Неисправности гидросистемы
1) потеря работоспособности гидронасоса 29-623 вследствие внутренней негерметичности из-за износа втулок, шестерен и нарушения уплотнения привода насоса. Такое состояние насоса определяется по уменьшению величины давления масла АМГ-10 в системе ниже допустимого при включении потребителей, а также по выбиванию масла из дренажа насоса.
Более эффективным методом контроля, позволяющим предвидеть отказ, является контроль в эксплуатации за изменением максимального рабочего давления в системе при выпуске-уборке закрылков и тормозных щитков при работающем двигателе. Уменьшение максимального давления свидетельствует о возможном отказе гидронасоса.
Одной из причин преждевременного износа трущихся деталей насоса является загрязнение рабочей жидкости. С целью уменьшения загрязнения системы не рекомендуется вскрывать пробку маслобака при большой запыленности воздуха, а при необходимости выполнения указанной операции (проверка уровня масла в гидробаке) необходимо предварительно очистить заливную горловину от пыли и грязи, а также принять меры предосторожности против попадания пыли, грязи в систему;
2) разрушение и внешняя негерметичность шлангов гидросистемы. Анализ причин разрушения шлангов показывает, что их разрушению способствует пульсация давления масла АМГ-10 в системе из-за неисправностей гидронасоса и отсутствия в системе демпфирующих устройств, а также работа шлангов при повышенных температурах. Разрушению шлангов, как правило, предшествует внешняя негерметичность, проявляющаяся в виде подтекания (течи) масла АМГ-10 в месте заделки рукава шланга в наконечник и по телу рукава;
3) разрушения трубопроводов по ниппельному соединению вследствие чрезмерной затяжки накидных гаек и многократной переборки в процессе эксплуатации.
Особенность ниппельных соединений трубопроводов гидросистемы самолета Л-29 состоит в том, что герметичность соединения достигается за счет прижатия внутренней развальцованной части трубки к уплотнительной вставке. Так как развальцованная часть трубки представляет собой контур, а уплотнительная вставка — сферу, контактирование конуса со сферой осуществляется по кольцевой линии. Малая площадь контактирования обеспечивает создание больших удельных давлений на внутреннюю часть развальцованной части трубки со стороны вставки, при затяжке накидной гайки соединения вставка легко внедряется в тело трубки (обычно выполненной из алюминиевого сплава) и тем самым легко достигается необходимое уплотнение стыка соединения. При его многократной переборке глубина внедрения вставки в тело трубки становится настолько большой, что толщина трубки в этом месте уменьшается до недопустимой величины. Это, в свою очередь, приводит к снижению прочности трубки в месте ее контактирования со вставкой и от действия на трубопровод вибрационных нагрузок к ее разрушению.
Выявить в процессе эксплуатации недопустимое уменьшение толщины стенки довольно сложно. В отдельных случаях оно может быть определено опытными специалистами по ширине кольцевой канавки от вставки на внутренней поверхности трубки.
В целях предупреждения случаев разрушения трубопроводов из-за уменьшения толщины стенки развальцованной части трубопровода необходимо строго соблюдать следующие требования:
затяжку накидных гаек соединений производить штатным инструментом без применения всевозможных удлинителей плеча применяемых ключей;
устранение негерметичности соединения производить только после проверки состояния его деталей. Устранение неисправности путем подтяжки накидной гайки (без предварительной разборки и осмотра деталей соединений) не производить;
в межремонтный период производить замену трубопроводов, соединения которых подверглись многократной (более 25—30 раз) разборке-сборке;
при сборке соединений устанавливать только ранее стоявшие в них сферические уплотнительные вставки. Обезличка вставок не рекомендуется;
4) несинхронный выпуск закрылков. Несинхронный выпуск закрылков в основном происходит вследствие нарушения работоспособности (отказов) порционера ГА-57-1Б. Характерными причинами отказов являются:
заклинивание плунжера (в том числе и временное) из-за попадания под него посторонних частиц вследствие загрязнения рабочей жидкости;
уменьшение скорости протекания жидкости черев порционер из-за уменьшения производительности гидронасоса, вызванного его неисправностями.
Неисправное состояние порционера определяется по увеличению максимального давления в гидросистеме (при выпуске закрылков) более 35 кгс/см2, а также по разнице в отклонениях левого и правого закрылков, которая не должна превышать 2° при выпуске в положение «Взлет» и 10 — в положение «Посадка».
Следует особо отметить, что зачастую очень трудно добиться повторения на земле имевшего место в воздухе несинхронного выпуска закрылков из-за «пропадания» неисправности при проверках. Поэтому при выявлении неисправности вначале не следует добиваться ее повторения при проверках, а первоначально проанализировать возможные причины неисправности и только — после этого переходить к проверкам непосредственно на самолете.
Во всех случаях при неисправностях порционера его необходимо заменить и произвести промывку гидросистемы и установленных в линии закрылков дросселей.
Второй характерной причиной несинхронного выпуска (уборки) закрылков является внешняя негерметич — ность трубопроводов на участке от гидроцилиндров закрылков до порционера. Внешняя негерметичность трубопроводов на данном участке является очень опасной, так как приводит к изменению давления в трубопроводах в мо’мент выпуска-уборки закрылков, что, в свою очередь, приводит к «обратной реакции» порционера, который в этом случае способствует увеличению «ножниц» закрылков.
С целью своевременного выявления и предупреждения этих и других дефектов гидросистема подвергается осмотрам и проверкам при всех видах подготовки самолета к полету: предварительной, предполетной, под
готовке к повторному полету, а также при выполнении регламентных работ.
При осмотрах системы проверяются: герметичность системы — нет ли течи из агрегатов и трубопроводов, из-под манжет силовых цилиндров и в местах соединений трубопроводов между собой и с агрегатами;
состояние дренажа системы — нет ли засорения его трубок;
состояние и крепление агрегатов и трубопроводов; заправка гидросистемы маслом АМГ-10; зарядка азотом гидроаккумуляторов; чистота фильтров;
величина поддавливания в гидробачке.
Содержание осмотров и регламентных работ изложено в «Едином регламенте технической эксплуатации самолета Л-29», а также в инструкции по эксплуатации самолета.