Применение радионавигационной системы і ближней навигации

Угломерно-дальномерная радионавигационная система (РСБН) предназначена для решения задач ближней навигации и посадки. Система представляет комплекс наземного и бортового оборудова­ния. Наземное оборудование состоит из радионавигационной стан­ции РСБН-2Н (РСБН-4Н, РСБН-6Н) и посадочной радиомаяч — ной группы ПРМГ. Бортовое оборудование РСБН может иметь различные варианты и входить в состав комплексной навигацион­ной системы. Наземное оборудование позволяет получать на инди­каторе кругового обзора наземной станции отметки от вертолетов, работающих с данной станцией, и производить их индивидуальное опознавание путем прослушивания работы бортовых командных ра­диостанций. Наземное и бортовое оборудование системы РСБН в пределах дальности действия системы обеспечивает определение удаления вертолета от наземной станции и его азимута, измеряе­мого от северного направления истинного меридиана, проходящего через нее.

Максимальная дальность действия системы РСБН достигает 370 км и зависит от высоты полета. Дальность действия системы в зависимости от высоты полета, типа наземной станции и режима работы приведена в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Режим работы

Высота полета, м

Дальность действия, км

Тип наземного радио­маяка

Навигация

250.

40

РСБН-2Н

500

35′

УДАРМ

10Ш

100

РСБН-4Н

3000

190

РСБН-6Н

5000

310

РСБН-6Н

Посадка

300

20

ПРМГ-4

юоо

80

ПРМГ-4

Точность работы системы РСБН характеризуется погрешностя­ми измерения текущих полярных координат вертолета, его азиму­та и наклонной дальности. При этом точность их определения на земле характеризуется погрешностью измерения азимута оА = 1° и дальности сгД=2,5 км. Точность измерения полярных координат на борту вертолета в зависимости от типа наземной станции РСБН и режима работы бортового оборудования приведена в табл. 8.2.

Пропускная способность системы РСБН по азимутальному ка­налу неограниченна, а по дальномерному — ограничена до 100 вер­толетов. Величина радиуса нерабочей зоны (воронки) над назем­ным радиомаяком не более высоты полета.

Режим работы

Канал измерения

Погрешность

измерения

Тип наземного радиомаяка

Навигация

Азимутальный

±0|,25°

РСБЙ-2Н (4Н)

Дальномерный

dz(2’0i0′ м+ +0,05% Д, км), м

РСБН-2Н (4Н)

Посадка

Азимутальный

1+

сл

о

W

о

УДАРМ с приводом СБ

Дальномерный

± (20 О1 м+ +0,05% Д, км), м

РСБН-2Н (4Н)

±(250 м+ +0,05% Д, км), м

УДАРМ с приводом СВ

Наземное и бортовое оборудование РСБН, устанавливаемое на вертолеты, позволяет решать следующие навигационные задачи:

— непрерывно и автоматически определять на борту вертолета его местоположение путем измерения текущих значений азимута и наклонной дальности по отношению к выбранной РНТ;

— определять навигационные элементы полета;

— осуществлять полет по любому прямолинейному маршруту (заданному азимуту), проходящему через РНТ, и коррекцию счис­ленных координат;

— обеспечивать снижение по курсу и глиссаде при заходе на посадку с указанием текущей дальности до точки приземления (ретранслятора дальномера посадочного маяка);

— непрерывно определять на земле полярные координаты вер­толетов и осуществлять их индивидуальное опознавание.

В боевой обстановке работе системы РСБН со стороны против­ника могут создаваться помехи. Поэтому экипаж должен контро­лировать правильность работы системы по измерениям, выполнен­ным с помощью других средств. Кроме того, при наличии помех следует переходить к использованию наземных станций, работаю­щих па других частотно-кодовых каналах.