Применение радиокомпасов

Автоматические радиокомпасы применяются для решения на­вигационных задач в комплексе с геотехническими средствами вертолетовождения. В ходе решения большинства задач приходит­ся определять линии положения вертолета.

Определение линии положения и места
вертолета

Линия положения вертолета используется для контроля пути и определения места вертолета.

Подпись: Рис. 7.2. Прокладка на карте линии положения вертолета при замене ЛРА прямой линией

Прокладка на карте линии положения вертолета (линии рав­ных азимутов) при пеленговании приводной радиостанции пред­ставляет определенную трудность, так как ЛРА является слож­ной кривой. Практически ЛРА можно заменить на карте прямой

линией (рис. 7.2) (без учета поправки на кривизну ортодромии при прокладке ее на карте), проложенной от истинного меридиа­на радиостанции под углом

ИПВ = ИПР + 6± 180°, (7.5)

где б — угол схождения меридианов радиостанции и вертолета. Угол схождения меридианов для карт международной проекции определяется по формуле

б^= (-^р <L>b ) sin -^ср>

где Lp, LB — долгота радиостанции и вертолета;

Вср— средняя широта листа карты.

Замена ЛРА прямой линией на карте международной проекции масштаба 1:1 000 000 возможна в пределах листа карты.

На карте поперечно-цилиндрической равноугольной проекции (проекции Гаусса) ортодромия прокладывается в виде прямой на удалениях 500—1500 км.

При пеленговании радиостанций, расположенных па удалении от вертолета менее 150 км, для прокладки ЛРА па картах всех проекций применяется простая обратная засечка под углом

Подпись: (7.6)ИПВ—-МПР + Ам=ь180°.

При работе курсовой системы в режиме ГПК измеряются ус­ловный курс и пеленг. В этом случае (рис. 7.3) линия положения прокладывается либо от условного меридиана, проходящего через радиостанцию, под углом

УПВ=УПР± 180°, (7.7)

либо от истинного меридиана радиостанции под углом

ИПВ = УПР ± 1 80°^Да, (7.8)

где ДЛ — азимутальная поправка для места радиостанции.

Применение радиокомпасов

Рис. 7.3. Прокладка на карте линии положения вертолета в условной системе

координат

Для определения линии положения в полете необходимо:

— включить и настроить радиокомпас на частоту выбранной радиостанции и прослушать ее позывные;

-— отсчитать значение УПР (МПР) на совмещенном указателе и время измерения Г;

— рассчитать ИПВ по формулам (7.6) или (7.8) (для карт масштаба 1 :500 000 или 1 : 1 000 000) или дирекционный угол вер­толета (для карты масштаба 1 :200000) по формуле

ДУ=МПР±180° + ПН, (7.9)

где ПН—поправка направления для места радиостанции;

— проложить на карте от ПРС линию положения вертолета под углом, равным ИПВ или ДУ, записать время измерения пе­ленга.

Линия положения обозначается на карте условным знаком с указанием времени измерения: —> > .

Наносить на карту линию положения по измеренному пеленгу можно несколькими способами.

При графическом построении линии положения на карте необ­ходимо:

— наложить центр транспортира на точку стояния пеленгу­емой радиостанции, а линию 0—180° транспортира совместить с направлением истинного меридиана на картах масштаба 1 :500 000, 1:1 000 000 или с вертикальной линией километровой сетки на карте масштаба 1 : 200 000.

Необходимо помнить, что если ИПВ (ДУ) по величине будет меньше 180°, то прямой угол транспортира направлен вправо и используется внешняя шкала транспортира. Если ИПВ (ДУ) бу­дет больше 180°, то прямой угол транспортира направлен влево и используется внутренняя шкала;

— пользуясь шкалой транспортира, поставить на карте точку, соответствующую рассчитанному ИПВ (ДУ);

— через место радиостанции и полученную точку провести прямую линию, которая будет линией положения вертолета.

Для ускорения определения линий положений в полете зара­нее, до полета, готовится карта с сеткой линий радиопеленгов на район полета или на данный маршрут. Частота нанесения радио­пеленгов составляет 5—10°.

Перед нанесением сетки изолиний радиопеленгов на карте через точку стояния радиостанции проводятся отрезки взаимно перпендикулярных прямых (10X40 мм). Отрезок большей длины совмещают с истинным меридианом. Относительно вертикальной линии километровой сетки больший отрезок развернут на величину угла сближения меридианов у. При положительном угле истинный меридиан развернут влево от вертикальной линии километровой сетки, при отрицательном — вправо.

Наложить центр транспортира на место радиостанции и совме­стить линию 0—180° с истинным меридианом. Пользуясь шкалой транспортира, на карте ставят точки через 10°. Через место стоя­ния радиостанции и нанесенные точки проводят прямые линии ра­диопеленгов. Каждая линия оцифровывается соответствующим значением истинного пеленга вертолета.

Если отсчитываются с указателя условные курсы и пеленги и начало их отсчета не изменятся, то сетку изолиний наносят в той же последовательности, что и в предыдущем случае. Но линию €—180° транспортира совмещают с условным меридианом, развер­нутым относительно истинного на величину азимутальной поправ­ки для места радиостанции (при +Да условный меридиан развер­нут влево относительно истинного, при —— вправо). Изолинии в этом случае целесообразно оцифровать значениями УПР.

Изолинии радиопеленгов от двух-трех радиостанций наносятся различным цветом.

В полете, рассчитав ИПВ, по нанесенным изолиниям находят на карте линию положения вертолета и записывают время пелен­гования. Если значение рассчитанного пеленга находится в про­межутке между проложенными линиями, линия положения нахо­дится глазомерным интерполированием.

Точность определения линии положения характеризуется сред­ней квадратической ошибкой (СКО)

аР=0,017 Доп°у (7.10J

где Д — дальность до пеленгуемой радиостанции;

ап—средняя квадратическая ошибка в определении пеленга.

Погрешность опеределения пеленга зависит от точности изме­рения пеленга радионавигационным средством и точности его про­кладки на карте. Из-за влияния этих ошибок средняя квадрати­ческая ошибка определения пеленга составляет 3°. Следователь­но, подставив это значение в формулу (7.10), определим СКО ли­нии положения. Она составляет около 5% дальности до пеленгу­емой радиостанции.

Приведенное соотношение используется для оценки возможно­сти той или иной угломерной радионавигационной системы, срав­нения их точности при выборе способов контроля пути по направ­лению или дальности, при выходе на заданный рубеж или на ли­нию заданного пеленга при разработке Штурманского плана по­лета.

Место вертолета при использовании АРК можно определить:

— пролетом ПРС, местоположение которой известно;

— пеленгованием двух радиостанций;

— двухкратным пеленгованием одной ПРС.

Место вертолета пролетом радиостанции определяется по мо­менту изменения курсового угла радиостанции на 180°.

При пеленговании двух радиостанций по двум пеленгам опре­деляются две линии положения. Пересечение этих линий положе-

Применение радиокомпасов

Рис. 7.4. Определение места вертолета по двум радиостанциям с помощью

подготовленной карты

ний определяет место вертолета (рис. 7.4). Отметка места верто­лета обозначается условным знаком, указанным на рисунке.

Для достижения большей точности в определении места верто­лета первой следует пеленговать ту радиостанцию, курсовой угол которой близок к 0 или 180°, так как значение пеленга этой радио­станции будет меняться медленнее, чем пеленг радиостанции, нахо­дящейся ближе к траверзу.

Подпись: Рис. 7.5. Определение места вертолета по одной радиостанции

Определение места вертолета двухкратным пеленгованием од­ной ПРС применяется, если она расположена сбоку от ЛЗП на расстоянии до 70—100 км. Для определения места вертолета не­обходимо измерить МПРі, работающей ПРС, курс вертолета и от­считать время. Записать данные пеленгования в бортовой жур­нал. Следуя с неизменным курсом и воздушной скоростью, вторич­

но запеленговать эту же ПРС и определить МПР2, когда он из­менится не менее чем на 30° относительно первоначального. Снять показания с часов и рассчитать промежуток времени t между пер­вым и вторым пеленгованием.

По измеренным пеленгам проложить на карте линии положе­ния от пеленгуемой радиостанции. Перенести линию положения первого радиопеленга параллельно самой себе в направлении фак­тического путевого угла на величину Sup=Wt. Точка пересечения перенесенной линии с линией второго пеленга является местом вертолета в момент измерения второго пеленга (рис. 7.5).

При неизвестном путевом угле и путевой скорости путь верто­лета прокладывается по линии курса и рассчитывается по воздуш­ной скорости.

Подпись: sin О)

Для угломерных радионавигационных средств точность опре­деления места вертолета характеризуется средней квадратической радиальной ошибкой аг, определяемой по формуле

где Дь Д2— расстояния от вертолета до РНТ;

ап—средняя квадратическая ошибка в определении пе­ленга;

со — угол пересечения линий положения.

Данная формула может использоваться для оценки точности определения места вертолета при выборе радиостанций и при оценке качества работы экипажа.

Из анализа формулы следует, что точность в определении ме­ста вертолета получается выше при пеленговании близкорасполо­женных ПРС, пеленги которых пересекаются под углом, близь­ким к 90°.