КОНСТРУКЦИЯ и РАБОТА АГРЕГАТОВ. ОСНОВНОЙ СИСТЕМЫ

Основные топливные баки (рис. 60) изготовлены из листового материала АМцА-М толщиной 0,45 мм. Сплав АМцА-М допускает глубокую штамповку, хорошо сва­ривается и устойчив против коррозии.

Бак состоит из обечайки (боковой наружной поверх­ности) и днищ, соединенных сваркой. Изнутри баки уси­лены перегородками, прикрепленными к обечайке и днищу заклепками, головки которых на наружной сто­роне заварены. Баки имеют специальную конфигурацию для прохода воздухозаборника.

Передний топливный бак размещен в цент­ральной части фюзеляжа между шпангоутами № 11 и 15. Бак устанавливается на ложементах, покрытых вой­локом, к которым притягивается лентами.

В верхней части бака с левой стороны имеется за­правочная горловина, закрываемая пробкой. К пробке прикреплена измерительная линейка топлива.

Наверху, в передней части бака, приварен штуцер дренажной системы, а в задней части — фланец датчи­ка топливомера. В нижней части бака на заднем дни­ще имеются два штуцера, на которые наворачиваются накидные гайки трубок, соединяющих передний и зад­ний баки. Диаметр трубки 38 мм.

Задний топливный бак находится в цент­ральной части фюзеляжа между шпангоутами № 16 и 19. Бак также установлен на ложементах и крепится к ним с помощью лент. В верхней части бака установлен поплавковый клапан для перепуска топлива из подвес­ных баков. Через корпус клапана осуществляется суф­лирование бака. Внизу бака расположен сливной кла­пан. К заднему днищу бака в нижней его части крепит­ся цилиндрический отсек отрицательных перегрузок. Вверху и внизу бачка размещены по три тарельчатых клапана: внизу — для наполнения бачка, вверху — для его суфлирования.

Рис. 60. Основные топливные баки:

I — заправочная горловина; 2 — фланец датчика топливомера; 3 — дренажный штуцер; 4 — поплавковый клапан; 5 — сливной кран; б—отсек отрицательных перегрузок; 7—гибкий шланг; 8 — соеди­нительная трубка; 9 — лента крепления; 10 — дренажные трубки;

II — трубки подвода воздуха к подвесным бакам; 12 — трубки подвода топлива от подвесных баков; 13 — обратный клапан;

14 — груз

В отсеке отрицательных перегрузок установлен шланг с грузом на конце для забора топлива.

Система дренажирования основных ба­ков служит для предотвращения понижения давления в баках по мере выработки из них топлива. Понижение давления в баках могло бы привести к прекращению подачи топлива к двигателю.

Система дренажирования открытая, т. е. баки сооб­щаются с атмосферой. Заборник дренажной системы находится между баками в верхней части фюзеляжа над обшивкой. Система дренажирования выполнена из дюралюминиевых трубок.

Чтобы предотвратить вытекание топлива из баков через дренаж при наклонах самолета, трубопроводы системы дренажирования проходят сверху над баками. А для предотвращения вытекания топлива в перевер­нутом полете трубопровод дренажа образует петлю, уходящую в низ фюзеляжа. Внизу петли в трубопровод вварена трубка, выходящая под фюзеляж. Таким обра­зом, и в нормальном и перевернутом полете топливо из бака через дренаж, согласно закону сообщающихся со­судов, не выливается.

Перекрывной кран позволяет перекрывать доступ топлива из баков и производить монтажные ра­боты без слива топлива. Перекрывной кран присоеди­нен с помощью дюрита к выходному патрубку заднего топливного бака. На самолетах до 16-й серии в откры­том положении кран контрится проволочным замком.

Подкачивающий насос ПЦР-1В служит для создания давления топлива на входе в топливный на­сос двигателя с целью обеспечения надежной работы на всех режимах полета и особенно с подъемом на вы­соту.

Все авиационные топлива растворяют в себе зна­чительное количество воздуха. Количество растворен­ного в топливе воздуха зависит от многих факторов, в том числе и от давления окружающей среды. С подъе­мом на высоту, ввиду понижения атмосферного давле­ния, понижается и давление в баках, а значит, и в тру­бопроводах топливной системы. Вследствие понижения давления происходит выделение из топлива растворен­ного в нем воздуха.

Образующиеся в трубопроводе воздушные пробки уменьшают его живое сечение (сечение струи топлива), что способствует увеличению скорости истечения топ­лива и падению давления в струе. При понижении дав­ления до определенной величины (до давления насы­щенных паров топлива) происходит вскипание топлива и выделение пара. Это явление называется кавитацией. Образующиеся паровоздушные пробки могут привести к разрыву струи топлива.

Явление кавитации чаще всего наблюдается во вса­сывающих патрубках насосов, где вероятнее всего уве­личение скорости и понижение давления топлива. В этом случае нарушается нормальная работа насоса. Связан­ные с кавитацией перебои в подаче топлива могут при­вести к остановке двигателя.

Наиболее эффективным средством улучшения кави» тационных характеристик насоса, а значит, и повыше­ния надежности его работы с подъемом на высоту, яв­ляется повышение давления топлива в его входном уст­ройстве. С этой целью в топливной системе самолета Л-29 установлен подкачивающий насос ПЦР-1В, кото­рый создает на выходе давление 0,8… 1,0 кгс/см2, повы­шает давление на входе в топливный насос двигателя и обеспечивает надежную его работу с подъемом на вы­соту.

ПЦР-1В состоит из центробежного насоса и электро­двигателя, питающегося от бортовой сети самолета.

Топливный фильтр низкого давления служит для очистки топлива от механических приме­сей. Состоит из корпуса, крышки и бумажного фильт­рующего элемента.

Корпус фильтра имеет двойную стенку. Межстеноч — ный объем включен в тракт системы смазки двигателя, чем обеспечивается обогрев топливного фильтра и предотвращается обмерзание фильтрующего элемента при низких температурах окружающей среды.

На крышке фильтра имеется кран для слива топли­ва. Топливный фильтр установлен в отсеке двигателя с левой стороны.

Перепускной клапан установлен в трубо­проводе, через который часть топлива, перекачиваемого насосом ПЦР-1В, ввиду большой его производительнос­ти перепускается обратно в задний топливный бак.

Для того чтобы при отказе ПЦР-1В при работаю­щем двигателе не засасывался воздух в топливопровод, в перепускном клапане установлен обратный шарико­вый клапан с пружиной.

В корпусе перепускного клапана установлен плаваю­щий клапан, который в случае перевернутого полета перекрывает перепуск топлива в бак. Перепускной кла­пан установлен на противопожарной перегородке.

Сигнализатор давления СД-3 установлен между топливным фильтром и топливным насосом дви­гателя. Служит для сигнализации падения давления топлива за топливным фильтром ниже 0,3 кгс/см2.

При падении давления ниже 0,3 кгс/см2 СД-3 сраба­тывает и на табло Т-9 в кабине летчика загорается сигнал «Не запускай».

Сигнализатор давления СД-3 осуществляет контроль за работой ПЦР-1В и состоянием топливного фильтра.