КОРРЕКТИРОВКА РЕГЛАМЕНТА

Необходимость корректировки объемов работ и периодичнос­ти их выполнения вызывается как изменением технического сос­тояния летательных аппаратов (развитием усталостных разруше­нии, старение^! материалов и т. п) в процессе эксплуатации, так и конструктивными доработками и модификациями систем и агрегатов, накоплением опыта эксплуатации и совершенствованием методов технического обслуживания. Поэтому нужно обеспечи­вать на каждом этапе эксплуатации необходимое соответствие принятого регламента фактическому техническому состоянию парка летательных аппаратов данного типа. Это достигается сис­тематическим пересмотром состава и периодичности регламент­ных работ’—корректировкой регламента.

Для обоснования увеличения периодичности н сокращения объ­емов работ по техническому обслуживанию НИИ гражданской авиации совместно с Министерством авиационной промышлен­ности, эксплуатационными и ремонтными предприятиями Минис­терства гражданской авиации проводится комплекс работ по ис­следованию надежности, прочности и технологичности летательного аппарата в целом, а также его систем, агрегатов и оборудования с момента начала и в процессе всего периода эксплуатации лета­тельного аппарата.

Можно выделить три этапа корректировки регламента техни­ческого обслуживания.

Первый этап[1]— период государственных и эксплуатацион­ных испытаний. Этот этап является началом практической про­верки и уточнения первоначального регламента, разработанного ОКБ Министерства авиационной промышленности. В этот период производится разработка документации, сбор и анализ информа­ции но отказам и неисправностям, уточнение показателей надеж-

пости объектов технического обслуживания, определение целесо­образности и необходимости выполнения ряда нетиповых работ, уточните объема и периодичности выполнения типовых работ ц" структуры форм технического обслуживания.

‘Вследствие малой длительности проведения государственных и эксплуатационных испытаний первого этапа недостаточно д-ш всесторонней и полной проверки первоначального регламента. Поэтому после эксплуатационных испытаний и начала пассажир­ских перевозок возникает необходимость в завершении его про­верки.

Второй этап —первые год-полтора регулярной эксплуата­ции нового летательного аппарата. В этот период, после накопле­ния необходимой и достаточной информации по отказам и неис­правностям, дальнейшую проверку и уточнение первоначального регламента целесообразно производить с использованием специ­ально выделенной группы летательных аппаратов. Последние про­ходят подконтрольную эксплуатацию с увеличенной периодич­ностью и сокращенными (по сравнению с остальным парком данного типа летательного аппарата) объемами выполнения регла­ментных работ. Па остальном парке собирается та же информа­ция, что и на первом этапе.

Третий эт а п — систематическая корректировка регламента технического обслуживания в процессе эксплуатации. Основой для корректировки регламента является накопленный опыт экс­плуатации н данные об отказах и неисправностях, выявленные в процессе обслуживания.

Каждая корректировка регламента технического обслужива­ния включает в себя следующие работы:

сбор данных об отказах и неисправностях по системам лета­тельного аппарата;

качественный анализ выявленных отказов и неисправностей и исследование их влияния на безопасность полетов;

расчет надежности ответственных агрегатов и узлов по наибо­лее опасным отказам и неисправностям;

оценка показателей надежности, а также разработка перечня изменений к действующему регламенту технического обслужива­ния летательного аппарата и рекомендаций по совершенствованию регламента;

проверка нового регламента на ограниченном количестве лета­тельных аппаратов путем проведения их подконтрольной эксплуа­тации по специальным программам;

окончательная доработка регламента и его внедрение на всем действующем парке летательных аппаратов данного типа.

Проведение такого комплекса работ по совершенствованию регламентов в процессе эксплуатации летательных аппаратов с га­зотурбинными двигателями позволило значительно увеличить средние интервалы между обслуживаниями по сравнению с перво­начальными, повысить нх эффективность при одновременном сок­ращении трудоемкости обслуживания. Недостатком такого метода

в оценке фактической надежности систем летательного аппарата явля гея запаз ываине необходимой информации, так как хара — теристики надежности становятся известными только после накоп ления опыта эксплуатации

Регламент технического обслуживания обычно действует без существенных изменений в течение трех-четырех лет.