Применение ЦСВ

Предполетная проверка предусматривает проверку работоспособ­ности ЦСВ и установку исходных данных. Для этого необходимо:

— произвести внешний осмотр комплекта и включить ЦСВ;

— вращением ручек Р0 и Г0 на указателе высоты убедиться в работоспособности ЦСВ по отклонению стрелок указателя высоты;

— с помощью ручек Р0 и Г0 установить фактические значения давления и температуры на уровне аэродрома.

Применение ЦСВ в полете имеет следующие особенности. Ин­струментальные ошибки в ЦСВ незначительны, так как они ком­пенсируются корректирующими устройствами в указателях.

15 ЦСВ имеют место аэродинамические ошибки. Учет этих ошибок аналогичен учету их при пользовании барометрическими высото­мерами и комбинированными указателями скорости.

По конструктивным особенностям с ЦСВ можно измерять истин­ную воздушную скорость начиная с 500 км/ч, число М — начиная с 0,4, температуру наружного воздуха — при любой скорости полета.

Для определения истинной высоты полета необходимо на ука­зателе высоты установить давление и температуру на уровне про­летаемой местности. Эти величины с продвижением самолета по маршруту могут изменяться. Кроме того, они не всегда известны экипажу, особенно при полете на территории противника. Поэтому непрерывное определение истинной высоты с ЦСВ при полете по маршруту значительно усложняется.

Обычно штурман устанавливает Р0 и Т0 для отдельных точек маршрута, чаще всего для аэродрома взлета, а затем вводит по­правку на рельеф местности. Поправка на рельеф может отни­маться из отсчета высоты, снятого с указателя высоты. Поправку на рельеф можно также ввести в ЦСВ вращением ручки Р0.

Если учтена только поправка за рельеф местности, то снятая с ЦСВ истинная высота будет иметь ошибку за счет изменения Р0 и Т0 на одном и том же абсолютном уровне в разных точках маршрута. Величина этой ошибки зависит от характера распреде­ления барического и температурного поля по маршруту полета.

Если на самолете имеется связь ЦСВ с радиовысотомером, то можно производить непрерывную коррекцию истинной высоты от радиовысотомера. Можно также выполнять коррекцию высоты по радиовысотомеру относительно выбранных точек маршрута. Для этого необходимо при пролете указанных точек перейти из режима «Ввод коррекции» в режим «Память». Тогда ЦСВ будет показы­вать высоту относительно уровня местности в точках коррекции.

С помощью ЦСВ можно выполнять полет на заданном эшелоне. Для этого необходимо на указателе высоты установить Я0 = ==760 мм рт. ст. и Т0 = +15°. Затем, сняв с указателя температуры ЦСВ значение фактической температуры на высоте полета, с по­мощью навигационной линейки пересчитать высоту заданного эше­лона в исправленное значение высоты и учесть аэродинамическую поправку.

Пример. Какую необходимо держать высоту по ЦСВ, если на указателе вы­соты установлено Ро=760 мм рт. ст. и Ро=-!-150, фактическая температура на­ружного воздуха tц= —45°, аэродинамическая поправка ДЯа= —100 м, а задан­ная высота эшелона Яаш = 6000 м.

Решение. 1. На навигационной линейке с помощью ключа определяем

+15*+t,,___________ Нцспр

0 Нэш

исправленную высоту: йиспр=5770 м.

2. Учтя аэродинамическую поправку, определяем высоту, которую необходимо держать по ЦСВ:

Япр. ,бо = Яиспр — ДЯа = 5770 — (—100) = 5870 м.