ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА. И ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ

Топливная система включает в себя элементы и агрегаты (баки, трубопроводы, краны, приборы, насо­сы и т. п.), обеспечивающие размещение топлива на самолете и его подачу к двигателю.

К топливной системе самолета предъявляются сле­дующие основные требования:

она должна иметь высотность, превышающую прак­тический потолок самолета;

обеспечивать надежность в работе и безопасность в пожарном отношении;

выработка топлива из баков должна быть полной и не сопровождаться подсосом воздуха в систему из освободившихся баков;

в кабине летчика должны быть предусмотрены прибо­ры и сигнализаторы, обеспечивающие надежный контроль за работой системы и за количеством топлива в баках;

соединения и агрегаты системы должны обеспечи­вать полную герметичность и быть устойчивыми против химического воздействия топлива.

Границей высотности системы является высота, на которой начинает возникать явление кавитации, сущ­ность которого состоит в образовании в трубопроводах, насосах и других элементах системы паровоздушных пробок, появляющихся из-за интенсивного испарения топлива на больших высотах и выделения из него раст­воренного воздуха.

Для повышения высотности топливных систем са­молетов в линии всасывания основных топливных на­сосов устанавливаются подкачивающие насосы.

Для предотвращения пожара из-за течи топлива топливные агрегаты и трубопроводы располагают по возможности дальше от опасных в пожарном отноше­нии зон двигателя и его выхлопной системы.

Топливная система самолета Л-29 состоит из двух размещенных в фюзеляже металлических топливных баков общей емкостью 1030 л. Под крылом самолета могут устанавливаться два подвесных топливных бака общей емкостью 300 л с системой поддавливания.

Кроме того, в топливную систему самолета входят: система дренажирования основных топливных баков; перекрывной топливный кран, который на самолетах с 16-й серии имеет управление из передней кабины; подкачивающий насос ПЦР-1В; топливный фильтр низ­кого давления; перепускной клапан; сигнализатор дав­ления СД-3; линия подвода топлива от подвесных ба­ков к заднему топливному баку.

Основные эксплуатационные данные системы при­ведены в таблице.

Таблица 7

Наименование

Основная

система

Система под­весных баков

1

2

3

Общая емкость баков, л

1030

300 (2X150)

Количество баков, шт. Емкость основных баков, л:

2

2

переднего

670

заднего

360

150

Давление в подвесных топливных баках, кгс/см2

0,4…0,45

Тип баков

Металли-

Металли-

ческие

ческие

Аварийный остаток топлива, л

200

Нерасходуемое количество топлива в основных баках, л

10

Емкость отсека отрицательных пе­регрузок, л

12

Время полета в перевернутом по­ложении, с

20

‘—

Время, через которое можно выпол­нить очередной полет в переверну­том положении, с

30

Время выработки топлива из под­весных баков, мин

25

На самолете применяются топлива марок РТ, Т-1, ТС-1.

Все указанные топлива стабильны при хранении: они могут храниться в течение нескольких лет, не меняя своих качеств.

Технические условия на топлива приведены в гла­ве XIX.