CL-289
К. М ілдл
CL-289 (натовское обозначение AN/USD-502) является дальнейшим развитием CL-89. БПЛА предназначен для ведения разведки в дивизионных и корпусных разведывательных подразделениях. Он способен вести наблюдения, классифицировать цели и корректировать огонь. Разработка была начата в июле 1976 г. с основным требованием — увеличение дальности действия.
Первоначально программа финансировалась правительствами Канады и Германии, а в марте 1977 г. к программе присоединилась Франция. Первый запуск CL-289 был произведен в марте 1980 г., а через год летные испытания были закончены. Производство
_ X’
осуществлялось с 1987 по 1993 г. Первые системы поступили на вооружение немецкой армии в ноябре 1990 г., а французской — в 1992 г. Для Франции было поставлено 4 ПУ и 55 ІШЛА.
CL-289 имеет турбореактивный двигатель KHD-117, дальность действия — около 200 км.
Для снижения радиолокационной заметности корпус БПЛА имеет специальное противолокационное покрытие.
На аппарате установлена оптическая камера Zeiss- Kltro KRB 8/24D, ИК-анализатор фирмы SAGEM, система записи и передачи в реальном времени изображения наземному оператору на дальность до 75 км. Оптическая камера оборудована тремя параллельными линзами для обеспечения широкого угла зрения в направлении, перпендикулярном направлению полета. Управление интервалами экспозиции гарантирует перекрытие для стереоскопического изображения.
Для ІШЛА были разработаны специальные датчики с синтезированной апертурой но проекту Sword. Система запуска оборудована на автомобиле PIVER, аппарат может быть адаптирован для запуска с воздуха.
Н январе 2001 г. Dornier GmbH представила НА ГО контракт на модернизацию 140 французских и немецких CL-289. Он предусматривает изменение программного обеспечения бортового оборудования, модернизацию навигационной системы GP3 и улучшение системы измерения высоты.
БПЛА использовались во время войн в Персидском заливе в 1991 г. и в Югославии в 1999 г. Два натовских БПЛА были сбиты над Югославией 13.05.99 г., о чем было официальное подтверждение.
Подготовка БПЛА CL-289 к запуску |
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Размах крыла, м……………………………………………….. 1,32
Длина (включая ускоритель), м…………………………… 4,68
Диаметр корпуса, мм………………………………………….. 380
Вес, кг:
с полной нагрузкой……………………………………….. 220
полезной нагрузки…………………………………………… 34
Скорость максимальная, км/ч……………………………. 741
Практический потолок, м…………………………………… 3000
Дальность полета, км………………………………………….. 200
Продолжительность полета, мин…………………………….. 30