CL-289

К. М ілдл

CL-289

CL-289 (натовское обозначение AN/USD-502) яв­ляется дальнейшим развитием CL-89. БПЛА предна­значен для ведения разведки в дивизионных и корпус­ных разведывательных подразделениях. Он способен вести наблюдения, классифицировать цели и кор­ректировать огонь. Разработка была начата в июле 1976 г. с основным требованием — увеличение дально­сти действия.

Первоначально программа финансировалась пра­вительствами Канады и Германии, а в марте 1977 г. к программе присоединилась Франция. Первый за­пуск CL-289 был произведен в марте 1980 г., а через год летные испытания были закончены. Производство

_ X’

осуществлялось с 1987 по 1993 г. Первые системы по­ступили на вооружение немецкой армии в ноябре 1990 г., а французской — в 1992 г. Для Франции было поставлено 4 ПУ и 55 ІШЛА.

CL-289 имеет турбореактивный двигатель KHD-117, дальность действия — около 200 км.

Для снижения радиолокационной заметности кор­пус БПЛА имеет специальное противолокационное покрытие.

На аппарате установлена оптическая камера Zeiss- Kltro KRB 8/24D, ИК-анализатор фирмы SAGEM, си­стема записи и передачи в реальном времени изобра­жения наземному оператору на дальность до 75 км. Оптическая камера оборудована тремя параллельны­ми линзами для обеспечения широкого угла зрения в направлении, перпендикулярном направлению по­лета. Управление интервалами экспозиции гарантиру­ет перекрытие для стереоскопического изображения.

Для ІШЛА были разработаны специальные датчи­ки с синтезированной апертурой но проекту Sword. Си­стема запуска оборудована на автомобиле PIVER, ап­парат может быть адаптирован для запуска с воздуха.

Н январе 2001 г. Dornier GmbH представила НА ГО контракт на модернизацию 140 французских и не­мецких CL-289. Он предусматривает изменение про­граммного обеспечения бортового оборудования, модернизацию навигационной системы GP3 и улучше­ние системы измерения высоты.

БПЛА использовались во время войн в Персид­ском заливе в 1991 г. и в Югославии в 1999 г. Два натов­ских БПЛА были сбиты над Югославией 13.05.99 г., о чем было официальное подтверждение.

CL-289

Подготовка БПЛА CL-289 к запуску

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах крыла, м……………………………………………….. 1,32

Длина (включая ускоритель), м…………………………… 4,68

Диаметр корпуса, мм………………………………………….. 380

Вес, кг:

с полной нагрузкой……………………………………….. 220

полезной нагрузки…………………………………………… 34

Скорость максимальная, км/ч……………………………. 741

Практический потолок, м…………………………………… 3000

Дальность полета, км………………………………………….. 200

Продолжительность полета, мин…………………………….. 30