КОНСТРУКЦИЯ и РАБОТА АГРЕГАТОВ. ОСНОВНОЙ СИСТЕМЫ
Основные топливные баки (рис. 60) изготовлены из листового материала АМцА-М толщиной 0,45 мм. Сплав АМцА-М допускает глубокую штамповку, хорошо сваривается и устойчив против коррозии.
Бак состоит из обечайки (боковой наружной поверхности) и днищ, соединенных сваркой. Изнутри баки усилены перегородками, прикрепленными к обечайке и днищу заклепками, головки которых на наружной стороне заварены. Баки имеют специальную конфигурацию для прохода воздухозаборника.
Передний топливный бак размещен в центральной части фюзеляжа между шпангоутами № 11 и 15. Бак устанавливается на ложементах, покрытых войлоком, к которым притягивается лентами.
В верхней части бака с левой стороны имеется заправочная горловина, закрываемая пробкой. К пробке прикреплена измерительная линейка топлива.
Наверху, в передней части бака, приварен штуцер дренажной системы, а в задней части — фланец датчика топливомера. В нижней части бака на заднем днище имеются два штуцера, на которые наворачиваются накидные гайки трубок, соединяющих передний и задний баки. Диаметр трубки 38 мм.
Задний топливный бак находится в центральной части фюзеляжа между шпангоутами № 16 и 19. Бак также установлен на ложементах и крепится к ним с помощью лент. В верхней части бака установлен поплавковый клапан для перепуска топлива из подвесных баков. Через корпус клапана осуществляется суфлирование бака. Внизу бака расположен сливной клапан. К заднему днищу бака в нижней его части крепится цилиндрический отсек отрицательных перегрузок. Вверху и внизу бачка размещены по три тарельчатых клапана: внизу — для наполнения бачка, вверху — для его суфлирования.
Рис. 60. Основные топливные баки:
I — заправочная горловина; 2 — фланец датчика топливомера; 3 — дренажный штуцер; 4 — поплавковый клапан; 5 — сливной кран; б—отсек отрицательных перегрузок; 7—гибкий шланг; 8 — соединительная трубка; 9 — лента крепления; 10 — дренажные трубки;
II — трубки подвода воздуха к подвесным бакам; 12 — трубки подвода топлива от подвесных баков; 13 — обратный клапан;
14 — груз
В отсеке отрицательных перегрузок установлен шланг с грузом на конце для забора топлива.
Система дренажирования основных баков служит для предотвращения понижения давления в баках по мере выработки из них топлива. Понижение давления в баках могло бы привести к прекращению подачи топлива к двигателю.
Система дренажирования открытая, т. е. баки сообщаются с атмосферой. Заборник дренажной системы находится между баками в верхней части фюзеляжа над обшивкой. Система дренажирования выполнена из дюралюминиевых трубок.
Чтобы предотвратить вытекание топлива из баков через дренаж при наклонах самолета, трубопроводы системы дренажирования проходят сверху над баками. А для предотвращения вытекания топлива в перевернутом полете трубопровод дренажа образует петлю, уходящую в низ фюзеляжа. Внизу петли в трубопровод вварена трубка, выходящая под фюзеляж. Таким образом, и в нормальном и перевернутом полете топливо из бака через дренаж, согласно закону сообщающихся сосудов, не выливается.
Перекрывной кран позволяет перекрывать доступ топлива из баков и производить монтажные работы без слива топлива. Перекрывной кран присоединен с помощью дюрита к выходному патрубку заднего топливного бака. На самолетах до 16-й серии в открытом положении кран контрится проволочным замком.
Подкачивающий насос ПЦР-1В служит для создания давления топлива на входе в топливный насос двигателя с целью обеспечения надежной работы на всех режимах полета и особенно с подъемом на высоту.
Все авиационные топлива растворяют в себе значительное количество воздуха. Количество растворенного в топливе воздуха зависит от многих факторов, в том числе и от давления окружающей среды. С подъемом на высоту, ввиду понижения атмосферного давления, понижается и давление в баках, а значит, и в трубопроводах топливной системы. Вследствие понижения давления происходит выделение из топлива растворенного в нем воздуха.
Образующиеся в трубопроводе воздушные пробки уменьшают его живое сечение (сечение струи топлива), что способствует увеличению скорости истечения топлива и падению давления в струе. При понижении давления до определенной величины (до давления насыщенных паров топлива) происходит вскипание топлива и выделение пара. Это явление называется кавитацией. Образующиеся паровоздушные пробки могут привести к разрыву струи топлива.
Явление кавитации чаще всего наблюдается во всасывающих патрубках насосов, где вероятнее всего увеличение скорости и понижение давления топлива. В этом случае нарушается нормальная работа насоса. Связанные с кавитацией перебои в подаче топлива могут привести к остановке двигателя.
Наиболее эффективным средством улучшения кави» тационных характеристик насоса, а значит, и повышения надежности его работы с подъемом на высоту, является повышение давления топлива в его входном устройстве. С этой целью в топливной системе самолета Л-29 установлен подкачивающий насос ПЦР-1В, который создает на выходе давление 0,8… 1,0 кгс/см2, повышает давление на входе в топливный насос двигателя и обеспечивает надежную его работу с подъемом на высоту.
ПЦР-1В состоит из центробежного насоса и электродвигателя, питающегося от бортовой сети самолета.
Топливный фильтр низкого давления служит для очистки топлива от механических примесей. Состоит из корпуса, крышки и бумажного фильтрующего элемента.
Корпус фильтра имеет двойную стенку. Межстеноч — ный объем включен в тракт системы смазки двигателя, чем обеспечивается обогрев топливного фильтра и предотвращается обмерзание фильтрующего элемента при низких температурах окружающей среды.
На крышке фильтра имеется кран для слива топлива. Топливный фильтр установлен в отсеке двигателя с левой стороны.
Перепускной клапан установлен в трубопроводе, через который часть топлива, перекачиваемого насосом ПЦР-1В, ввиду большой его производительности перепускается обратно в задний топливный бак.
Для того чтобы при отказе ПЦР-1В при работающем двигателе не засасывался воздух в топливопровод, в перепускном клапане установлен обратный шариковый клапан с пружиной.
В корпусе перепускного клапана установлен плавающий клапан, который в случае перевернутого полета перекрывает перепуск топлива в бак. Перепускной клапан установлен на противопожарной перегородке.
Сигнализатор давления СД-3 установлен между топливным фильтром и топливным насосом двигателя. Служит для сигнализации падения давления топлива за топливным фильтром ниже 0,3 кгс/см2.
При падении давления ниже 0,3 кгс/см2 СД-3 срабатывает и на табло Т-9 в кабине летчика загорается сигнал «Не запускай».
Сигнализатор давления СД-3 осуществляет контроль за работой ПЦР-1В и состоянием топливного фильтра.