Режим магнитной коррекции
Для работы КС-6А в режиме магнитной коррекции необходимо переключатель режимов установить в положение «МК», а переключатель гироагрегатов — в положение «Осн.». Тогда с помощью индукционного датчика сельсин-датчик основного гироагрегата будет
сориентирован по магнитному меридиану, и через цепь последовательных следящих систем сигнал, пропорциональный гиромагнитному курсу самолета, будет выдан на указатели и потребители. При этом следящая система «индукционный датчик — коррекционный механизм» работает следующим образом. Электрические сигналы с сигнальных обмоток чувствительного элемента индукционного датчика через трехпроводную связь передаются на обмотки статора плоского сельсина-приемника, расположенного в коррекционном механизме КМ-4. Если ось полюсов ротора этого сельсина будет не перпендикулярна к направлению результирующего магнитного потока статора, то с обмотки ротора снимается электрический сигнал, который поступает на канал КМ усилителя У-11. Усиленный сигнал подается на управляющую обмотку двигателя коррекционного механизма КМ-4, который через редуктор отрабатывает ротор сельсина-приемника до согласованного положения с результирующим магнитным потоком в статоре, то есть до тех пор, пока напряжение на концах обмотки ротора не станет нулевым. В этом случае ротор сельсина займет вполне определенное положение относительно магнитного меридиана. На оси ротора жестко закреплена стрелка, которая по шкале коррекционного механизма укажет курс, выданный индукционным датчиком.
Вторая следящая система «коррекционный механизм — гироагрегат» сельсинная. Датчиком в этой системе является сельсин — датчик гироагрегата. Ротор его, жестко укрепленный на вертикальной оси курсового гироскопа, запитывается переменным током напряжением 36 В частотой 400 Гц. Статор сельсина может разворачиваться относительно ротора двигателем, расположенным на дополнительной раме гироскопа.
Сельсином-приемником этой системы является второй сельсин коррекционного механизма КМ-4. Ротор сельсина-приемника соединен с осью ротора первого сельсина через лекальное устройство. Поэтому при согласовании системы «индукционный датчик — коррекционный механизм» ротор второго сельсина-приемника коррекционного механизма будет развернут на угол, пропорциональный магнитному курсу самолета.
Обмотка статора второго сельсина-приемника трехпроводной связью через контакты блока реле БР-1 связана с обмоткой статора грубого канала сельсина-датчика гироагрегата.
Сигнал рассогласования в этой следящей системе снимается с ротора сельсина-приемника КМ, поступает на усилитель У-11, откуда через контакты блока реле БР-1 подается на управляющую обмотку двигателя гироагрегата. Двигатель через редуктор поворачивает статор сельсина-датчика до согласованного положения, то есть до тех пор, пока напряжение на обмотке ротора второго сельсина-приемника коррекционного механизма не станет равным нулю.
Таким образом, при срабатывании двух следящих систем «индукционный датчик — коррекционный механизм» и «коррекционный механизм — гироагрегат» статор сельсина-датчика гироагре-
гата займет вполне определенное Положение относительно магнитного меридиана.
Третью следящую систему образуют Сельсин-датчик гироагрегата, сельсин-приемник, двигатель указателя штурмана и канал УШ усилителя У-11. Обмотка статора грубого канала сельсина — датчика гироагрегата через контакты блока реле связана трехпроводной связью с обмоткой статора сельсина-приемника указателя штурмана. Изменение взаимного положения статора и ротора сельсина-датчика гироагрегата передается на сельсин-приемник указателя штурмана. Сигнал рассогласования снимается с. ротора сельсина-приемника УШ и подается на вход усилителя У-11. Усиленный сигнал поступает на управляющую обмотку двигателя указателя штурмана, который через редуктор поворачивает ротор сельсина-приемника до согласованного положения с сельсином — датчиком гироагрегата. Вместе с поворотом ротора сельсина-приемника поворачивается шкала указателя штурмана, по которой относительно неподвижного индекса отсчитывается гиромагнитный курс самолета.
Для того чтобы магнитный курс привести к истинному или условному, в курсовой системе предусмотрена возможность введения азимутальной поправки ДА, магнитного или условного магнитного склонения (Дм или ДМу). Эти поправки можно ввести или на коррекционном механизме, или на указателе штурмана. При вращений кремальеры коррекционного механизма разворачивается статор второго сельсина-приемника относительно неподвижного ротора и вносится рассогласование в следящую систему «коррекционный механизм — гироагрегат». Сигнал рассогласования, как было указано выше, подается на вход усилителя У-11. Двигатель, управляющая обмотка которого подключена к выходу усилителя, отрабатывает статор сельсина-датчика гироагрегата до согласованного положения с сельсином-приемником, то есть статор сельсина-датчика повернется на тот же угол, что и повернутый с помощью кремальеры статор сельсина-приемника коррекционного механизма.
* При введении магнитного склонения кремальерой указателя штурмана вносится рассогласование в следящую систему «гироагрегат— указатель штурмана» путем поворота статора сельсина — приемника УШ на соответствующий угол (в пределах ±50°) относительно неподвижного ротора. Возникший сигнал рассогласования усиливается в усилителе У-11 и подается на двигатель указателя. Двигатель через редуктор повернет ротор сельсина-приемника до согласованного положения, а вместе с ним и шкалу указателя на угол, равный введенному магнитному склонению.
Четвертая следящая система «указатель штурмана — потребители» связывает указатель штурмана с потребителями; с указателя штурмана сигнал курса может быть выдан как на переменном, так и на постоянном токе. Для этого в указателе УШ имеются сельсин-датчик и потенциометр-датчик. Ротор сельсина-датчика и по-
тенциометр закреплены на оси сельсина-приемника, а статор сельсина-датчика и щетки потенциометра закреплены в одном основании со статором сельсина-цриемника. Ротор сельсина-датчика питается переменным током напряжением 36В частотой 400 Гц, а кольцевой потенциометр — постоянным током напряжением 27В. Сельсинная следящая система выдачи курса работает в индикаторном режиме.
При работе курсовой системы в режиме магнитной коррекции обмотки статоров сельсинов-приемников обоих указателей УГА-1У через контакты блока реле подключены к обмотке статора грубого канала сельсина-датчика основного гироагрегата. Следящей системой «гироагрегат — указатель УГА-1У» ротор сельсина-приемника отрабатывается до согласованного положения с сельсином-датчиком гироагрегата. Стрелка «Г», жестко укрепленная на оси ротора, по неподвижной шкале прибора покажет гиромагнитный курс самолета.
Для быстрого согласования сельсина-датчика гироагрегата с чувствительным элементом индукционного датчика на пульте управления имеется кнопка согласования, при нажатии которой напряжение + 27В подается на обмотку электромагнитной муфты. При этом скорость согласования за счет изменения степени редукции увеличивается с 2—-5 град/мин (без нажатой кнопки согласования) до 10 град/с (при нажатой кнопке). В курсовой системе КС-6А электромагнитные муфты основного и запасного гироагрегатов включены через реле, расположенное в соединительном блоке звездно-солнечного ориентатора. Это реле управляется переключателем «Осн. — Зап.» с пульта управления КС-6А. При установке переключателя в положение «Осн.» напряжение 4-27В при нажа-. тии кнопки согласования через контакты этого реле подается на электромагнитную муфту основного гироагрегата, при этом электромагнитная муфта запасного гироагрегата отключена. При установке переключателя «Осн. — Зап.» в положение «Зап.» напряжение + 27В будет подаваться на электромагнитную муфту запасного гироагрегата, при этом электромагнитная муфта основного ‘гироагрегата будет отключена.
Таким образом, при работе курсовой системы в режиме магнитной коррекции электрический сигнал, пропорциональный магнитному курсу, корректирует положение статора сельсина-датчика основного гироагрегата по азимуту, с которого снимается сигнал на указатель штурмана и потребители. Следовательно, основной гироагрегат является осреднителем курса, который измеряется индукционным датчиком.
Запасный гироагрегат при работе курсовой системы в режиме магнитной коррекции отключен от индукционного и астрономического датчиков. Он выдает сигналы, пропорциональные отклонению от курса в звездно-солнечный ориентатор.
В этом режиме с указателей курсовой системы можно снять следующие курсы:
— на указателях штурмана и против стрелки «Г» указателя
УГА-1У — гиромагнитный курс, если на УШ и на коррекционном механизме установлено магнитное склонение, равное нулю;
—■ против стрелки «А» — астрономический курс, выдаваемый звездно-солнечным ориентатором;
— на коррекционном механизме КМ-4 — компасный курс, выдаваемый индукционным датчиком ИД-3.
Схема выдачи курсов на указатели показана на рис. 4.33.
и кур
Показывает МК
в) Режим астрономической коррекции
В режиме астрономической коррекции статор сельсина-датчика курсового гироскопа корректируется по азимуту от курсового канала звездно-солнечного ориентатора. На оси курса звездно-солнечного ориентатора укреплен ротор сельсина-приемника. Статор этого сельсина электрически связан со статором сельсина-датчика гироагрегата через контакты блока реле БР-1.
Переключение системы на режим астрономической коррекции осуществляется переключателем режимов работы. При постановке этого переключателя в режим «АК» срабатывают реле Р-1 и Р-2 блока реле БР-1.
При рассогласовании следящей системы «сельсин-приемник ЗСО — сельсин-датчик гироагрегата» возникает электрический сигнал, снимаемый с ротора сельсина-приемника ЗСО. После усиления в канале усилителя сигнал поступает через контакты блока реле БР-1 на управляющую обмотку двигателя механизма согласования гироагрегата. Двигатель через редуктор отрабатывает статор сельсина-датчика гироагрегата до согласованного положения. Для быстрого согласования системы необходимо нажать на кнопку согласования и держать ее нажатой до тех пор, пока не прекратит вращение шкала указателя штурмана. Таким образом, всякому положению ротора сельсина-приемника ЗСО соответствует определенное положение статора сельсина-датчика основного гироагрегата. Последний выдает сигнал, пропорциональный осреднен-
ному астрономическому курсу на указатель штурмана к потребителям. На стрелки «А» указателей УГА-1У сигнал подается непосредственно от звездно-солнечного ориентатора.
При работе основного гироагрегата в режиме астрономической коррекции запасной гироагрегат работает в режиме магнитной коррекции, выдавая на стрелки «Г» указателей УГА-1У гиромагнитный курс. Стабилизация фотоследящей системы звездно-солнечного ориентатора по азимуту осуществляется также от запасного гироагрегата.
Рис. 4.34. Схема выдачи курсов на указатели курсовой системы КС-6А в режиме «АК» |
Схема выдачи сигналов курса на потребители и указатели в режиме астрономической коррекции показана на рис. 4.34.