УСТРОЙСТВО И РАБОТА ОСНОВНОЙ ГИДРОСИСТЕМЫ
Основная гидросистема обеспечивает питание:
— рулевой системы РС-60;
— линии торможения колес основного шасси;
— линии управления створками бомбоотсека;
— линии управления створками ОГАС.
Условно систему можно разделить на магистраль питания и линии управления (рис. 12.1).
Магистраль питания основной гидросистемы
Магистраль включает следующие агрегаты:
— бак основной и вспомогательной гидросистем;
— гидронасос НШ2А-5;
— бортовые клапаны нагнетания и всасывания;
— обратный клапан и гидроаккумулятор.
Гидробак сварной конструкции, общий для основной и вспомогательной гидросистем, разделен перегородкой. Имеет общую заливную горловину с сеткой, сливные краны из каждой полости, мерные стекла с указанием номинального и крайних уровней заправки, фильтр тонкой очистки в линии слива из гидронасоса и предохранительный вакуум — клапан, открывающийся при повышении давления в гидробаке до (0,7±0,1) кгс/см2 и при перепаде 0,05 кгс/см2 снаружи и внутри бака (клапан двустороннего действия).
В полости бака основной системы установлен датчик температуры П-1 для контроля температуры рабочей жидкости. Вместимость полостей основной и вспомогательной систем — по 12 л каждая.
Рулевая система (рис. 12.2) представляет собой единый блок, в состав которого входят следующие агрегаты:
— четыре гидроусилителя с автопилотным входом;
— фильтры тонкой очистки /;
— предохранительные клапаны 2;
— электрокран отключения основной системы 11;
— электрокраны поканального отключения комбинированного управления гидроусилителей 10; ч
— клапаны переключения систем 12;
— клапан кольцевания 3;
Условные обозначения Осн. гс йудл. гс = Слив Вспом. гс Наддув
От ручки ynjr. s
— агрегаты автоматического управления 7;
— распределительные плоские золотники с демпферами 4 в каждом канале управления;
V — малогабаритные сигнализаторы давления МСТ-55с;
/? — индуктивные датчики давления ИДТ-ЮОс 13.
Подводимая после насоса І1П92А-5 и обратного клапана рабочая жидкость под давлением 64—.90 кгс/см2, пройдя фильтры тонкой очистки на входе в РС-60, поступает к двум клапанам переключения систем по двум каналам (для обеспечения надежности);
— по первому каналу через электромагнитный кран отключения основной гидросистемы и жиклеры — на торцы клапанов переключения (с большой площадью);
— по второму каналу — к проточкам корпуса этих клапанов и через них к золотникам гидроусилителей.
К торцам клапанов, имеющим меньшую площадь, подается давление от дублирующей гидросистемы.
Вследствие разности площадей торцов клапанов переключения клапаны поджаты давлением от основной системы и соединяют ее линию нагнетания с золотниками ручного управления гидроусилителей, а линию слива от золотников — с линией слива основной гидросистемы.
Если давление в основной системе упадет ниже (50± ±5) кгс/см2 (отказ или принудительное отключение), рабочая жидкость, действующая на торец золотника клапана переключения с меньшей площадью, переместит его и гидроусилители будут получать давление от дублирующей гидросистемы. Обратное переключение клапанов на работу от основной системы произойдет при повышении давления в ней до (60±5) кгс/см2.
Плоский распределительный золотник с демпфером связан с управляющей качалкой гидроусилителя. В среднем положении золотник разобщает отверстия в распределительной втулке и запирает рабочую жидкость в полостях силового цилиндра. При перемещении управляющей качалки золотник поворачивается на некоторый угол относительно среднего положения. Через образовавшиеся в распределительной втулке окна полости силового цилиндра соединяются соответственно повороту золотника с линиями нагнетания и слива, поршень силового цилиндра через шток и качалки перемещает управляющий орган и одновременно через управляющую качалку (обратная связь) золотник переставляется в нейтральное положение.
Демпфер предназначен для устранения высокочастотных колебаний золотника.
Клапаны кольцевания обеспечивают перемещение поршней гидроусилителей при отсутствии давления, соединяя полости силового цилиндра между собой.
Включение в работу гидроусилителей любого канала при комбинированном управлении осуществляется с помощью электрокранов включения комбинированного управления. При этом рабочая жидкость под давлением поступает на стопорное устройство 5, освобождая шток демпфера рулевой машины (рис. 12.2). Кроме того, через среднюю проточку 9 золотника, редукционный клапан 8 и дроссели рабочая жидкость поступает к соплам распределительного устройства 6. При смещении заслонки от сигнала автопилота давление на торцах золотника 9 комбинированного управления будет различно и он, перемещаясь, изменит величину рабочих окон между кромками золотника и его гильзой, что будет определять перемещение штока рулевой машины, который вызовет поворот золотника гидроусилителя. Это приведет к перемещению силового исполнительного штока гидроусилителя (в ту же сторону, что и шток рулевой машины) на стабилизацию вертолета от воздействия внешнего возмущения.
Линия управления торможением колес (рис. 12.1)
От фильтра основной системы рабочая жидкость через штуцер подачи на РС-60 подается в линию управления тормозом колес, которая состоит из:
— гидравлического выключателя УГ-146 /;
— редукционного клапана УГ-87/1-2 2;
— дозатора ГА-173 «?;
— датчика ИД-40 дистанционного манометра
ДИМ-40 4.
Гидравлический выключатель служит для автоматического переключения на питание от вспомогательной гидросистемы при давлении в основной ниже (50±5) кгс/см2 и обратного переключения при возрастании давления в основной системе до (60±5) кгс/см2.
Редукционный клапан служит для создания редуцированного давления в тормозной камере от 0 до 24 кгс/см2 в зависимости от нажатия на шток клапана при рулежном или стояночном торможении.
Дозатор служит для отсечки поврежденной линии тормозных камер после вытекания лишь небольшого количества рабочей жидкости (около 200 см3).
Манометр ДИМ-40 служит для контроля давления в тормозных камерах колес. Он установлен в нижней части приборной доски летчика.
Линия управления створками бомболюка (рис. 12.1)
Линия включает:
— электромагнитный кран ГА-ЮЗА/16 /;
— два челночных клапана УГ-97-7 2;
— два гидроцилиндра открытия створок 3.
Электромагнитный кран служит для дистанционного
управления открытием и закрытием створок бомболюка от переключателя Б/ЛЮК ОТКР.— Б/ЛЮК ЗАКРЫТ, расположенного на центральном пульте.
Челночные клапаны обеспечивают автоматическое подключение вспомогательной системы при отказе, основной (если створки не открылись от основной системы, сигнал поступает на реле времени, через 1,5 с срабатывает кран ГА-163А/16 4 вспомогательной системы и рабочая жидкость через челночные клапаны поступает в гидроцилиндры).
В линию управления створками ОГАС входят электромагнитный кран ГА-ЮЗА/16 2 и гидроцилиндр привода створок 1. Управление створками — от переключателя на пульте оператора.