ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА КАК СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ
Для расчета надежности ЛА на этапе проектирования или стендовых испытаний необходимо представить его как систему, доводя деление на элементы по возможности до такого уровня, элементы которого являлись бы типовыми, комплектующими, а отказы элементов можно было бы считать независимыми. Выбранное деление системы на элементы и влияние отказов элементов на надежность системы отображаются структурной схемой надежности (ССН).
Процесс изменения состояний элементов и системы представляется в виде случайных событий.
ССН системы составляется на основании логических соображений в аналитической или графической форме. Аналитическая ССН строится на базе логических понятий «И», «ИЛИ», теорем умножения и сложения вероятностей, а также формулы полной вероятности. Безотказное состояние t-ro элемента рассматривается как случайное событие Ли отказ — как событие Аи Графическая ССН представляет собой последовательное (а), параллельное (б) или комбинированное (е) соединения элементов, обозначаемых обычно прямоугольниками 1, 2, 3, п (рис. 1.1).
Рассмотрим невосстанавливаемые системы, в которых возможны только полные независимые отказы. Для составления ССН в общем случае необходимо рассмотреть возможные комбинации состояний всех элементов системы и выявить комбинации, соответствующие отказу системы.
При расчетах надежности летательных аппаратов для большинства систем характерно, что отказ любого из п элементов вызывает отказ системы. Такие системы называют нерезервированными. Нерезервированная система безотказна только в том случае, когда безотказны и первый, и второй, …, и п-й элементы. Обозначив логическое понятие «И» символом «X», можно записать, что A—AiX ХЛ2Х…ХАп. Графически такому условию соответствует последовательное соединение элементов в ССН (рис. 1.1, а). Вероятность безотказной работы нерезервированной системы, согласно теореме умножения вероятностей независимых случайных событий, равна
Р (А) = П Р{А[). (1.25)
/=і
Вероятность безотказной работы системы, рассчитанную по ее ССН и характеристикам безотказности комплектующих элементов, будем называть для краткости структурной надежностью Рс. Поскольку в период нормальной работы интенсивность отказов не зависит от времени (что важно для практики), структурную надежность системы на основании (1.14) и (1.25) представляют весьма простой зависимостью
ЯС=П р1 (0= П e-V/ = exp{-І>4, (1.26)
/=і «=і І /=і J
где Я, і и ti — соответственно интенсивность отказов и заданное значение наработки г’-го элемента.
Анализируя выражение (1.26), приходим к выводу, что надежность системы ниже надежности наименее надежного из ее элементов и чем сложнее по структуре система, тем ниже при прочих равных условиях ее надежность.
Наряду с последовательным соединением элементов в ССН может иметь место и параллельное соединение (рис. 1.1, б), означающее резервирование. Резервирование используется как один из способов повышения надежности системы. Рассмотрим в качестве простейшего примера систему, состоящую из основного и резервного элементов. Система безотказна, если безотказны оба элемента или хотя бы один из них. Отказ системы наступает только в случае отказа и того и другого элемента. Возможные состояния элементов и системы приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Основной элемент |
Ai |
л, |
Ах |
|
Резервный элемент |
м |
м |
А2 |
|
Система |
А |
А |
А |
А |
Обозначив логическое понятие «ИЛИ» символом «+», можно записать, что A=At+A2. Случайные события А и А% независимы, но совместны. Следовательно, по теореме сложения вероятностей
Р(А)=Я(А1)+Я(А2)-Р(А1)Я(Л)- (1-27)
На практике в подобных случаях чаще рассматривают не вероятности безотказной работы элементов, а вероятности их отказов. В нашем примере отказ системы имеет место лишь при отказе и основного и резервного элементов. Поэтому
Р(А)= 1 —[1 —Л(А1)][1 —Я(Л2)]. (1.27а)
Выражения (1.27) и (1.27а) тождественны.
Таким образом, в том случае, когда словесная логическая формула «система безотказна, если…» содержит понятие «И», графическая ССН имеет вид последовательного соединения элементов и вероятности безотказной работы элементов перемножаются. Если же логическая формула содержит понятие «ИЛИ», то графическая ССН имеет вид параллельного соединения элементов, а при вычислении структурной надежности перемножаются вероятности отказов элементов и полученное произведение вычитается из единицы.
Заметим, что правильность составления графической ССН легко проверить по принципу прохождения сигнала, считая, что отказавший элемент не пропускает сигндл. Действительно, при последовательном соединении элементов сигнал не проходит, если отказал любой из них, а при параллельном соединении элементов для прохождения сигнала достаточно одной исправной ветви.
Если в условиях рассматриваемого приьїера считать элементы равнонадежными, т. е. положить Р(А1)=Р(А2)=Р, то выражение (1.27) примет вид
Дс=1-(1-Л)2- (1.28)
Из выражения (1.28) ясен смысл резервирования как способа повышения надежности. Так, если Pi = 0,9, то при наличии только одного резервного элемента по зависимости (1.28) получим Рс = =0,99.
ССН сложной системы может содержать последовательные и параллельные соединения элементов (рис. 1.1, в). Наличие резервных элементов представляет собой структурную избыточность системы; это существенно повышает надежность. Однако в ряде случаев избыточность может привести к снижению надежности. Так, дублирование пиротехнических устройств наряду с повышением надежности их срабатывания по команде увеличивает вероятность случайного самопроизвольного срабатывания. Поэтому при проектировании необходимо изыскивать пути рационального резервирования.
Резервирование находит широкое применение лишь в системах управления ЛА, включающих сложные радиоэлектронные устройства (см. § 3.2). В механических системах оно используется сравнительно редко. Летательный аппарат в целом, за редким исключением, — нерезервированная система.
Целесообразно по возможности приводить ССН к схеме последовательного соединения элементов, представляя резервированные участки в виде отдельных «укрупненных» элементов (пунктирная линия на рис. 1.1, в).
В составе системы могут быть элементы, отказ которых необязательно влечет за собой отказ системы. Наличие частичных отказов, по-разному влияющих на работоспособность системы, можно учесть, воспользовавшись формулой полной вероятности где P{Hi) —вероятности гипотез Ни Н2, …. //ft — несовместных событий, образующих полную группу событий; Р(А/Н4)—условные вероятности события А, вычисленные при условии, что имеет место гипотеза Ні.
Примем для каждого г-го элемента две гипотезы: Нн — элемент безотказен; Н2І— элемент отказал.
В соответствии с выражением (1.29) для ССН типа последовательного соединения при наличии k элементов из п, отказы которых могут быть частичными, имеем
яс=П я#+in(1.зо)
«■=і /=1
где tyi(t) =Р(А/Н2і) —функции влияния частичных отказов на надежность системы, представляющие собой вероятности того, что отказы г’-х элементов не вызывают отказ системы.
Вероятности фг являются функциями времени потому, что зачастую влияние отказа элемента на надежность системы в большой мере зависит от того, в какой момент времени функционирования он наступил. Так, прекращение наддува топливного бака баллистической ракеты по причине отказа какого-либо из элементов системы наддува скорее всего не скажется на работе системы питания, если оно имеет место незадолго до выключения двигателя; это же явление становится опасным, если оно произошло в самом начале полета.
Если отказы элементов зависимы, то расчеты существенно усложняются. В этом случае для ССН типа последовательного соединения необходимо использовать вместо зависимости (1.25) теорему умножения вероятностей зависимых случайных событий и формулу полной вероятности, находя вероятность безотказной работы г-го элемента как условную вероятность, вычисленную в предположении безотказной работы (гипотеза Hj) и отказа (гипотеза H2j) каждого /-го из остальных элементов, влияющих на работу г-го элемента.
ССН применяются в основном для расчета структурной надежности системы как вероятности отсутствия внезапных отказов. Вероятность ненаступления параметрических отказов, называемая параметрической надежностью РП, определяется по моделям функционирования системы или ее отдельных элементов в условиях случайных возмущений методами, излагаемыми в последующих параграфах. Заметим, что модели функционирования применимы также для определения функций ВЛИЯНИЯ фг(0 частичных отказов и для нахождения условных вероятностей безотказной работы х-го элемента при отказах /-х элементов в случае зависимых отказов.
Некоторые ЛЛ предназначаются для выполнения сложных многоэтапных задач, например для полета к Марсу или Венере с посадкой на планету, последующим стартом с нее и возвращением на Землю. При определении вероятности успеха выполнения такой задачи целесообразно рассчитывать надежность ЛЛ последовательно, по этапам, с учетом того факта, что на разных этапах отдель
ные системы ЛЛ функционируют различно. В этих условиях полезно применение структурно-функциональной схемы надежности (СФСН).
СФСН отображает процесс изменений состояний системы, обусловленных отказами элементов и возмущениями, действующими на систему при ее функционировании. Для построения такой модели требуется увязать между собой количественные характеристики надежности элементов, структуру системы и зависимости, описывающие физические случайные процессы функционирования, для чего — необходимо располагать информацией о поведении системы в различных режимах, в частности определить все функции влияния фг(0-
Простейшая СФСН, отображающая изменения состояний системы без учета в явном виде физики процессов функционирования,, основывается на использовании математического аппарата марковских случайных процессов [11, 20, 48]. *