ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Чтобы количественно охарактеризовать сте­пень достижения системой эксплуатации ЛК пятой цели — высокой безопасности выполнения эксплуатационных процессов, рассмотрим сначала существо безопасности эксплуатации. Различают опасные и вредные производственные факторы. Первые приводят к травмам, а вторые — к заболеваниям работающих. Безопасностью производст­венного процесса называют его свойство сохранять безопасное состо­яние при протекании с заданными параметрами в течение установ­ленного времени. Определение безопасного состояния отсутствует, поэтому введем дополнительные понятия, определяющие безопасность эксплуатации ЛК.

Определим понятие опасного эксплуатационного процесса как про­цесса, при выполнении которого возможны опасные последствия-, на­їм

несение ущерба здоровью (травмирование, отравление и др.) и гибель людей; аварии, приводящие к повреждению техники; вредное воздей­ствие на окружающую среду (загрязнение, заражение воды, местности, воздушного пространства и т. п.).

Будем называть эксплуатацию в целом, или отдельную операцию, или технологический эксплуатационный процесс безопасными, если при их выполнении не может наступить перечисленных выше послед­ствий. Каждый опасный эксплуатационный процесс включает в себя не менее одной опасной операции, при выполнении которой возможно наступление рассмотренных выше опасных последствий. В принципе можно считать опасными все технологические процессы, ведущиеся при эксплуатации ЛК, так как они связаны с необходимостью работы с токсичными веществами, при высоком напряжении в электрических сетях, на большой высоте, с тяжелыми и крупногабаритными грузами и т. п.

Степень опасности различных процессов неодинакова, она зависит от характера и числа опасных операций в процессе обученности пер­сонала, уровня организации работ, контроля и других факторов. Проявление потенциальной опасности процесса или операции в виде возникновения опасных последствий при их выполнении конкретным персоналом в определенных условиях носит случайный характер, а поэтому может характеризоваться вероятностными показателями, опре­деляющими степень возможности наступления опасных последствий, и экономическими показателями, оценивающими ущерб от опасных последствий эксплуатации ЛК.

С учетом этих соображений введем следующие показатели достиже­ния системой эксплуатации пятой цели:

вероятности Рб. в и Рб. г безопасной эксплуатации одного (любого) ЛК в системе за весь срок эксплуатации Тъ или за срок гарантии Тт;

вероятность P6(ti, t,+1) безопасной эксплуатации одного (любого) ЛК в системе на произвольном интервале (th ti+i) £ (О, Т3);

вероятность Pesvit) безопасного выполнения v-й опасной опера­ции в s-м эксплуатационном процессе при условии, что эта операция начинается в текущий момент времени t эксплуатации ЛК;

количество rs(t) проведенных на интервале (0, /) эксплуатации ЛК s-x опасных процессов;

интенсивность или частота —выполнения s-ro опасного экс-

di

плуатационного процесса в текущий момент времени t эксплуата­ции ЛК;

количество ms опасных операций в s-м опасном эксплуатационном процессе;

количество k опасных процессов при эксплуатации ЛК; средний ущерб Сб за счет наступления одного опасного послед­ствия на одном ЛК системы;

математическое ожидание MJCJ среднего ущерба из-за опасных последствий при эксплуатации одного ЛК в составе системы в течение срока Тэ.

Приведенные показатели не охватывают полностью всех аспектов безопасной эксплуатации ЛК. Так, можно было бы ввести показатели: отражающие влияние организации и контроля эксплуатационных процессов; учитывающие тяжесть опасных последствий (например, вероятности получения легких и тяжелых травм, гибели людей); дающие возможность прогнозировать количество травм или жертв

Подпись: Рис. 3.7. Интенсивность опасного эксплуата-ционного процесса среди персонала и т. д. Однако введенные выше показатели позволяют в обобщенном виде оце­нить количественно сте­пень безопасности экс­плуатации ЛК. Проана­лизируем эти возмож­ности.

Подпись:Общий процесс экс­плуатации ЛК можно представить как сово­купность k(s — 1, 2, …,/е) типов опасных эксплуа­тационных процессов (см. [42, 46]): заправку ЛА топливом, транспортировку ЛА или его ступеней в позиционном районе, установку ЛА в ПУ, открытие защит­ного устройства ПУ, расстыковку или пристыковку элементов ЛА, электрические проверки аппаратуры ЛА и др. Продолжительность та­ких процессов обычно составляет от десятков минут до десятков часов. По сравнению со сроком эксплуатации Тэ, равным 7—15 годам, мож­но считать такие процессы практически мгновенными и поэтому интен: сивность или частоту их наступления характеризовать непрерывной

функцией-, — — (s = 1, 2, …, /г).

Г. At •

На рис. 3. 7 представлена схема проведения за срок эксплуатации Тэ k типов опасных эксплуатационных процессов, каждый из которых отмечен точками на соответствующей оси. В зависимости от разделения общего процесса эксплуатации на k типов опасных процессов определят­ся и функции. Так, например, если в момент времени t необ­

ходимо устранить неисправность в приборном отсеке ЛА, который на­ходился в готовности к применению, то можно считать, что одновре­менно выполняются несколько опасных процессов: открытие защитного устройства, электрические проверки ЛА, отстыковка приборного от­сека, его транспортировка для диагностики и ремонта (замены), уста­новка восстановленного (нового) приборного отсека, электрические проверки ЛА, закрытие защитного устройства.

Поскольку многие опасные процессы необходимо проводить после возникйовения неисправности ЛК в случайный момент времени, а иногда с этими моментами связывать и различные виды технического обслуживания, например проведение ПП (см. рис. 3.2), то функция

ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ
ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ
ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Если известно число ms опасных операций в s-м процессе, то общее количество опасных операций, выполненных на интервале эксплуата­ции (0, t) при проведении s-x процессов, можно представить в виде

 

image61

Ms(t) = msrs(t), (3.63)

а общее количество опасных операций, выполненных во всех k процес­сах, составит

M(t) = 2 «Л (О — (3-64)

S—1

Выполнение v-й опасной операции s-ro опасного процесса характе­ризуется вероятностью Рбю безопасного ее выполнения. Этой веро­ятностью учитываются потенциальная опасность работ, их организа­ция и контроль, условия проведения, а также обученность персонала, выполняющего операцию.

Счедует отметить, что с повышением обученности персонала, со­вершенствования организации и условий проведения работ вероятность PCs, растет с увеличением количества выполненных операций. Исполь­зуя известные стохастические модели обучения, которые будут рас­смотрены в § 4.2 и 4.3, можно получить зависимость изменения Рбsv в процессе эксплуатации. Будем полагать, что v-я операция выпол­няется в s-м процессе один раз. Если какая-либо опасная операция вы­полняется, например, три раза в одном процессе, то можно рассматри­вать Рб sv как вероятность безопасного выполнения этой операции трижды. При этом условии число раз выполнения v-й операции s-ro процесса к моменту времени эксплуатации составит rjf). Тогда можно записать искомую зависимость роста вероятности безопасного выпол­нения операции в момент t от величины r,.(t) в форме, которая подроб­но будет раскрыта в § 4.2 [см. (4.33)]:

P6ss (t) = P6SV (rs) = P6SV [rs (/)] = 1 — (1 — P6sVo) e”°s/i m, (3.65)

где Рбет, — вероятность безопасного выполнения операции в первый раз; ОвТ— параметр, характеризующий эффективность научения пер­сонала в ходе выполнения операции.

Характер зависимости (3.65) при большом числе r(Ts) представлен на рис. 3.9 условно в виде непрерывной функции. Пунктиром показано иногда наблюдаемое на практике снижение безопасности работ после какого-то периода эксплуатации за счет психологических факторов,

Подпись: Рис. 3.9, Характер изменения вероятности безопасного вы-полнения опасной операции в процессе эксплуатации ЛК вызванных стремлением хорошо обу­ченного персонала выполнять процесс с сознательным отклонением от установ­ленной технологии для облегчения или сокращения времени работ с уменьшени­ем объема мероприятий, обеспечиваю­щих безопасность. Такой эффект возни­кает из-за излишней уверенности пер­сонала в своих навыках и умении. По­добные отношения к мерам безопасности иногда фиксируют у опытных водителей, летчиков и представителей других про­фессий, связанных с повышенной опас­ностью работ.

Строго говоря, зависимость (3.65) описывается ломаной, так как

rs(t) принимает целочисленные положительные значения rs = 1, 2……………….

гэ = га(Тэ). С учетом этого вероятность Pqsv может быть представ­лена как функция количества выполненных s-x процессов:

Реи (rs) — 1 —(1 — P6Sv0) е. (3.66)

ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Если возникновение опасных последствий во всех ms on асных опе­рациях s-ro процесса считать независимыми событиями с учетом того, что каждая операция выполняется один раз, вероятность безопасного выполнения одного процесса s-ro типа в rs-й раз или в момент і эксплу­атации ЛК в соответствии с (3.65) можно представить в виде

ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ Подпись: (3.68)

В первом приближении можно также допустить, что возникновения опасных последствий в rs процессах s-ro типа являются независимыми событиями, хотя такая зависимость имеет место из-за роста величины P6sv по мере увеличения rs. Если такое допущение не очень грубо, то вероятность безопасного выполнения всех процессов s-ro типа за весь период эксплуатации Тэ определяется выражением

Полагая, что наступление опасных последствий во всех k типах процессов независимые события, получим вероятность безопасной эксп­луатации ЛК в течение срока Та:

Рс..= П Р6М. (3.69)

S=

ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ Подпись: (3.70)

С учетом (3.65)—(3.69) в развернутом виде получим

Величину P6 s можно получить и другим путем. Вычислим веро­ятность безопасного выполнения s-ro процесса за время dt. Полагаем, что интервал dt содержит момент времени t, на котором вероятность Рб8(0 безопасного выполнения одного s-ro процесса определяется вы­ражением (3.67). За время dt таких процессов необходимо выполнить drs(t). Если полагать, что все опасные последствия в drs(t) процессах наступают независимо, то вероятность их безопасного выполнения

pcsk{t) = PcsMdrsk(t)- (3.71)

Используя допущения о независимости наступления опасных последствий во всех к типах процессов, получим вероятность безопас­ной эксплуатации ЛК за время dt в виде

Отсюда в интервале (О, Т3) с учетом (3.67), (3.71), (3.72) вероятность безопасной эксплуатации ЛК

* drsk (О

Рв*(0=П[Рвл(/)1

Подпись: Aife(0

image64 Подпись: (3.73)
image63
Подпись: (3.72)

Рб.. = f Рв(0dt = jIII [P6s,(0)dr^,) =

ед. /,.,)= Jpm<u — I’jjri JnJ

Нг*І)А

Подпись: ■ (1 — Pc sb0)e Подпись: (3.74)

На произвольном интервале (fe, <г+4) вероятность безоп асной эксп­луатации ЛК

Анализ всех приведенных выше показателей безопасности эксплуа­тации ЛК дает возможность установить, что основными составляю­щими в них являются: 1) вероятности PcslO безопасного выполне­ния каждой опасной операции или определяющие эту функцию па­раметры Рби„, as/, 2) интенсивности или частоты выполнения про­цессов dr^t " • 3) количества ms опасных операций в каждом процессе и число таких процессов k.

Действительно, если заданы величины P6Sv„, ms, k и функции dr* ft)

— sy ’■ , то тем самым в рамках рассмотренной схемы определены

все вероятностные показатели безопасности эксплуатации ЛК — Деталь­но анализируя эксплуатационную документацию ЛК, нетрудно вы­делить те или иные опасные операции и процессы, т. е. найти величины ms и k. Зная планируемую периодичность технического обслуживания и ремонтов элементов ЛК и ЛК в целом, а также прогнозируя частоту возникновения, характер и технологию устранения неисправностей,

можно рассчитать и функции ‘ Значительно большую не­

определенность нужно преодолеть, чтобы найти функции P6sv(0 или параметры P6sv0, nSv.

Дело заключается в том, что планируемые значения Рс^(і), безу­словно, всегда равны единице, так как в отработанной эксплуатацион­ной документации заложена такая технология и организация процес­сов, которая должна обеспечить полную безопасность работ. Однако накопленный опыт эксплуатации ЛК и статистика, характеризующая
распределение опасных последствий в результате многократного вы­полнения подобных операций, позволяют оценить искомые вероят­ности p6sv(/).

Может создаться впечатление, что расчет вероятностей безопасной эксплуатации, меньших единицы, как бы заведомо санкционирует какую-то долю травм, жертв, аварий. Приведенные показатели могут быть в первую очередь использованы для количественной оценки и сравнения предлагаемых вариантов технологии, организации и кон­троля эксплуатационных процессов, уровня обученности персонала.

Отсутствие количественных методов оценки этих факторов, требо­вание безусловной безопасности эксплуатации, не подкрепленные числовыми показателями, способствуют увеличению числа опасных последствий. Подобные соображения о целесообразности применения вероятностных методов возникают при решении задач и в других от­раслях техники. Например, в § 2.3 отмечалось, что детерминированный расчет конструкции на прочность дает только*два результата: типа «да», или единица (прочная конструкция), и «нет», или ноль (непрочная), в то время как вероятностная мера позволяет оценить количественно характеристики прочности всем набором значений между 0 и 1. Анало­гичная картина имеет место при оценке эффективности применения комплекса по назначению. В этом случае применение вероятностных показателей стало традиционным и психологически воспринимается легко.

Для ТОГО чтобы определить Средний ущерб Сб от наступления одного опасного последствия на одном ЛК можно использовать соответствую­щие статистические данные по эксплуатации, хотя на этом пути стоят определенные трудности (например, определение экономического ущер­ба от гибели людей и др.). Если все же эта величина известна, то мате­матическое ожидание среднего ущерба МС^ за счет опасных послед­ствий за весь срок эксплуатации Т3 одного ЛК в анализируемой си­стеме ЛК можно найти в виде

лусб1 = Сб(1 — Яб. э). (3.75)

Использование экономических показателей CG, УИэ[Сб] позволяет оценить затраты на проведение мероприятий по повышению безопас­ности эксплуатации ЛК и их эффективность. Проиллюстрируем при­мером возможности количественной оценки показателей безопасности эксплуатации.

Пример 3.9. Рассчитать вероятность PG безопасной эксплуатации ЛК в тече­ние первого года, если эксплуатация включает в себя два независимых процесса (s = 1,2): первый проводится при устранении неисправностей, а известно, что поток неисправностей подчиняется экспоненциальному закону с параметром ы = 2 года-1; второй идет при проведении периодических проверок, которые вы­полняются через каждые три месяца.

Первый процесс включает тх = 2 независимых опасных операций, второй — т2 = 3. Все операции имеют одинаковую зависимость вероятности безопасного выполнения [см. (3.66)] от количества rs выполнений:

P6sJrs)=1— V — 0,999)~°’1г*; s = 1, 2; vx=l,2; vt= 1,2,3,

где Р6sv0 = 0,999; asv = 0,1.

В соответствии с исходными данными интенсивности процессов

= i£L = 4_L_,

dt год dt год

т. е. первый процесс за один год в среднем пройдет два раза (/тэ = 2), второй — четыре (г8э = 4). В соответствии с (3.67) и (3.68) найдем вероятность безопасно­го выполнения первого процесса, состоящего из двух одинаковых операций, т. е. в первый и во второй раз:

Рви (Г1Э = 2) = [l — (1 — 0,999) е-0’1 1J2 [l — (1-0,999) е~0,1’2]2 =

= 0.9990952 • 0.99І8І2 = 0.996557.

Вероятность безопасного выполнения второго процесса, состоящего из трех одинаковых операций, т. е. в первый, второй, третий и четвертый раз, находится аналогично:

PC2v(r29=4) = [l-(l -0,999)~°’1 ‘1 ]3 [ 1 — (I _ 0,999)~°’1 2]3 х

X [і— (1 — 0,999ГО,1’3]3[і — (1 — 0.999)-0,1’4]3 =

= 0,999095s ■ 0,999181s ■ 0,999259s . 0,999330s = 0,990636.

Определим вероятность безопасной эксплуатации ЛК в течение года. В со­ответствии с (3.69) имеем Рс. э = 0,996557 • 0,990636 = 0,987225.

Анализ введенных и проанализированных в главе показателей дает возможность установить, что многие из них зависимы. Постараем­ся свести к минимуму совокупность этих величин, но такому, который был бы чувствителен к изменениям системы эксплуатации ЛК и отра­жал бы выполнение всех пяти целей. Достижение первой и второй целей при заданных характеристиках ЛК и определенных задачах, которые должны решать ЛА, характеризуется: 1) показателем Жт), учитывающим надежность ЛК и возможности восстановления готов­ности комплекса за заданное время, или в частном случае обобщенным показателем R надежности ЛК; 2) сроком гарантии Гг, или гамма-про­центным сроком службы 7’т, или сроком Тэ эксплуатации ЛК, опре­деляющими продолжительность эксплуатации без заметного снижения эксплуатационных свойств ЛК.

Достижение третьей цели можно характеризовать разностью А Л/Д) = Л/Д) — ЛД. Р(/) действительного и требуемого к данному мо­менту существования системы числа эксплуатируемых ЛК или ЛА.

Достижение четвертой цели достаточно полно определяется вели­чиной средних за срок Тэ или Тг удельных (приходящихся на один ЛК) затрат CN на создание и эксплуатацию системы и средних удель­ных затрат Сэ на эксплуатацию одного ЛА или одной ПУ в течение одного года в составе системы.

Достижение пятой цели можно количественно характеризовать вероятностью Ябэ безопасной эксплуатации одного ЛК в составе си­стемы в течение срока Тэ или Тг, а также средним ущербом Сб от на­ступления одного опасного последствия на одном комплексе системы.

Таким образом, совокупностью показателей R(t) или R, Tr, AN(t), CN, С9, Рб, э, Сб можно более или менее полно отражать функциони­рование системы эксплуатации. Естественно, что при решении ряда частных задач могут оказаться предпочтительными (более чувствитель­ными, удобными при анализе) несколько видоизмененные показатели или только часть названных. Однако нет сомнения, что эта совокуп­ность отражает степень выполнения всех поставленных перед системой целей. В следующих двух главах рассмотрим методы расчета основной характеристики — обобщенного показателя надежности ЛК — с уче­том его изменений в процессе эксплуатации и ограниченности статис­тического материала, по которому этот показатель может быть оценен.