ПОСАДКА ВЕРТОЛЕТА
Посадка вертолета производится одним из следующих способов:
— по-вертолетному, с предварительным зависанием и последующим вертикальным снижением до приземления;
— по-самолетному, с приземлением на установленной поступательной скорости и с пробегом.
Способ приземления выбирается в зависимости от характера площадки и загрузки вертолета.
Посадка по-вертолетному
Посадка по-вертолетному является основным видом посадки вертолета (рис. 3.8). Она состоит из следующих элементов: снижения, зависания, вертикального снижения и приземления. Траекторию посадки целесообразно строить так, чтобы исключить пребывание вертолета в области опасных зон «высота — скорость». Планирование перед посадкой производится на скорости 120—140 км/ч по прибору.
С высоты 60 м плавным отклонением ручки ППУ на себя начинается уменьшение ‘поступательной скорости с таким расчетом, чтобы на высоте 20—30 м скорость по прибору составляла 40—50 км/ч. Снижение производится на режиме работы двигателей ниже номинального.
С высоты 5—8 м плавным перемещением ручки ППУ на себя и одновременным увеличением общего шага гасится поступательная и вертикальная скорости с таким расчетом, чтобы на высоте 2—3 м произвести зависание.
Вертикальное снижение вертолета обеспечивается плав — . ным уменьшением общего шага, чтобы скорость снижения не превышала 0,2 м/с. Ручкой ППУ необходимо предотвращать боковые перемещения вертолета.
При посадке с боковым ветром вертолет удерживается от смещений отклонением ручки ППУ в сторону, противоположную направлению ветра, до момента приземления. После касания земли всеми колесами общий шаг необходимо уменьшить до минимального и перейти на руление.
Снижение для посадки на площадку, ограниченную высокими препятствиями, строится так, чтобы зависание произвести на высоте, превышающей препятствия на 3—5 м.
При посадке на корабль проход борта корабля выполняется с превышением 3—5 м относительно палубы с зависанием над центром ВППл на высоте 1 —1,5 м. При зависании на высоте более 5 м ВППл уходит из поля зрения летчика. Посадка на палубу выполняется с заторможенными колесами.
Посадка по-самолетному (рис. 3.9)
Посадка с поступательной скоростью (по-самолетному) производится в случае, если невозможно зависнуть из-за недостатка мощности, а также в учебных целях. Она состоит из снижения с высоты 20—30 м, выравнивания, выдерживания, приземления и пробега. Для посадки по-самолетному требуется ровная площадка с открытыми подходами длиной не менее 50 м.
Планирование перед посадкой производится на скорости 120—140 км/ч по прибору. С высоты 60 м плавным отклонением ручки ППУ на себя начинается уменьшение скорости с таким расчетом, чтобы на высоте 20—30 м приборная скорость составляла 60—70 км/ч. С этой высоты начинается этап выравнивания — процесс плавного вывода вертолета из снижения на выдерживание. Гашение поступательной скорости полета и вертикальной скорости снижения производится так, чтобы на высоте 0,5—1 м скорость полета была 30—40 км/ч.
Выдерживание вертолета при посадке представляет собой замедленное движение вертолета над землей в зоне влияния воздушной подушки на высоте 0,5—1 м, в процессе которого поступательная скорость уменьшается до посадочной, а вертикальная скорость составляет 0,1—0,2 м/с.
Приземление производится на основные колеса со скоростью 20—30 км/ч. Перед самым приземлением рекомендуется ручку ППУ слегка подобрать на себя. Это позволяет очень мягко выполнить приземление на основные колеса. После опускания вертолета на передние колеса общий шаг необходимо уменьшить до минимума.
Для уменьшения длины пробега торможение вертолета производится несущими винтами, т. е. плавным отклонением ручки ППУ на себя. Тормоз колес используется со скорости не более 40 км/ч.
Пробег вертолета при использовании всех средств торможения составляет 10—30 м.
Рис. 3.9. Схема сил и траектории посадки по-самолетному |