Режим магнитной коррекции

Для работы КС-6А в режиме магнитной коррекции необходимо переключатель режимов установить в положение «МК», а переклю­чатель гироагрегатов — в положение «Осн.». Тогда с помощью ин­дукционного датчика сельсин-датчик основного гироагрегата будет

сориентирован по магнитному меридиану, и через цепь последова­тельных следящих систем сигнал, пропорциональный гиромагнит­ному курсу самолета, будет выдан на указатели и потребители. При этом следящая система «индукционный датчик — коррекцион­ный механизм» работает следующим образом. Электрические сиг­налы с сигнальных обмоток чувствительного элемента индукцион­ного датчика через трехпроводную связь передаются на обмотки статора плоского сельсина-приемника, расположенного в коррек­ционном механизме КМ-4. Если ось полюсов ротора этого сельсина будет не перпендикулярна к направлению результирующего маг­нитного потока статора, то с обмотки ротора снимается электриче­ский сигнал, который поступает на канал КМ усилителя У-11. Усиленный сигнал подается на управляющую обмотку двигателя коррекционного механизма КМ-4, который через редуктор отраба­тывает ротор сельсина-приемника до согласованного положения с результирующим магнитным потоком в статоре, то есть до тех пор, пока напряжение на концах обмотки ротора не станет нулевым. В этом случае ротор сельсина займет вполне определенное поло­жение относительно магнитного меридиана. На оси ротора жестко закреплена стрелка, которая по шкале коррекционного механизма укажет курс, выданный индукционным датчиком.

Вторая следящая система «коррекционный механизм — гиро­агрегат» сельсинная. Датчиком в этой системе является сельсин — датчик гироагрегата. Ротор его, жестко укрепленный на верти­кальной оси курсового гироскопа, запитывается переменным током напряжением 36 В частотой 400 Гц. Статор сельсина может разво­рачиваться относительно ротора двигателем, расположенным на дополнительной раме гироскопа.

Сельсином-приемником этой системы является второй сельсин коррекционного механизма КМ-4. Ротор сельсина-приемника со­единен с осью ротора первого сельсина через лекальное устрой­ство. Поэтому при согласовании системы «индукционный датчик — коррекционный механизм» ротор второго сельсина-приемника кор­рекционного механизма будет развернут на угол, пропорциональ­ный магнитному курсу самолета.

Обмотка статора второго сельсина-приемника трехпроводной связью через контакты блока реле БР-1 связана с обмоткой ста­тора грубого канала сельсина-датчика гироагрегата.

Сигнал рассогласования в этой следящей системе снимается с ротора сельсина-приемника КМ, поступает на усилитель У-11, от­куда через контакты блока реле БР-1 подается на управляющую обмотку двигателя гироагрегата. Двигатель через редуктор повора­чивает статор сельсина-датчика до согласованного положения, то есть до тех пор, пока напряжение на обмотке ротора второго сельсина-приемника коррекционного механизма не станет равным нулю.

Таким образом, при срабатывании двух следящих систем «ин­дукционный датчик — коррекционный механизм» и «коррекцион­ный механизм — гироагрегат» статор сельсина-датчика гироагре-

гата займет вполне определенное Положение относительно магнит­ного меридиана.

Третью следящую систему образуют Сельсин-датчик гироагре­гата, сельсин-приемник, двигатель указателя штурмана и канал УШ усилителя У-11. Обмотка статора грубого канала сельсина — датчика гироагрегата через контакты блока реле связана трехпро­водной связью с обмоткой статора сельсина-приемника указателя штурмана. Изменение взаимного положения статора и ротора сель­сина-датчика гироагрегата передается на сельсин-приемник указа­теля штурмана. Сигнал рассогласования снимается с. ротора сельсина-приемника УШ и подается на вход усилителя У-11. Уси­ленный сигнал поступает на управляющую обмотку двигателя указателя штурмана, который через редуктор поворачивает ротор сельсина-приемника до согласованного положения с сельсином — датчиком гироагрегата. Вместе с поворотом ротора сельсина-при­емника поворачивается шкала указателя штурмана, по которой относительно неподвижного индекса отсчитывается гиромагнитный курс самолета.

Для того чтобы магнитный курс привести к истинному или условному, в курсовой системе предусмотрена возможность введе­ния азимутальной поправки ДА, магнитного или условного магнит­ного склонения (Дм или ДМу). Эти поправки можно ввести или на коррекционном механизме, или на указателе штурмана. При вра­щений кремальеры коррекционного механизма разворачивается статор второго сельсина-приемника относительно неподвижного ро­тора и вносится рассогласование в следящую систему «коррекцион­ный механизм — гироагрегат». Сигнал рассогласования, как было указано выше, подается на вход усилителя У-11. Двигатель, управ­ляющая обмотка которого подключена к выходу усилителя, отра­батывает статор сельсина-датчика гироагрегата до согласованного положения с сельсином-приемником, то есть статор сельсина-дат­чика повернется на тот же угол, что и повернутый с помощью кремальеры статор сельсина-приемника коррекционного меха­низма.

* При введении магнитного склонения кремальерой указателя штурмана вносится рассогласование в следящую систему «гиро­агрегат— указатель штурмана» путем поворота статора сельсина — приемника УШ на соответствующий угол (в пределах ±50°) отно­сительно неподвижного ротора. Возникший сигнал рассогласования усиливается в усилителе У-11 и подается на двигатель указателя. Двигатель через редуктор повернет ротор сельсина-приемника до согласованного положения, а вместе с ним и шкалу указателя на угол, равный введенному магнитному склонению.

Четвертая следящая система «указатель штурмана — потреби­тели» связывает указатель штурмана с потребителями; с указателя штурмана сигнал курса может быть выдан как на переменном, так и на постоянном токе. Для этого в указателе УШ имеются сель­син-датчик и потенциометр-датчик. Ротор сельсина-датчика и по-

тенциометр закреплены на оси сельсина-приемника, а статор сель­сина-датчика и щетки потенциометра закреплены в одном основа­нии со статором сельсина-цриемника. Ротор сельсина-датчика пи­тается переменным током напряжением 36В частотой 400 Гц, а кольцевой потенциометр — постоянным током напряжением 27В. Сельсинная следящая система выдачи курса работает в индика­торном режиме.

При работе курсовой системы в режиме магнитной коррекции обмотки статоров сельсинов-приемников обоих указателей УГА-1У через контакты блока реле подключены к обмотке статора грубого канала сельсина-датчика основного гироагрегата. Следящей систе­мой «гироагрегат — указатель УГА-1У» ротор сельсина-приемника отрабатывается до согласованного положения с сельсином-датчи­ком гироагрегата. Стрелка «Г», жестко укрепленная на оси ротора, по неподвижной шкале прибора покажет гиромагнитный курс са­молета.

Для быстрого согласования сельсина-датчика гироагрегата с чувствительным элементом индукционного датчика на пульте управ­ления имеется кнопка согласования, при нажатии которой напря­жение + 27В подается на обмотку электромагнитной муфты. При этом скорость согласования за счет изменения степени редукции увеличивается с 2—-5 град/мин (без нажатой кнопки согласования) до 10 град/с (при нажатой кнопке). В курсовой системе КС-6А электромагнитные муфты основного и запасного гироагрегатов включены через реле, расположенное в соединительном блоке звездно-солнечного ориентатора. Это реле управляется переключа­телем «Осн. — Зап.» с пульта управления КС-6А. При установке переключателя в положение «Осн.» напряжение 4-27В при нажа-. тии кнопки согласования через контакты этого реле подается на электромагнитную муфту основного гироагрегата, при этом элек­тромагнитная муфта запасного гироагрегата отключена. При уста­новке переключателя «Осн. — Зап.» в положение «Зап.» напряже­ние + 27В будет подаваться на электромагнитную муфту запас­ного гироагрегата, при этом электромагнитная муфта основного ‘гироагрегата будет отключена.

Таким образом, при работе курсовой системы в режиме магнит­ной коррекции электрический сигнал, пропорциональный магнит­ному курсу, корректирует положение статора сельсина-датчика основного гироагрегата по азимуту, с которого снимается сигнал на указатель штурмана и потребители. Следовательно, основной гироагрегат является осреднителем курса, который измеряется ин­дукционным датчиком.

Запасный гироагрегат при работе курсовой системы в режиме магнитной коррекции отключен от индукционного и астрономиче­ского датчиков. Он выдает сигналы, пропорциональные отклоне­нию от курса в звездно-солнечный ориентатор.

В этом режиме с указателей курсовой системы можно снять следующие курсы:

— на указателях штурмана и против стрелки «Г» указателя

УГА-1У — гиромагнитный курс, если на УШ и на коррекционном механизме установлено магнитное склонение, равное нулю;

—■ против стрелки «А» — астрономический курс, выдаваемый звездно-солнечным ориентатором;

— на коррекционном механизме КМ-4 — компасный курс, вы­даваемый индукционным датчиком ИД-3.

Схема выдачи курсов на указатели показана на рис. 4.33.

уш-1

и кур

Показывает МК

в) Режим астрономической коррекции

В режиме астрономической коррекции статор сельсина-датчика курсового гироскопа корректируется по азимуту от курсового ка­нала звездно-солнечного ориентатора. На оси курса звездно-сол­нечного ориентатора укреплен ротор сельсина-приемника. Статор этого сельсина электрически связан со статором сельсина-датчика гироагрегата через контакты блока реле БР-1.

Переключение системы на режим астрономической коррекции осуществляется переключателем режимов работы. При постановке этого переключателя в режим «АК» срабатывают реле Р-1 и Р-2 блока реле БР-1.

При рассогласовании следящей системы «сельсин-приемник ЗСО — сельсин-датчик гироагрегата» возникает электрический сиг­нал, снимаемый с ротора сельсина-приемника ЗСО. После усиле­ния в канале усилителя сигнал поступает через контакты блока реле БР-1 на управляющую обмотку двигателя механизма согласо­вания гироагрегата. Двигатель через редуктор отрабатывает ста­тор сельсина-датчика гироагрегата до согласованного положения. Для быстрого согласования системы необходимо нажать на кноп­ку согласования и держать ее нажатой до тех пор, пока не пре­кратит вращение шкала указателя штурмана. Таким образом, вся­кому положению ротора сельсина-приемника ЗСО соответствует определенное положение статора сельсина-датчика основного гиро­агрегата. Последний выдает сигнал, пропорциональный осреднен-

ному астрономическому курсу на указатель штурмана к потребите­лям. На стрелки «А» указателей УГА-1У сигнал подается непо­средственно от звездно-солнечного ориентатора.

При работе основного гироагрегата в режиме астрономической коррекции запасной гироагрегат работает в режиме магнитной коррекции, выдавая на стрелки «Г» указателей УГА-1У гиромаг­нитный курс. Стабилизация фотоследящей системы звездно-солнеч­ного ориентатора по азимуту осуществляется также от запасного гироагрегата.

Рис. 4.34. Схема выдачи курсов на указатели курсовой системы КС-6А в режиме «АК»

Схема выдачи сигналов курса на потребители и указатели в ре­жиме астрономической коррекции показана на рис. 4.34.