Радионавигационные элементы
Радионавигационными элементами угломерных радионавигационных систем являются: курсовой угол радиостанции (КУР), отсчет радиокомпаса (ОРК), радиодевиация (Ар), пеленг радиостанции (ПР) и пеленг вертолета (ПВ). Радионавигационные элементы показаны на рис. 7.1.
Курсовым углом радиостанции называется угол между продольной осью вертолета и ортодромическим направлением на приводную радиостанцию. Курсовой угол радиостанции измеряется от продольной оси вертолета по ходу часовой стрелки от 0 до 360° и определяется летчиком по совмещенному указателю против стрелки радиокомпаса по неподвижной шкале.
Направление на работающую радиостанцию АРК измеряет в общем случае с некоторой ошибкой, называемой радиодевиацией (Ар).
Причины возникновения и характер радиодевиации рассмотрены в § 2 главы 7.
Радиодевиация — это угол между измеряемым и действительным направлением на радиостанцию. Отсчитывается радиодевиация от измеренного к действительному направлению на ПРС вправо со знаком плюс, влево — со знаком минус.
Показание радиокомпаса без учета радиодевиации называется отсчетом радиокомпаса ОРК.
Между КУР, ОРК и Ар существуют следующие зависимости:
КУР = ОРК + Ар; |
(7.1) |
ОРК = КУР—ДР; |
(7.2) |
АР = КУР — ОРК. |
(7.3) |
Магнитным пеленгом радиостанции (МПР) называется угол между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через вертолет, и ортодромическим направлением на приводную радиостанцию.
МПР=МК+КУР. (7.4)
Необходимо помнить, что при КУР = 0° МПР = МК; между курсом вертолета и КУР в данной точке имеется обратная зависимость: при уменьшении курса КУР увеличивается, при увеличении уменьшается, но при этом МПР остается неизменным.
Магнитным пеленгом вертолета (МПВ) называется угол между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через пеленгуемую радиостанцию, и ортодромическим направлением на вертолет.
Отсчитываются пеленги радиостанции и вертолета от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Значения пеленгов радиостанции и вертолета отсчитываются по совмещенному указателю курса: пеленг радиостанции по шкале курса против стрелки АРК, пеленг вертолета — против обратного конца стрелки АРК.
В зависимости от начала отсчета курса пеленги радиостанции и вертолета могут быть истинными (ИПР, ИПВ) и условными (УПР, УПВ). Значения пеленгов, отсчитываемые на совмещенном указателе, соответствуют индицируемому указателем курсу.