ПОСАДКА ВЕРТОЛЕТА

Посадка вертолета производится одним из следующих способов:

— по-вертолетному, с предварительным зависанием и последующим вертикальным снижением до приземления;

— по-самолетному, с приземлением на установленной поступательной скорости и с пробегом.

Способ приземления выбирается в зависимости от ха­рактера площадки и загрузки вертолета.

Посадка по-вертолетному

Посадка по-вертолетному является основным видом по­садки вертолета (рис. 3.8). Она состоит из следующих элементов: снижения, зависания, вертикального снижения и приземления. Траекторию посадки целесообразно строить так, чтобы исключить пребывание вертолета в области опасных зон «высота — скорость». Планирование перед посадкой производится на скорости 120—140 км/ч по при­бору.

С высоты 60 м плавным отклонением ручки ППУ на себя начинается уменьшение ‘поступательной скорости с таким расчетом, чтобы на высоте 20—30 м скорость по прибору составляла 40—50 км/ч. Снижение производится на режиме работы двигателей ниже номинального.

С высоты 5—8 м плавным перемещением ручки ППУ на себя и одновременным увеличением общего шага га­сится поступательная и вертикальная скорости с таким расчетом, чтобы на высоте 2—3 м произвести зависание.

Вертикальное снижение вертолета обеспечивается плав — . ным уменьшением общего шага, чтобы скорость снижения не превышала 0,2 м/с. Ручкой ППУ необходимо предот­вращать боковые перемещения вертолета.

При посадке с боковым ветром вертолет удерживается от смещений отклонением ручки ППУ в сторону, противо­положную направлению ветра, до момента приземления. После касания земли всеми колесами общий шаг необхо­димо уменьшить до минимального и перейти на руление.

Снижение для посадки на площадку, ограниченную вы­сокими препятствиями, строится так, чтобы зависание про­извести на высоте, превышающей препятствия на 3—5 м.

При посадке на корабль проход борта корабля выпол­няется с превышением 3—5 м относительно палубы с за­висанием над центром ВППл на высоте 1 —1,5 м. При за­висании на высоте более 5 м ВППл уходит из поля зре­ния летчика. Посадка на палубу выполняется с затормо­женными колесами.

Посадка по-самолетному (рис. 3.9)

Посадка с поступательной скоростью (по-самолетному) производится в случае, если невозможно зависнуть из-за недостатка мощности, а также в учебных целях. Она со­стоит из снижения с высоты 20—30 м, выравнивания, вы­держивания, приземления и пробега. Для посадки по-са­молетному требуется ровная площадка с открытыми под­ходами длиной не менее 50 м.

Планирование перед посадкой производится на скоро­сти 120—140 км/ч по прибору. С высоты 60 м плавным отклонением ручки ППУ на себя начинается уменьшение скорости с таким расчетом, чтобы на высоте 20—30 м при­борная скорость составляла 60—70 км/ч. С этой высоты начинается этап выравнивания — процесс плавного вывода вертолета из снижения на выдерживание. Гашение посту­пательной скорости полета и вертикальной скорости сни­жения производится так, чтобы на высоте 0,5—1 м ско­рость полета была 30—40 км/ч.

Выдерживание вертолета при посадке представляет со­бой замедленное движение вертолета над землей в зоне влияния воздушной подушки на высоте 0,5—1 м, в процес­се которого поступательная скорость уменьшается до по­садочной, а вертикальная скорость составляет 0,1—0,2 м/с.

Приземление производится на основные колеса со ско­ростью 20—30 км/ч. Перед самым приземлением реко­мендуется ручку ППУ слегка подобрать на себя. Это поз­воляет очень мягко выполнить приземление на основные колеса. После опускания вертолета на передние колеса общий шаг необходимо уменьшить до минимума.

Для уменьшения длины пробега торможение вертолета производится несущими винтами, т. е. плавным отклоне­нием ручки ППУ на себя. Тормоз колес используется со скорости не более 40 км/ч.

Пробег вертолета при использовании всех средств тор­можения составляет 10—30 м.

Рис. 3.9. Схема сил и траектории посадки по-самолетному