УСТРОЙСТВО И РАБОТА ОСНОВНОЙ ГИДРОСИСТЕМЫ

Основная гидросистема обеспечивает питание:

— рулевой системы РС-60;

— линии торможения колес основного шасси;

— линии управления створками бомбоотсека;

— линии управления створками ОГАС.

Условно систему можно разделить на магистраль пи­тания и линии управления (рис. 12.1).

Магистраль питания основной гидросистемы

Магистраль включает следующие агрегаты:

— бак основной и вспомогательной гидросистем;

— гидронасос НШ2А-5;

— бортовые клапаны нагнетания и всасывания;

— обратный клапан и гидроаккумулятор.

Гидробак сварной конструкции, общий для основной и вспомогательной гидросистем, разделен перегородкой. Имеет общую заливную горловину с сеткой, сливные кра­ны из каждой полости, мерные стекла с указанием номи­нального и крайних уровней заправки, фильтр тонкой очи­стки в линии слива из гидронасоса и предохранительный вакуум — клапан, открывающийся при повышении давле­ния в гидробаке до (0,7±0,1) кгс/см2 и при перепаде 0,05 кгс/см2 снаружи и внутри бака (клапан двусторонне­го действия).

В полости бака основной системы установлен датчик температуры П-1 для контроля температуры рабочей жид­кости. Вместимость полостей основной и вспомогательной систем — по 12 л каждая.

Рулевая система (рис. 12.2) представляет собой единый блок, в состав которого входят следующие агрегаты:

— четыре гидроусилителя с автопилотным входом;

— фильтры тонкой очистки /;

— предохранительные клапаны 2;

— электрокран отключения основной системы 11;

— электрокраны поканального отключения комбиниро­ванного управления гидроусилителей 10; ч

— клапаны переключения систем 12;

— клапан кольцевания 3;

Условные обозначения Осн. гс йудл. гс = Слив Вспом. гс Наддув

От ручки ynjr. s

— агрегаты автоматического управления 7;

— распределительные плоские золотники с демпфера­ми 4 в каждом канале управления;

V — малогабаритные сигнализаторы давления МСТ-55с;

/? — индуктивные датчики давления ИДТ-ЮОс 13.

Подводимая после насоса І1П92А-5 и обратного клапа­на рабочая жидкость под давлением 64—.90 кгс/см2, прой­дя фильтры тонкой очистки на входе в РС-60, поступает к двум клапанам переключения систем по двум каналам (для обеспечения надежности);

— по первому каналу через электромагнитный кран от­ключения основной гидросистемы и жиклеры — на торцы клапанов переключения (с большой площадью);

— по второму каналу — к проточкам корпуса этих кла­панов и через них к золотникам гидроусилителей.

К торцам клапанов, имеющим меньшую площадь, пода­ется давление от дублирующей гидросистемы.

Вследствие разности площадей торцов клапанов пере­ключения клапаны поджаты давлением от основной систе­мы и соединяют ее линию нагнетания с золотниками руч­ного управления гидроусилителей, а линию слива от золот­ников — с линией слива основной гидросистемы.

Если давление в основной системе упадет ниже (50± ±5) кгс/см2 (отказ или принудительное отключение), ра­бочая жидкость, действующая на торец золотника клапана переключения с меньшей площадью, переместит его и ги­дроусилители будут получать давление от дублирующей ги­дросистемы. Обратное переключение клапанов на работу от основной системы произойдет при повышении давления в ней до (60±5) кгс/см2.

Плоский распределительный золотник с демпфером свя­зан с управляющей качалкой гидроусилителя. В среднем положении золотник разобщает отверстия в распредели­тельной втулке и запирает рабочую жидкость в полостях силового цилиндра. При перемещении управляющей качал­ки золотник поворачивается на некоторый угол относитель­но среднего положения. Через образовавшиеся в распреде­лительной втулке окна полости силового цилиндра соеди­няются соответственно повороту золотника с линиями на­гнетания и слива, поршень силового цилиндра через шток и качалки перемещает управляющий орган и одновременно через управляющую качалку (обратная связь) золотник переставляется в нейтральное положение.

Демпфер предназначен для устранения высокочастотных колебаний золотника.

Клапаны кольцевания обеспечивают перемещение порш­ней гидроусилителей при отсутствии давления, соединяя полости силового цилиндра между собой.

Включение в работу гидроусилителей любого канала при комбинированном управлении осуществляется с помо­щью электрокранов включения комбинированного управле­ния. При этом рабочая жидкость под давлением поступает на стопорное устройство 5, освобождая шток демпфера ру­левой машины (рис. 12.2). Кроме того, через среднюю про­точку 9 золотника, редукционный клапан 8 и дроссели ра­бочая жидкость поступает к соплам распределительного устройства 6. При смещении заслонки от сигнала автопи­лота давление на торцах золотника 9 комбинированного уп­равления будет различно и он, перемещаясь, изменит вели­чину рабочих окон между кромками золотника и его гиль­зой, что будет определять перемещение штока рулевой ма­шины, который вызовет поворот золотника гидроусилителя. Это приведет к перемещению силового исполнительного штока гидроусилителя (в ту же сторону, что и шток руле­вой машины) на стабилизацию вертолета от воздействия внешнего возмущения.

Линия управления торможением колес (рис. 12.1)

От фильтра основной системы рабочая жидкость через штуцер подачи на РС-60 подается в линию управления тор­мозом колес, которая состоит из:

— гидравлического выключателя УГ-146 /;

— редукционного клапана УГ-87/1-2 2;

— дозатора ГА-173 «?;

— датчика ИД-40 дистанционного манометра

ДИМ-40 4.

Гидравлический выключатель служит для автоматиче­ского переключения на питание от вспомогательной гидро­системы при давлении в основной ниже (50±5) кгс/см2 и обратного переключения при возрастании давления в ос­новной системе до (60±5) кгс/см2.

Редукционный клапан служит для создания редуциро­ванного давления в тормозной камере от 0 до 24 кгс/см2 в зависимости от нажатия на шток клапана при рулежном или стояночном торможении.

Дозатор служит для отсечки поврежденной линии тор­мозных камер после вытекания лишь небольшого количе­ства рабочей жидкости (около 200 см3).

Манометр ДИМ-40 служит для контроля давления в тормозных камерах колес. Он установлен в нижней части приборной доски летчика.

Линия управления створками бомболюка (рис. 12.1)

Линия включает:

— электромагнитный кран ГА-ЮЗА/16 /;

— два челночных клапана УГ-97-7 2;

— два гидроцилиндра открытия створок 3.

Электромагнитный кран служит для дистанционного

управления открытием и закрытием створок бомболюка от переключателя Б/ЛЮК ОТКР.— Б/ЛЮК ЗАКРЫТ, распо­ложенного на центральном пульте.

Челночные клапаны обеспечивают автоматическое под­ключение вспомогательной системы при отказе, основной (если створки не открылись от основной системы, сигнал поступает на реле времени, через 1,5 с срабатывает кран ГА-163А/16 4 вспомогательной системы и рабочая жидкость через челночные клапаны поступает в гидроцилиндры).

В линию управления створками ОГАС входят электро­магнитный кран ГА-ЮЗА/16 2 и гидроцилиндр привода створок 1. Управление створками — от переключателя на пульте оператора.