КОРРЕКТИРОВКА РЕГЛАМЕНТА
Необходимость корректировки объемов работ и периодичности их выполнения вызывается как изменением технического состояния летательных аппаратов (развитием усталостных разрушении, старение^! материалов и т. п) в процессе эксплуатации, так и конструктивными доработками и модификациями систем и агрегатов, накоплением опыта эксплуатации и совершенствованием методов технического обслуживания. Поэтому нужно обеспечивать на каждом этапе эксплуатации необходимое соответствие принятого регламента фактическому техническому состоянию парка летательных аппаратов данного типа. Это достигается систематическим пересмотром состава и периодичности регламентных работ’—корректировкой регламента.
Для обоснования увеличения периодичности н сокращения объемов работ по техническому обслуживанию НИИ гражданской авиации совместно с Министерством авиационной промышленности, эксплуатационными и ремонтными предприятиями Министерства гражданской авиации проводится комплекс работ по исследованию надежности, прочности и технологичности летательного аппарата в целом, а также его систем, агрегатов и оборудования с момента начала и в процессе всего периода эксплуатации летательного аппарата.
Можно выделить три этапа корректировки регламента технического обслуживания.
Первый этап[1]— период государственных и эксплуатационных испытаний. Этот этап является началом практической проверки и уточнения первоначального регламента, разработанного ОКБ Министерства авиационной промышленности. В этот период производится разработка документации, сбор и анализ информации но отказам и неисправностям, уточнение показателей надеж-
пости объектов технического обслуживания, определение целесообразности и необходимости выполнения ряда нетиповых работ, уточните объема и периодичности выполнения типовых работ ц" структуры форм технического обслуживания.
‘Вследствие малой длительности проведения государственных и эксплуатационных испытаний первого этапа недостаточно д-ш всесторонней и полной проверки первоначального регламента. Поэтому после эксплуатационных испытаний и начала пассажирских перевозок возникает необходимость в завершении его проверки.
Второй этап —первые год-полтора регулярной эксплуатации нового летательного аппарата. В этот период, после накопления необходимой и достаточной информации по отказам и неисправностям, дальнейшую проверку и уточнение первоначального регламента целесообразно производить с использованием специально выделенной группы летательных аппаратов. Последние проходят подконтрольную эксплуатацию с увеличенной периодичностью и сокращенными (по сравнению с остальным парком данного типа летательного аппарата) объемами выполнения регламентных работ. Па остальном парке собирается та же информация, что и на первом этапе.
Третий эт а п — систематическая корректировка регламента технического обслуживания в процессе эксплуатации. Основой для корректировки регламента является накопленный опыт эксплуатации н данные об отказах и неисправностях, выявленные в процессе обслуживания.
Каждая корректировка регламента технического обслуживания включает в себя следующие работы:
сбор данных об отказах и неисправностях по системам летательного аппарата;
качественный анализ выявленных отказов и неисправностей и исследование их влияния на безопасность полетов;
расчет надежности ответственных агрегатов и узлов по наиболее опасным отказам и неисправностям;
оценка показателей надежности, а также разработка перечня изменений к действующему регламенту технического обслуживания летательного аппарата и рекомендаций по совершенствованию регламента;
проверка нового регламента на ограниченном количестве летательных аппаратов путем проведения их подконтрольной эксплуатации по специальным программам;
окончательная доработка регламента и его внедрение на всем действующем парке летательных аппаратов данного типа.
Проведение такого комплекса работ по совершенствованию регламентов в процессе эксплуатации летательных аппаратов с газотурбинными двигателями позволило значительно увеличить средние интервалы между обслуживаниями по сравнению с первоначальными, повысить нх эффективность при одновременном сокращении трудоемкости обслуживания. Недостатком такого метода
в оценке фактической надежности систем летательного аппарата явля гея запаз ываине необходимой информации, так как хара — теристики надежности становятся известными только после накоп ления опыта эксплуатации
Регламент технического обслуживания обычно действует без существенных изменений в течение трех-четырех лет.