ВОЗДУШНАЯ СИСТЕМА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ

На самолетах воздушная система применяется для герметизации фонарей кабин и приведения в действие различных агрегатов и механизмов их сброса, для тор­мозных устройств.

Воздушная система по сравнению с гидросистемой имеет ряд преимуществ, благодаря которым она нахо­дит широкое применение. Основными преимуществами воздушной системы являются: меньшая по сравнению с другими системами масса ее агрегатов; используемый в качестве рабочего тела воздух является самым доступ­ным материалом; пожарная безопасность; возможность производить опробование и приведение в действие раз­личных приводов и устройств самолета на земле при неработающих двигателях.

К недостаткам воздушной системы, ограничивающим ее применение, относятся; трудности осуществления уплотнений; большая скорость перемещения движущих­ся частей агрегатов, что требует применения специаль­ных демпфирующих устройств; подверженность внутрен­них поверхностей цилиндров и агрегатов коррозионному поражению из-за наличия паров воды в воздухе, а в. зимнее время—-закупорке системы из-за замерзания конденсата.

Воздушная система самолета состоит из трех отдель­ных систем, которые предназначены для обеспечения:

торможения колес и герметизации передней кабины (основная система);

питания цилиндров сброса фонарей, блокировки си­дений и аварийного торможения колес (аварийная система);

герметизация сдвижной части фонаря (автономная система герметизации).

Сжатый воздух находится в двух 4-литровых бал­лонах, установленных в передней части фюзеляжа. От­туда сжатый воздух поступает к редукционному клапану который редуцирует давление 150 кгс/см2 до давле­ния, необходимого для управления отдельными систе­мами. Системы аварийного сброса фонаря и аварийного торможения колес основного шасси обеспечены запасом сжатого воздуха, находящегося в двух баллонах объе­мом 1,3 л под давлением 50 кгс/см2. Контроль давления в этих баллонах производится с помощью манометра на правом пульте в задней кабине. Запас сжатого воз­духа для герметизации сдвижной части фонаря нахо­дится в баллоне объемом 1,3 л под давлением 50 кгс/см2.

Система герметизации является самостоятельной си­стемой, смонтированной на сдвижной части фонаря. Подвод сжатого воздуха к агрегатам осуществляется по трубкам из дюралюминия и шлангам высокого давления. Для контроля давления в воздушной системе в обеих кабинах на правых пультах установлены манометры.

Сжатый воздух из основной системы можно стравить с помощью специального клапана. Шланги герметиза­ции передней откидной части фонаря наполняются авто­матически при закрытой откидной части и при откры­том кране климатизации кабины. При открывании фо­наря задней кабины воздух из шланга герметизации стравливается автоматически.

Аварийный сброс фонарей производится с помощью пневмоцилиндров, которые подбрасывают фонари, а затем фонари подхватываются встречным потоком воз­духа. Подача воздуха к цилиндрам подброса фонарей производится посредством электромагнитных клапанов ЭК-48, электрическая цепь которых связана микровык­лючателями с рычагами аварийного сброса фонарей на сиденьях. Система блокировки сидений, препятствую­щая одновременному катапультированию летчиков, так­же работает от пневмосистемы. Основным потребителем сжатого воздуха является тормозная система шасси. Управление тормозами производится рычагами на руч­ках управления в обеих кабинах.

При уборке шасси оба колеса автоматически тор­мозятся.

На самолете имеется аварийная система торможе­ния, которой можно управлять из обеих кабин.