ВОЗДУШНАЯ СИСТЕМА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
На самолетах воздушная система применяется для герметизации фонарей кабин и приведения в действие различных агрегатов и механизмов их сброса, для тормозных устройств.
Воздушная система по сравнению с гидросистемой имеет ряд преимуществ, благодаря которым она находит широкое применение. Основными преимуществами воздушной системы являются: меньшая по сравнению с другими системами масса ее агрегатов; используемый в качестве рабочего тела воздух является самым доступным материалом; пожарная безопасность; возможность производить опробование и приведение в действие различных приводов и устройств самолета на земле при неработающих двигателях.
К недостаткам воздушной системы, ограничивающим ее применение, относятся; трудности осуществления уплотнений; большая скорость перемещения движущихся частей агрегатов, что требует применения специальных демпфирующих устройств; подверженность внутренних поверхностей цилиндров и агрегатов коррозионному поражению из-за наличия паров воды в воздухе, а в. зимнее время—-закупорке системы из-за замерзания конденсата.
Воздушная система самолета состоит из трех отдельных систем, которые предназначены для обеспечения:
торможения колес и герметизации передней кабины (основная система);
питания цилиндров сброса фонарей, блокировки сидений и аварийного торможения колес (аварийная система);
герметизация сдвижной части фонаря (автономная система герметизации).
Сжатый воздух находится в двух 4-литровых баллонах, установленных в передней части фюзеляжа. Оттуда сжатый воздух поступает к редукционному клапану который редуцирует давление 150 кгс/см2 до давления, необходимого для управления отдельными системами. Системы аварийного сброса фонаря и аварийного торможения колес основного шасси обеспечены запасом сжатого воздуха, находящегося в двух баллонах объемом 1,3 л под давлением 50 кгс/см2. Контроль давления в этих баллонах производится с помощью манометра на правом пульте в задней кабине. Запас сжатого воздуха для герметизации сдвижной части фонаря находится в баллоне объемом 1,3 л под давлением 50 кгс/см2.
Система герметизации является самостоятельной системой, смонтированной на сдвижной части фонаря. Подвод сжатого воздуха к агрегатам осуществляется по трубкам из дюралюминия и шлангам высокого давления. Для контроля давления в воздушной системе в обеих кабинах на правых пультах установлены манометры.
Сжатый воздух из основной системы можно стравить с помощью специального клапана. Шланги герметизации передней откидной части фонаря наполняются автоматически при закрытой откидной части и при открытом кране климатизации кабины. При открывании фонаря задней кабины воздух из шланга герметизации стравливается автоматически.
Аварийный сброс фонарей производится с помощью пневмоцилиндров, которые подбрасывают фонари, а затем фонари подхватываются встречным потоком воздуха. Подача воздуха к цилиндрам подброса фонарей производится посредством электромагнитных клапанов ЭК-48, электрическая цепь которых связана микровыключателями с рычагами аварийного сброса фонарей на сиденьях. Система блокировки сидений, препятствующая одновременному катапультированию летчиков, также работает от пневмосистемы. Основным потребителем сжатого воздуха является тормозная система шасси. Управление тормозами производится рычагами на ручках управления в обеих кабинах.
При уборке шасси оба колеса автоматически тормозятся.
На самолете имеется аварийная система торможения, которой можно управлять из обеих кабин.