ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ
Чтобы количественно охарактеризовать степень достижения системой эксплуатации ЛК пятой цели — высокой безопасности выполнения эксплуатационных процессов, рассмотрим сначала существо безопасности эксплуатации. Различают опасные и вредные производственные факторы. Первые приводят к травмам, а вторые — к заболеваниям работающих. Безопасностью производственного процесса называют его свойство сохранять безопасное состояние при протекании с заданными параметрами в течение установленного времени. Определение безопасного состояния отсутствует, поэтому введем дополнительные понятия, определяющие безопасность эксплуатации ЛК.
Определим понятие опасного эксплуатационного процесса как процесса, при выполнении которого возможны опасные последствия-, наїм
несение ущерба здоровью (травмирование, отравление и др.) и гибель людей; аварии, приводящие к повреждению техники; вредное воздействие на окружающую среду (загрязнение, заражение воды, местности, воздушного пространства и т. п.).
Будем называть эксплуатацию в целом, или отдельную операцию, или технологический эксплуатационный процесс безопасными, если при их выполнении не может наступить перечисленных выше последствий. Каждый опасный эксплуатационный процесс включает в себя не менее одной опасной операции, при выполнении которой возможно наступление рассмотренных выше опасных последствий. В принципе можно считать опасными все технологические процессы, ведущиеся при эксплуатации ЛК, так как они связаны с необходимостью работы с токсичными веществами, при высоком напряжении в электрических сетях, на большой высоте, с тяжелыми и крупногабаритными грузами и т. п.
Степень опасности различных процессов неодинакова, она зависит от характера и числа опасных операций в процессе обученности персонала, уровня организации работ, контроля и других факторов. Проявление потенциальной опасности процесса или операции в виде возникновения опасных последствий при их выполнении конкретным персоналом в определенных условиях носит случайный характер, а поэтому может характеризоваться вероятностными показателями, определяющими степень возможности наступления опасных последствий, и экономическими показателями, оценивающими ущерб от опасных последствий эксплуатации ЛК.
С учетом этих соображений введем следующие показатели достижения системой эксплуатации пятой цели:
вероятности Рб. в и Рб. г безопасной эксплуатации одного (любого) ЛК в системе за весь срок эксплуатации Тъ или за срок гарантии Тт;
вероятность P6(ti, t,+1) безопасной эксплуатации одного (любого) ЛК в системе на произвольном интервале (th ti+i) £ (О, Т3);
вероятность Pesvit) безопасного выполнения v-й опасной операции в s-м эксплуатационном процессе при условии, что эта операция начинается в текущий момент времени t эксплуатации ЛК;
количество rs(t) проведенных на интервале (0, /) эксплуатации ЛК s-x опасных процессов;
интенсивность или частота —выполнения s-ro опасного экс-
di
плуатационного процесса в текущий момент времени t эксплуатации ЛК;
количество ms опасных операций в s-м опасном эксплуатационном процессе;
количество k опасных процессов при эксплуатации ЛК; средний ущерб Сб за счет наступления одного опасного последствия на одном ЛК системы;
математическое ожидание MJCJ среднего ущерба из-за опасных последствий при эксплуатации одного ЛК в составе системы в течение срока Тэ.
Приведенные показатели не охватывают полностью всех аспектов безопасной эксплуатации ЛК. Так, можно было бы ввести показатели: отражающие влияние организации и контроля эксплуатационных процессов; учитывающие тяжесть опасных последствий (например, вероятности получения легких и тяжелых травм, гибели людей); дающие возможность прогнозировать количество травм или жертв
среди персонала и т. д. Однако введенные выше показатели позволяют в обобщенном виде оценить количественно степень безопасности эксплуатации ЛК. Проанализируем эти возможности.
Общий процесс эксплуатации ЛК можно представить как совокупность k(s — 1, 2, …,/е) типов опасных эксплуатационных процессов (см. [42, 46]): заправку ЛА топливом, транспортировку ЛА или его ступеней в позиционном районе, установку ЛА в ПУ, открытие защитного устройства ПУ, расстыковку или пристыковку элементов ЛА, электрические проверки аппаратуры ЛА и др. Продолжительность таких процессов обычно составляет от десятков минут до десятков часов. По сравнению со сроком эксплуатации Тэ, равным 7—15 годам, можно считать такие процессы практически мгновенными и поэтому интен: сивность или частоту их наступления характеризовать непрерывной
функцией-, — — (s = 1, 2, …, /г).
Г. At •
На рис. 3. 7 представлена схема проведения за срок эксплуатации Тэ k типов опасных эксплуатационных процессов, каждый из которых отмечен точками на соответствующей оси. В зависимости от разделения общего процесса эксплуатации на k типов опасных процессов определятся и функции. Так, например, если в момент времени t необ
ходимо устранить неисправность в приборном отсеке ЛА, который находился в готовности к применению, то можно считать, что одновременно выполняются несколько опасных процессов: открытие защитного устройства, электрические проверки ЛА, отстыковка приборного отсека, его транспортировка для диагностики и ремонта (замены), установка восстановленного (нового) приборного отсека, электрические проверки ЛА, закрытие защитного устройства.
Поскольку многие опасные процессы необходимо проводить после возникйовения неисправности ЛК в случайный момент времени, а иногда с этими моментами связывать и различные виды технического обслуживания, например проведение ПП (см. рис. 3.2), то функция
|
Ms(t) = msrs(t), (3.63)
а общее количество опасных операций, выполненных во всех k процессах, составит
M(t) = 2 «Л (О — (3-64)
S—1
Выполнение v-й опасной операции s-ro опасного процесса характеризуется вероятностью Рбю безопасного ее выполнения. Этой вероятностью учитываются потенциальная опасность работ, их организация и контроль, условия проведения, а также обученность персонала, выполняющего операцию.
Счедует отметить, что с повышением обученности персонала, совершенствования организации и условий проведения работ вероятность PCs, растет с увеличением количества выполненных операций. Используя известные стохастические модели обучения, которые будут рассмотрены в § 4.2 и 4.3, можно получить зависимость изменения Рбsv в процессе эксплуатации. Будем полагать, что v-я операция выполняется в s-м процессе один раз. Если какая-либо опасная операция выполняется, например, три раза в одном процессе, то можно рассматривать Рб sv как вероятность безопасного выполнения этой операции трижды. При этом условии число раз выполнения v-й операции s-ro процесса к моменту времени эксплуатации составит rjf). Тогда можно записать искомую зависимость роста вероятности безопасного выполнения операции в момент t от величины r,.(t) в форме, которая подробно будет раскрыта в § 4.2 [см. (4.33)]:
P6ss (t) = P6SV (rs) = P6SV [rs (/)] = 1 — (1 — P6sVo) e”°s/i m, (3.65)
где Рбет, — вероятность безопасного выполнения операции в первый раз; ОвТ— параметр, характеризующий эффективность научения персонала в ходе выполнения операции.
Характер зависимости (3.65) при большом числе r(Ts) представлен на рис. 3.9 условно в виде непрерывной функции. Пунктиром показано иногда наблюдаемое на практике снижение безопасности работ после какого-то периода эксплуатации за счет психологических факторов,
вызванных стремлением хорошо обученного персонала выполнять процесс с сознательным отклонением от установленной технологии для облегчения или сокращения времени работ с уменьшением объема мероприятий, обеспечивающих безопасность. Такой эффект возникает из-за излишней уверенности персонала в своих навыках и умении. Подобные отношения к мерам безопасности иногда фиксируют у опытных водителей, летчиков и представителей других профессий, связанных с повышенной опасностью работ.
Строго говоря, зависимость (3.65) описывается ломаной, так как
rs(t) принимает целочисленные положительные значения rs = 1, 2……………….
гэ = га(Тэ). С учетом этого вероятность Pqsv может быть представлена как функция количества выполненных s-x процессов:
Реи (rs) — 1 —(1 — P6Sv0) е. (3.66)
Если возникновение опасных последствий во всех ms on асных операциях s-ro процесса считать независимыми событиями с учетом того, что каждая операция выполняется один раз, вероятность безопасного выполнения одного процесса s-ro типа в rs-й раз или в момент і эксплуатации ЛК в соответствии с (3.65) можно представить в виде
В первом приближении можно также допустить, что возникновения опасных последствий в rs процессах s-ro типа являются независимыми событиями, хотя такая зависимость имеет место из-за роста величины P6sv по мере увеличения rs. Если такое допущение не очень грубо, то вероятность безопасного выполнения всех процессов s-ro типа за весь период эксплуатации Тэ определяется выражением
Полагая, что наступление опасных последствий во всех k типах процессов независимые события, получим вероятность безопасной эксплуатации ЛК в течение срока Та:
Рс..= П Р6М. (3.69)
S=
С учетом (3.65)—(3.69) в развернутом виде получим
Величину P6 s можно получить и другим путем. Вычислим вероятность безопасного выполнения s-ro процесса за время dt. Полагаем, что интервал dt содержит момент времени t, на котором вероятность Рб8(0 безопасного выполнения одного s-ro процесса определяется выражением (3.67). За время dt таких процессов необходимо выполнить drs(t). Если полагать, что все опасные последствия в drs(t) процессах наступают независимо, то вероятность их безопасного выполнения
pcsk{t) = PcsMdrsk(t)- (3.71)
Используя допущения о независимости наступления опасных последствий во всех к типах процессов, получим вероятность безопасной эксплуатации ЛК за время dt в виде
Отсюда в интервале (О, Т3) с учетом (3.67), (3.71), (3.72) вероятность безопасной эксплуатации ЛК
* drsk (О |
Рб.. = f Рв(0dt = jIII [P6s,(0)dr^,) =
ед. /,.,)= Jpm<u — I’jjri JnJ |
На произвольном интервале (fe, <г+4) вероятность безоп асной эксплуатации ЛК
Анализ всех приведенных выше показателей безопасности эксплуатации ЛК дает возможность установить, что основными составляющими в них являются: 1) вероятности PcslO безопасного выполнения каждой опасной операции или определяющие эту функцию параметры Рби„, as/, 2) интенсивности или частоты выполнения процессов dr^t " • 3) количества ms опасных операций в каждом процессе и число таких процессов k.
Действительно, если заданы величины P6Sv„, ms, k и функции dr* ft)
— sy ’■ , то тем самым в рамках рассмотренной схемы определены
все вероятностные показатели безопасности эксплуатации ЛК — Детально анализируя эксплуатационную документацию ЛК, нетрудно выделить те или иные опасные операции и процессы, т. е. найти величины ms и k. Зная планируемую периодичность технического обслуживания и ремонтов элементов ЛК и ЛК в целом, а также прогнозируя частоту возникновения, характер и технологию устранения неисправностей,
можно рассчитать и функции ‘ Значительно большую не
определенность нужно преодолеть, чтобы найти функции P6sv(0 или параметры P6sv0, nSv.
Дело заключается в том, что планируемые значения Рс^(і), безусловно, всегда равны единице, так как в отработанной эксплуатационной документации заложена такая технология и организация процессов, которая должна обеспечить полную безопасность работ. Однако накопленный опыт эксплуатации ЛК и статистика, характеризующая
распределение опасных последствий в результате многократного выполнения подобных операций, позволяют оценить искомые вероятности p6sv(/).
Может создаться впечатление, что расчет вероятностей безопасной эксплуатации, меньших единицы, как бы заведомо санкционирует какую-то долю травм, жертв, аварий. Приведенные показатели могут быть в первую очередь использованы для количественной оценки и сравнения предлагаемых вариантов технологии, организации и контроля эксплуатационных процессов, уровня обученности персонала.
Отсутствие количественных методов оценки этих факторов, требование безусловной безопасности эксплуатации, не подкрепленные числовыми показателями, способствуют увеличению числа опасных последствий. Подобные соображения о целесообразности применения вероятностных методов возникают при решении задач и в других отраслях техники. Например, в § 2.3 отмечалось, что детерминированный расчет конструкции на прочность дает только*два результата: типа «да», или единица (прочная конструкция), и «нет», или ноль (непрочная), в то время как вероятностная мера позволяет оценить количественно характеристики прочности всем набором значений между 0 и 1. Аналогичная картина имеет место при оценке эффективности применения комплекса по назначению. В этом случае применение вероятностных показателей стало традиционным и психологически воспринимается легко.
Для ТОГО чтобы определить Средний ущерб Сб от наступления одного опасного последствия на одном ЛК можно использовать соответствующие статистические данные по эксплуатации, хотя на этом пути стоят определенные трудности (например, определение экономического ущерба от гибели людей и др.). Если все же эта величина известна, то математическое ожидание среднего ущерба МС^ за счет опасных последствий за весь срок эксплуатации Т3 одного ЛК в анализируемой системе ЛК можно найти в виде
лусб1 = Сб(1 — Яб. э). (3.75)
Использование экономических показателей CG, УИэ[Сб] позволяет оценить затраты на проведение мероприятий по повышению безопасности эксплуатации ЛК и их эффективность. Проиллюстрируем примером возможности количественной оценки показателей безопасности эксплуатации.
Пример 3.9. Рассчитать вероятность PG безопасной эксплуатации ЛК в течение первого года, если эксплуатация включает в себя два независимых процесса (s = 1,2): первый проводится при устранении неисправностей, а известно, что поток неисправностей подчиняется экспоненциальному закону с параметром ы = 2 года-1; второй идет при проведении периодических проверок, которые выполняются через каждые три месяца.
Первый процесс включает тх = 2 независимых опасных операций, второй — т2 = 3. Все операции имеют одинаковую зависимость вероятности безопасного выполнения [см. (3.66)] от количества rs выполнений:
P6sJrs)=1— V — 0,999)~°’1г*; s = 1, 2; vx=l,2; vt= 1,2,3,
где Р6sv0 = 0,999; asv = 0,1.
В соответствии с исходными данными интенсивности процессов
= i£L = 4_L_,
dt год dt год
т. е. первый процесс за один год в среднем пройдет два раза (/тэ = 2), второй — четыре (г8э = 4). В соответствии с (3.67) и (3.68) найдем вероятность безопасного выполнения первого процесса, состоящего из двух одинаковых операций, т. е. в первый и во второй раз:
Рви (Г1Э = 2) = [l — (1 — 0,999) е-0’1 1J2 [l — (1-0,999) е~0,1’2]2 =
= 0.9990952 • 0.99І8І2 = 0.996557.
Вероятность безопасного выполнения второго процесса, состоящего из трех одинаковых операций, т. е. в первый, второй, третий и четвертый раз, находится аналогично:
PC2v(r29=4) = [l-(l -0,999)~°’1 ‘1 ]3 [ 1 — (I _ 0,999)~°’1 2]3 х
X [і— (1 — 0,999ГО,1’3]3[і — (1 — 0.999)-0,1’4]3 =
= 0,999095s ■ 0,999181s ■ 0,999259s . 0,999330s = 0,990636.
Определим вероятность безопасной эксплуатации ЛК в течение года. В соответствии с (3.69) имеем Рс. э = 0,996557 • 0,990636 = 0,987225.
Анализ введенных и проанализированных в главе показателей дает возможность установить, что многие из них зависимы. Постараемся свести к минимуму совокупность этих величин, но такому, который был бы чувствителен к изменениям системы эксплуатации ЛК и отражал бы выполнение всех пяти целей. Достижение первой и второй целей при заданных характеристиках ЛК и определенных задачах, которые должны решать ЛА, характеризуется: 1) показателем Жт), учитывающим надежность ЛК и возможности восстановления готовности комплекса за заданное время, или в частном случае обобщенным показателем R надежности ЛК; 2) сроком гарантии Гг, или гамма-процентным сроком службы 7’т, или сроком Тэ эксплуатации ЛК, определяющими продолжительность эксплуатации без заметного снижения эксплуатационных свойств ЛК.
Достижение третьей цели можно характеризовать разностью А Л/Д) = Л/Д) — ЛД. Р(/) действительного и требуемого к данному моменту существования системы числа эксплуатируемых ЛК или ЛА.
Достижение четвертой цели достаточно полно определяется величиной средних за срок Тэ или Тг удельных (приходящихся на один ЛК) затрат CN на создание и эксплуатацию системы и средних удельных затрат Сэ на эксплуатацию одного ЛА или одной ПУ в течение одного года в составе системы.
Достижение пятой цели можно количественно характеризовать вероятностью Ябэ безопасной эксплуатации одного ЛК в составе системы в течение срока Тэ или Тг, а также средним ущербом Сб от наступления одного опасного последствия на одном комплексе системы.
Таким образом, совокупностью показателей R(t) или R, Tr, AN(t), CN, С9, Рб, э, Сб можно более или менее полно отражать функционирование системы эксплуатации. Естественно, что при решении ряда частных задач могут оказаться предпочтительными (более чувствительными, удобными при анализе) несколько видоизмененные показатели или только часть названных. Однако нет сомнения, что эта совокупность отражает степень выполнения всех поставленных перед системой целей. В следующих двух главах рассмотрим методы расчета основной характеристики — обобщенного показателя надежности ЛК — с учетом его изменений в процессе эксплуатации и ограниченности статистического материала, по которому этот показатель может быть оценен.