РЕШЕНИЕ НАВИГАЦИОННОГО ТРЕУГОЛЬНИКА. НА ВЕТРОЧЕТЕ И РАСЧЕТЧИКЕ

Для учета ветра перед экипажем возникает необходимость по известным элементам навигационного треугольника определять некоторые неизвестные элементы, то есть решать треугольник ско­ростей. При решении навигационного треугольника возможны сле­дующие типы задач: расчет курса следования, путевой скорости и угла сноса; расчет фактического путевого угла и ветра.

Существует несколько способов решения навигационного тре­угольника, одним из которых является графический способ. Для решения навигационного треугольника графическим способом ис­пользуются ветрочет или навигационный расчетчик.

Ветрочет предложен Б. В. Стерлиговым в 1926 г. (рис, 5.5). Ветрочет состоит из трех основных частей: сектора 1, линейки ско­ростей 2 и азимутального круга 3.

Сектор является основанием прибора. На дуге сектора нанесена шкала углов сноса 4, нуль которой поставлен против осевой линии, называемой курсовой чертой. По осевой линии сектора имеется прорезь, вдоль которой перемещается азимутальный круг. Круг можно закрепить в желаемом положении с помощью фиксатора, расположенного с обратной стороны сектора, при этом вращение круга остается свободным. В нижней части сектора крепится ли­нейка скоростей. На азимутальном круге штурманом наносится вектор ветра. По окружности круга нанесена шкала углов от 0 до 360° с оцифровкой через 10° и ценой деления Г. На поверхности круга имеется ряд концентрических окружностей, отстоящих одна от другой на равных расстояниях и обозначающих скорость ветра.

Линейка скоростей служит для установки азимутального круга на заданную воздушную скорость, отсчета путевой скорости и угла сноса, а также для выполнения графических построений на круге

ветрочета. Линейка в пределах сектора может поворачиваться. По правому обрезу линейки, являющемуся рабочим, нанесены шкалы скоростей, оцифрованные в десятках километров в час.

Круг ветрочета можно устанавливать на истинную воздушную скорость в пределах от 100 до 1600 км/ч, используя линейки раз­личных масштабов. Ветрочет позволяет отсчитывать путевую скорость в пределах от 50 до 2080 км/ч, скорость ветра от 0 до 480 км/ч, направление вет­ра, курс и путевой угол от 0 до 360°. По принципу устрой­ства ветрочет представляет со­бой подвижный треугольник скоростей, сторонам которого можно задавать различную ве­личину в пределах указанных диапазонов. Одной из сторон треугольника является расстоя­ние от центра вращения ли­нейки до центра азимутально­го круга. Это расстояние при­нимается за вектор воздушной скорости V. Другая сторона — расстояние от центра азиму­тального круга до конца век­тора ветра U. Вектор ветра прочерчивается карандашом на круге от его центра в нужном на­правлении. Третьей стороной треугольника является расстояние от центра вращения линейки до конца вектора ветра. Это расстояние принимается за вектор путевой скорости W.

Навигационный расчетчик (НКР-2) состоит из четырех дисков, вращающихся вокруг общей оси (рис. 5.6). На дисках нанесены различные шкалы, номограмма, а также имеются индексы и про­зрачные окна для отсчета заданных и искомых величин на соответ­ствующих шкалах. Диск наибольшего диаметра служит основанием расчетчика, на котором с обеих сторон нанесены шкалы. Другие диски: два с лицевой стороны, один — с обратной, имеют меньший диаметр и являются подвижными относительно основания и друг друга. Кроме того, с обеих сторон расчетчика имеются вращаю­щиеся визирные линейки.

С лицевой стороны расчетчика (рис. 5.6, а) на основании и на двух подвижных дисках размещены шкалы, номограмма и ин­дексы, образующие собой ветрочет и обеспечивающие графическое решение навигационного треугольника скоростей.

Принцип решения навигационного треугольника на расчетчике основан на том, что векторы скоростей воздушной, путевой и ветра представлены в относительных единицах. При этом вектор воздуш-

1400

ной скорости V принят за 100%, а векторы путевой скорости W и ветра U соответственно как Ж — • 100 и Ж • 100.

Определение значений относительных векторов ветра и путевой скорости, а также угла сноса в градусах производится с помощью специальной номограммы, которая нанесена на первом вращаю­щемся диске. Концентрические окружности на номограмме предна­значены для отсчета величины относительной скорости ветра, а дуги — для отсчета величины относительной путевой скорости. Окружности и дуги оцифрованы в процентах. Угол сноса на номо­грамме определяется с помощью линий сноса, оцифрованных в градусах.

Начало относительных векторов воздушной и путевой скоростей располагается вне номограммы, потому что предельное значение относительного вектора ветра, принятого при расчете номограммы, равно 30% воздушной скорости. Центр номограммы является кон­цом вектора воздушной скорости и началом вектора ветра. Относи­тельный вектор путевой скорости может иметь значения в пределах 70—130%, угол сноса ±17°.

Рассмотрим порядок графического решения навигационного треугольника скоростей с помощью ветрочета и расчетчика.