Гироиндукционный компас. и его применение

Гироиндукционный компас типа ГИК-1 является более совер­шенным магнитным компасом и предназначен для определения^ выдерживания магнитного курса и указания углов разворота вер­толета.

Принцип действия его основан на совместном использовании свойства трехстепенного гироскопа сохранять неизменным направ­ление оси ротора в пространстве и индукционного чувствительно­го элемента, позволяющего определять положение продольной оси* вертолета относительно магнитного меридиана.

Основными элементами компаса являются индукционный дат­чик ИД, коррекционный механизм КМ, гироагрегат ГА и указа­тель курса типа УГР (рис. 2.6).

Индукционный датчик измеряет компасный курс. Его чувст­вительным элементом являются три магнитных зонда. Горизон­тальная составляющая магнитного поля Земли создает в каждом зонде постоянный магнитный поток, величина которого зависит от углового положения зонда относительно вектора Н. Степень на­магниченности зонда оценивается по величине индуктируемой ЭДС в одной из обмоток, нанесенной на зонд. Следовательно, по ве­личине напряжения можно судить о величине магнитного курса. Для стабильности и однозначности определения курса магнитные

от АРІЇ

Гироиндукционный компас. и его применение

зонды соединены в треугольник. Индукционный датчик обеспечи­вает дистанционную передачу определенного курса на указатель и выставку курсового гироскопа гироагрегата по направлению маг­нитного меридиана. Для компенсирования девиации ИД имеет де — виационный прибор.

Гироагрегат предназначен для осреднения курса, измеренного индукционным датчиком, определения углов разворота и выдачи сигналов курса и угла разворота на указатель. Основной частью ГА является трехстепенный гироскоп с горизонтально располо­женной главной осью.

Коррекционный механизм предназначен для обеспечения элек­трической связи индукционного датчика с гироагрегатом, устра­нения девиации, индикации курса, выдаваемого ИД, и выдачи на гироагрегат и указатель курса значения магнитного курса. На шкале КМ отсчитывается компасный курс, выдаваемый индукци­онным датчиком.

Указатель курса (рис. 2.7) служит для индикации магнитного курса, определения углов разворота вертолета. Курс вертолета отсчитывается по шкале курса против верхнего треугольного ин­декса. На указатель курса выведена стрелка радиокомпаса, поз­
воляющая определять по шкале курса пеленг радиостанции, а по неподвижной (внешней) шкале—ее курсовой угол. Для запоми­нания заданного курса в указателе имеется курсозадатчик, управ­ляемый кремальерой. Шкала курса имеет оцифровку через 30° с ценой деления 2°.

ГИК-1 имеет три основные следящие системы, которые связы­вают между собой:

. — индукционный датчик и коррекционный механизм;

— коррекционный механизм и гироагрегат;

— гироагрегат и указатель.

Гироиндукционный компас. и его применение

дукционного датчика на коррекционный механизм следящей си­стемой ИД-КМ. Изменение направления одновременно восприни­мается и гироагрегатом. Следящая система ГА-УГР практически безынерционно передает курс на шкалу указателя вслед за раз­воротом вертолета.

Следящая система KM-ГА имеет нормальную скорость согла­сования 1,5—4,5 об./мин. Поэтому небольшие колебания вертоле­та по курсу в горизонтальном полете не успевают отслеживать­ся, и курс осредняется. Однако при длительных разворотах с боль­шими кренами может возникнуть рассогласование между коррек­ционным механизмом и гироагрегатом, а следовательно, и указа­телем. Для быстрого согласования КМ и ГА (не менее 8,5 об./с) применяется кнопка согласования, находящаяся на приборной доске.

Перед полетом необходимо включить питание ГИК, через 2— 3 мин нажать кнопку согласования и удерживать ее до тех пор,, пока не прекратится вращение шкалы указателя. После этого не­обходимо сравнить показания указателя ГИК и магнитного ком­
паса КИ с учетом его девиации. Разница в показаниях обоих ком­пасов не должна превышать ± 3°. Перед выруливанием необхо­димо установить курсозадатчик на курс взлета.

В полете перед каждым разворотом курсозадатчик устанавли­вается на новый курс и разворот выполняется в сторону мень­шего угла. В дальнейшем курсозадатчик удерживается против верхнего треугольного индекса. При разворотах вертолета курсо­задатчик вращается вместе со шкалой курса. После длительного разворота через 15—20 с необходимо нажать кнопку согласова­ния. Кнопкой следует пользоваться только в установившемся го­ризонтальном прямолинейном полете. В противном случае зна­чение курса будет выдаваться с большой погрешностью.