Решение НТС

Чтобы провести вертолет по заданному маршруту с учетом влияния ветра, необходимо перед вылетом получить на метеостан­ции данные о ветре на высоте полета по маршруту, перевести его

Решение НТС

в навигационный и, зная V, ЗМПУ (ЗПУ) и расстояние 5 каждо­го этапа, решить НТС. Это решение может выполняться: на

НЛ-10М, на расчетчике наколенного планшета летчика или вет­рочете, графически и приближенным подсчетом в уме. Конечным результатом этого решения является курс и время полета на каж­дом участке маршрута.

В ходе решения НТС используются УВ, отсчитываемые по хо­ду часовой стрелки, и их дополнения до 360°, равноценные УВ, отсчитываемым против хода часовой стрелки со знаком минус (рис. 5.8). В пределах от 0 до ±180° знакам этих углов соответ­ствуют знаки УС.

Подпись: Синусы Решение НТС Решение НТС

Решение НТС на НЛ-10М выполняется с использованием тео­ремы синусов, выраженной на НЛ ключом (рис. 5.9). Этот ключ и формула для определения УВ нанесены на НЛ правее шкалы синусов. Порядок решения:

Рис. 5.9. Ключ для расчета УС и W на НЛ-10М

1.Определить УВ: УВ = НВ — ЗМПУ. Если значение УВ>180°, рассчитать дополнение до 360° (решение на НЛ выполняется для углов до 180°), изменить его знак.

2.Установить визирку по шкале 1 на значение истинной воз­душной скорости У, движком подвести под линию визирки зна­чение УВ (дополнение к нему) на шкале синусов.

3.Переместив визирку по шкале 1 на значение скорости вет­ра £/, отсчитать по нижней части шкалы синусов значение УС в градусах с точностью до 0,1° (угол сноса до 5° — по шкале тан­генсов) и взять его со знаком угла, принятого за УВ (установ­ленного на НЛ).

4.Для определения W переместить визирку по шкале синусов на значение суммы УВ + УС (дополнения и угла сноса), отсчи­тать по шкале 1 значение W (сумма УВ + УС всегда больше зна­чения УВ).

5. Определить МК и время полета на этапе маршрута: МК = = ЗМПУ — (±УС); tw =S/W.

Примечания: 1. Значения скоростей можно устанавливать и по шкале 5.

2. При использовании других систем отсчета курса вертолета навигаци­онное направление ветра, ЗПУ и курсы определяются от меридианов, приня­тых за опорные.

Пример 1. I/=200 км/ч; НВ = 245°; £7 = 44 км/ч; ЗМПУ = 210°; 5 = 35 км. Решить НТС.

Решение. 1. Определяем УВ и знаки УВ и УС: УВ=245—210 = 35° (УВ

и УС со знаком плюс).

2. Определяем с помощью НЛ-10М: УС = +7,3°; № = 233 км/ч.

3. Находим МК и tw: МК=210—7 = 203°; tw = 9 мин.

Пример 2. V=160 км/ч; НВ = 195°; (/=35 км/ч; ЗМПУ=240°; 5 = 41 км. Решить НТС.

Решение. 1. Находим УВ и знаки УВ и УС: УВ=195—240=—45°

(УВ и УС со знаком минус).

2. Определяем с помощью НЛ-10М: УС=—9°; W=183 км/ч.

3. Находим МК и tw: МК=240— (—9) =249°; tw = 13,30.

Пример 3. V—220 км/ч; бм = 37°; (/=13 м/с; Дм = + 10°; ЗМПУ=15°;

5=47 км. Решить НТС.

Решение. 1. Находим навигационный ветер: НВ = бм±180°—(±АМ) = = 37+180—10=207°; (/=4-13—0,1 (4-13)—47 км/ч.

2. Находим УВ и знаки УВ и УС: УВ = 207—15=192°/—168° (так как УВ больше 180°, нашли дополнение до 360° и изменили его знак: дополнение и УС со знаком минус).

3. Определяем с помощью НЛ-10М: УС=—2,6° (по шкале тангенсов); №=173 км/ч.

4. Находим МК и tw: МК= 15— (—3) = 18°; ^ = 16,15.

Пример 4. У=280 км/ч; бм = 262°; (/=17 м/с; Ам=— 8°; ЗМПУ=ЗЮ°; 5=82 км. Решить НТС.

Решение. 1. Находим навигационный ветер: НВ = 262—180—(—8) =90°; (/=4 — 17—0,1 (4 • 17) =61 км/ч.

2. Находим УВ и знаки УВ и УС: УВ=90—310=—2207+140° (так как УВ оказался больше 180°, нашли дополнение до 360° и изменили его знак: до­полнение и УС со знаком плюс).

3. Определяем с помощью НЛ-10М: УС = +8°; №=230 км/ч.

4. Находим МК и tw: МК=*310—8=302°; tw =21,20.

Решение НТС на расчетчике НПЛ-М выполняется графиче­ским построением отдельных его элементов, после чего с помощью номограммы определяются УС и W по известному ветру, а с по­мощью кольцевых шкал скоростей (расстояний) и времени с тре­угольным и круглым индексами рассчитываются время полета, пройденное расстояние и скорость.

В состав навигационного расчетчика наколенного планшета летчика НПЛ-М (рис. 5.10) входят: номограмма 1 зна­чений U, УС и IF с курсовой чертой 2; шкала процентов 3 коль­цевая поворотная шкала скоростей и расстояний 4 шкала време­ни 5; прозрачный ветровой диск со шкалой курсов б; шкала кур­совых углов ветра 7.

На расчетчике векторы скоростей воздушной, ветра и путевой представлены в относительных единицах — вектор V принят за 100% и 70% его от начала для уменьшения размера расчетчика опущены (рис. 5.11), а конец вектора находится в центре конце­нтрических окружностей. Для решения НТС на расчетчике опре­деляется относительное значение скорости ветра U/V100 (в про­центах) и устанавливается на ветровом диске по направлению, куда дует ветер. Значение путевой скорости в ходе решения так­же определяется относительным (IF/FIOO), а затем это значение переводится в километры в час.

Номограмма позволяет: значение вектора ветра установить в пределах от 3 до 30%; УС отсчитать в пределах ±17° с помощью линий а (рис. 5.10), расходящихся в виде лучей; значение W по­лучить в пределах от 70 до 130% с помощью дуг б. Дуга, прохо-

Подпись: О Рис. 5.10. Расчетчик

НПЛ-М:

Решение НТС

/ — номограмма; 2 — курсовая черта; 3 — шкала процентов; 4 — шкала скоростей и рас­стояний; 5 — шкала времени; 6 — ветровой диск со шкалой курсов; 7 — шкала курсовых углов ветра; а — линии отсчета углов сноса; б — дуги отсче­тов путевых скоростей

$

 

Решение НТС

 

дящая через центр номограммы, для № равна 100%, дуги, прохо­дящие выше нее — 105, 110, 115, 120, 125%, а ниже — 95, 90, 85, 80, 75%. Для нанесения на ветровой диск вектора ветра выше ду­ги 100% на курсовой черте выполнена разметка: 5, 10, 15, 20,

25%. Для определения в процентах отношений U/V и W/V слу­жит шкала 3.

Порядок решения НТС на расчетчике:

1. Поворотом кольцевой шкалы 4 значение истинной воздуш­ной скорости (У=200 км/ч) установить против треугольного ин­декса (рис. 5.12,а) — ее значение по шкале процентов будет со­ответствовать 100%.

2. Зная скорость ветра (£/=30 км/ч), на шкале процентов 3 определить ее значение в процентах (£/=15%).

3. Разворотом ветрового диска установить против курсовой черты 2 направление ветра (НВ = 130°) и, пользуясь разметкой и оцифровкой курсовой черты, нанести карандашом относительную величину вектора ветра (15%) или точку — конец вектора.

4. Разворотом ветрового диска подвести под курсовую черту значение ЗМПУ=98°.

Против конца вектора ветра, нанесенного на ветровой диск, по линиям углов сноса а (рис. 5.10) отсчитать УС^+4° (рис. 5.12,6).

5. Дополнительно развернуть ветровой диск на величину УС (в сторону вектора ветра относительно курсовой черты), устано­вив этим против курсовой черты значение курса МК=ЗМПУ— (±УС) = 98—4=94° (рис. 5.12,в).

6. Отсчитать против конца вектора ветра (точки) уточненный УС, а с использованием дуг б (рис. 5.10) путевую скорость в про­центах (УС = +5°, №= 113%).

7. Против значения №= 113% на шкале скоростей отсчитать №=225 км/ч.

8- Рассчитать МК=98—5=93°.

Решение НТС приближенным подсчетом в уме УС и МК, № и времени полета выполняется: при невозможности вести расчет на счетных штурманских инструментах; для исключения грубых ошибок в расчетах, выполненных на этих инструментах; для конт­роля автоматических устройств, определяющих УС и №.

Летчик в уме должен безошибочно определять знак УС, а его величину с ошибкой не более 2—3°, путевую скорость с ошибкой не более 10—15 км/ч. Для этого необходимо проводить система­тические тренировки в таких расчетах. УС и № счетом в уме оп­ределяются с помощью приближенных соотношений между нави­гационными элементами, а также мысленным построением НТС.

Для расчетов удобно пользоваться таблицей зависимости УС и № от угла ветра (табл. 5.1), в которой для УВ, кратных 30°, зна­чение УС указано как часть УСМ, а № — как сумма воздушной скорости и составляющей вектора ветра, направленной по линии пути. Эту таблицу надо знать на память.

Угол сноса максимальный легко находить, если в формуле (5.4) принять 60/1/=/С, тогда VCM = UK. Для его нахождения достаточно скорость ветра в километрах в час при

V« 160^-200 км/ч разделить на 3 (при V«240 — на 4, при

У^ЗОО — на 5).

В таблицу входят по значению УВ: если это значение больше 180°, находят дополнение до 360° и меняют его знак на обрат­ный; если значение УВ отличается от табличного, берут ближай­шее. Знак УС совпадает со знаком УВ.

Пример 1. У =180 км/ч; НВ=175°; U=45 км/ч; ЗМПУ=210°; 5 = 45 км. Определить УС, Wy МК, tw счетом в уме.

Решение. 1. Определяем УВ, знаки УВ и УС и соотношение путевой и воздушной скорости: УВ = 175—210=—35° — ближайшее табличное значе­

ние УВ=—30°; УС со знаком минус; W>V.

2. Определяем УС и МК: УСМ=45/3= 15е; УС=—0,5УСМ=—0,5*15»

«—8°; МК = 210—(—8) =218°.

3. Находим путевую скорость: W= У+0,9£/= 180+0,9 • 45«220 км/ч.

4. Определяем время полета на этапе: за 6 мин вертолет проходит 0,1 от 220, т. е. 22 км; в 45 км входят два таких отрезка, поэтому tw= 2-б«12 мин.

Пример 2. У=240 км/ч; НВ = 258°; U=48 км/ч; ЗПУ=55°; 5=30 км. Оп — рёделить те же элементы, что и в примере 1.

Решение. 1. Определяем УВ, знаки УВ и УС и соотношение путевой и воздушной скорости: УВ = 258—55 = 203°/—157° — ближайшее табличное зна­чение УВ =—150°; УС со знаком минус; W<V.

2. Определяем УС и курс: УСм = 48/4= 12°; УС=—0,5УСМ=—6°; МК= =55—(—6) =61°.

3. Находим путевую скорость: W= V—0,9£/=240—0,9 • 48= 197 км/ч.

4. Определяем время полета на этапе: за 6 мин вертолет проходит 0,1 от 197, т. е. «20 км, в 5 этапа входят 1,5 таких отрезка, поэтому tw~ 9 мин.