Измерение угла сноса визированием вперед под углом 26,5° ‘

Способ чаще применяется при полетах набольших высотах, так как позволяет сократить вдвое время измерения и увеличить диа­пазон измеряемых углов сноса (УС = 2БУ°). Для измерения угла сноса на прицеле необходимо установить первоначальный угол визирования 26,5° и развернуть его на угол сноса, равный нулю, или установить нулевые значения ап и ав. В дальнейшем порядок работы по измерению угла сноса и правила определения его знака остаются прежними. Величина измеренного угла сноса в данном случае численно равна удвоенному значению бокового смещения визирной точки от центра перекрестия прицела.

В целях повышения точности измерения угла сноса рассмотрен­ными способами рекомендуется проверять положение гироскопиче-

ской вертикали прицела и строго, выдерживать заданные курс, ско­рость и высоту полета.

При соблюдении указанных рекомендаций точность измерения угла сноса характеризуется среднеквадратической ошибкой 1,5—2°.

Путевая скорость оптическими прицелами может быть опреде­лена базисным или синхронным способом.

Сущность базисного способа состоит в замере времени пробега визирной точкой некоторого расстояния (базы).

Длина базы определяется по истинной высоте полета. и измене­нию вертикального угла визирования от некоторого значения ВУї до ВУ2.

Рис. 6.7. Определение длины базы по изменению вертикального угла ■

Из рис. 6.7 видно, что

~ ГД] — Гд2.

Выражая горизонтальные дальности через высоту полета и вер­тикальные углы, получим

‘SE = Htg ВУ]-Я1ёВУ2.

Зная длину базы и время ее прохождения визирной точкой, можно рассчитать путевую скорость по формуле

W = — у — = — у — (tg ВУі tg ВУ2).

Если считать, что ВУ2 = 0, то формула примет вид

ВУ], (6.8)

откуда при определении путевой скорости визированием вперед под углом 45° имеем

W=~, (6.9)

а при вертикальном угле 26,5°

W=~. (6.10)

Определение путевой скорости по базе возможно как прице­лами-полуавтоматами, так и прицелами-автоматами. Чаще всего способ применяется при использовании прицелов-полуавтоматов.

Для определения путевой скорости по базе необходимо развер­нуть прицел на угол сноса, установить угол визирования 45° (26,5°) и в момент прихода визирной точки в перекрестие прицела (на поперечную черту) включить секундомер. Вращением рукоятки визирования удерживать визирную точку впереди поперечной черты на 3—5°. Когда угол визирования станет равным нулю, в момент пересечения визирной точкой поперечной черты выключить секун­домер. Затем по формулам (6.9) или (6.10) рассчитать путевую скорость, используя шкалы навигационной линейки (расчетчика) «Расстояние — скорость» и «Время». Ключ для расчета показан на рис. 6.3. В расчет путевой скорости берется истинная высота по­лета, определяемая с помощью радиовысотомера.

Пример Г. Высота полета 6000 м, начальный угол визирования ВУі = 45°, время пролета базы /Б = 26 с. Прицел развернут на угол сноса. Определить пу­тевую скорость.

Решение. На навигационной линейке (расчетчике) на шкале расстояний найти цифру 6 и подвести под нее время 26 с. Затем против круглого индекса отсчитать значение 1Р = 830 км/ч.

Пример 2. Высота полета 9000 м, угол визирования 26,5°, время базы <Б =17 с. Прицел развернут на угол сноса. Определить путевую скорость.

Решение. При угле визирования 26,5° база равна половине высоты полета, то есть

с и лк

5б = ~2 — 4’5 км-

‘I

На шкале расстояний под цифру 4,5 км подвести шкалу времени ценой деле­ния, соответствующего времени ^Б =17 с, и против круглого индекса отсчитать величину Р=950 км/ч.

При определении путевой скорости одновременно с измерением угла сноса (прицел не развернут на УС) возможна ошибка в из­мерении скорости из-за того, что фактический путь, проходимый самолетом за время между первым и вторым визированием, будет больше расчетного. Из рис. 6.8 имеем

5р = 5фсоз УС.

Разделив обе части равенства на t, получим

Гр= Гф. соэ УС,

откуда

Уф = Vp sec УС. (6.11)

При углах сноса, не превышающих ±8°, вполне допустимо од­новременное определение путевой скорости и угла сноса. При этом ошибка в определении путевой скорости не превысит 1%. При углах сноса, больших ±8°, найденную путевую скорость следует исправить по формуле (6.11). Точность определения путевой скоро­сти базисным способом зависит от точности измерения истинной высоты полета, времени базы и продольных погрешностей в опре-

делении вертикали прицела. При устойчивой работе механизма вертикали прицела ее влиянием можно пренебречь.

Высота полета и время базы должны определяться с высокой точностью. Округление времени до секунды допускается в тех слу­чаях, когда время базы превышает 30 с.

Если определять истинную высоту полета с точностью 30—50 м, а время базы с точностью до десятых долей секунды, то ошибка1 в определении путевой скорости составит 1 —1,5% W.

Сущность определения путевой скорости синхронным спо­собом заключается в том, что визирный луч (перекрестие при­цела), наложенный на какую-либо точку с помощью специальных механизмов, перемещается синхронно с движением этой точки. В этом случае (при достижении синхронизации) счетно-решающее устройство прицела, если в него не введено отставание, отработает вертикальный угол (ВУ), определяемый по формуле

где Т — время падения бомбы.

Если в прицел-полуавтомат непосредственно ввести время Т= = 36 с или задать его вводом числа оборотов фрикционного диска

= (N — постоянная прицела), то формула определения путевой скорости примет вид

При полетах на высотах ниже 3000 м на прицеле устанавливается

^ N

время падения Т—18 с или n = Тогда

W км/ч = 0,2И tg ВУ.

После установки времени Т или числа оборотов

в поле зрения прицела выбирается визирная точка, по которой про­изводится синхронизация. По достижении синхронизации отсчиты­вается значение вертикального угла ВУ° или его тангенса по соот­ветствующей шкале прицела и с помощью НЛ-10М или НРК-2 по формулам (6.13) или (6.14) рассчитывается значение путевой ско­рости. Истинная высота при этом определяется с помощью радио­высотомера после окончания синхронизации или отсчитывается на счетно-решающем приборе прицела. Для расчета пользуются шка­лами «Расстояние — скорость» и «Время» или «Тангенсы» и «Рас­стояния — высоты». Ключ для расчета показан на рис. 6.9.

Рис. 6.9. Ключи расчета путевой скорости на навигаци-
онной линейке

В прицелах-автоматах для определения путевой скорости спо­собом синхронизации необходимо для любого характеристического времени ввести в прицел истинные значения высоты и воздушной скорости полета. После выполнения синхронизации значение про­дольной составляющей путевой скорости отсчитывается по шкале путевой скорости. Достоинством синхронного способа является то, что штурману не требуется определять пройденное расстояние и измерять время секундомером на строго определенных вертикаль­ных углах.

Точность определения путевой скорости зависит от точности из­мерения истинной высоты полета и точности ввода в прицел зна­чений высоты, скорости, времени Т (или числа оборотов п) и точ­ности выполнения синхронизации. Для того чтобы ошибка в опре­делении путевой скорости из-за неточности синхронизации была меньше, рекомендуется выполнять синхронизацию под небольшими вертикальными углами. Способ позволяет определять путевую ско­рость с точностью 1,5—2% W.