЗД «Рейс-Д» принято в 1981 г. До 1987 г. ОКБ занималось проектированием и постройкой опытных образцов, получивших по ОКБ шифр само­лет «243» (Ту-243). Первый полет опытный БПЛА Ту-243 совершил в июле 1987 г. К настоящему време-

——- ic

ни опытная партия самолетов Ту-243 прошла госу­дарственные испытания, и новый комплекс запущен в серийное производство. Работы, проведенные в рам­ках создания нового беспилотного разведывательно­го комплекса «Рейс-Д», позволили увеличить его эф­фективность по сравнению с предшественником более чем в 2,5 раза.

Комплекс «Рейс-Д» предназначен для разведки районов сосредоточения войск и боевой техники, инженерно-технических сооружений, районов эколо­гических и стихийных бедствий, определения мест и масштабов лесных пожаров, аварий газо- и нефте­проводов.

Конструкция планера БПЛА, по сравнению с про­тотипом, особых изменений не претерпела. Сохранив в основном общую аэродинамическую компоновку, са­молетные системы и силовую установку, разработчики полностью обновили состав разведывательного обо­рудования, внедрили новый навигационно-пилотаж­ный комплекс, произвели перекомпоновку размещения оборудования, увеличили запас топлива и т. д.

Разведывательное оборудование, комплектующе­еся в двух вариантах, позволяет вести операции в лю­бое время суток.

В первом варианте комплектации на борту устанав­ливаются панорамный аэрофотоаппарат типа ПА-402 и система телевизионной разведки «Аист-М» с пере­дачей информации в реальном масштабе времени но радиолинии «Трасса-М», во втором — ПА-402 и систе­ма инфракрасной разведки «Зима-М» с передачей ин­формации по радиолинии «Трасса-М». Информация также записывается на носители, расположенные на

Ж —

борту разведывательного Ту-243. Новое, более произ­водительное разведывательное оборудование в со­четании с улучшенными характеристиками самоле­та-носителя позволили довести площадь разведки за один вылет до 2100 км-.

ТУ-243 «РЕЙС-Д»

БПЛЛ «Рейс-Д>• в транспортном положении

Для облегчения поиска БИЛА Ту-243 после посад­ки на землю на нем устанавливается радиомаяк типа. «Маркер».

Маршевый двигатель был модернизирован по па­раметрам надежности и получил обозначение ТРЗ-1І7А. Стартовый твердотопливный двигатель БИЛА Ту-143 заменен на новый более мощный и лег­кий типа РДДТ-243ДТ с максимальной тягой 14 820 кгс.

И состав средств наземного обслуживания, по срав­нению с комплексом «Рейс», введены модернизиро-

— JtL*

ванные мобильные средства стартовой и технической позиции (СПУ-243, T3M-243, КПК-243, ПОД-ЗД и дру­гие), значительно улучшившие эксплуатационные ха­рактеристики комплекса.

ТУ-243 «РЕЙС-Д»

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах крыла, м…………………………………………………. 2,25

Длина, м…………………………………………………………….. 8,29

Высота, м…………………………………………………………… 1,57

Масса, кг………………………………………………………….. 1400

Скорость крейсерская, км/ч………………………… 850-940

Практическая дальность действия, км…………………. ЗбО

Практический потолок, м…………………………………… 5000

Минимальная высота полета, м……………………………… 50

Л —