УПРАВЛЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОМ

1. Общие сведения’

Управление вертолетом, т. е. изменение балансировочного положения вертолета относительно трех пространственных осей, осуществляется пу­тем изменения величины и направления силы тяги несущего винта и из­менением величины силы тяги рулевого винта.

Продольное и поперечное управление осуществляется ручкой управ­ления, отклоняя которую пилот через автомат перекоса изменяет наклон равнодействующей силы тяги несущего винта вследствие циклического изменения угла установки лопастей в различных азимутальных положе­ниях. Наклон тяги несущего винта вперед вызывает поворот вертолета относительно поперечной оси и перемещение вперед; наклон тяги назад вызывает кабрирование вертолета и перемещение назад. Точно так же наклон тяги в боковую сторону вызывает соответствующий крен и боко­вое перемещение вертолета.

Путевое управление осуществляется педалями ножного управления, под действием которых изменяется общий шаг рулевого винта и, следо­вательно, его тяга.

Изменение тяги несущего винта по величине происходит вследствие изменения его общего шага и производится при помощи ручки объеди­ненного управления «шаг-газ». Одновременно с управлением общим ша­гом ручкой «шаг-газ» производится управление режимом работы обоих двигателей и управление стабилизатором.

Объединенное управление «шаг-газ» исключает получение на рабочих режимах оборотов двигателей ниже и выше допустимых. Это достигается соответствующим выбором дроссельных характеристик двигателей и на­личием ограничителей максимальных оборотов свободных турбин.

Наряду с объединенным управлением «шаг-газ» на вертолете пред­усмотрено раздельное управление двигателями, позволяющее опробовать на земле каждый двигатель без изменения шага несущего винта, а также обеспечивающее возможность подбора необходимого режима при полете на одном работающем двигателе.

В системе продольного и поперечного управления, а также в цепи управления общим шагом установлены гидроусилители РП-35, работаю­щие по необратимой схеме.

Конструкция гидроусилителей предусматривает возможность управ­ления вертолетом также и при выходе из строя гидросистемы вертолета. В этом случае исполнительный шток гидроусилителя работает как жест­кая тяга. При необратимом управлении усилия от органов управления на ручки и педали не передаются. Основной особенностью такого управ­ления является независимость усилий на ручке от величины и знака шарнирного момента, другими словами, от режима полета вертолета.

Поэтому если в цепях управления устанавливаются необратимые гидроусилители, то для того чтобы пилот мог «чувствовать» управление, необходимо на ручке иметь определенный градиент усилий в зависимости от ее перемещения. Кроме того, в полете на установившихся режимах требуется полностью снимать усилия с ручки управления. Для выпол­нения этих двух задач на вертолете устанавливаются пружинные загру­зочные механизмы (триммеры). Управление указанными механизмами осуществляется при помощи переключателя, расположенного на верхней части ручки управлення.

Величина общего шага несущего винта и положение триммеров кон­тролируется пилотом по указателям, установленным на приборной доске.

Ножное управление выполнено без гидроусилителей. Цепь ножного управления связана со штоком управления шагом рулевого винта, рас­положенным в хвостовом редукторе. Перемещение педалей в кабине пи­лота вызывает перемещение штока управления рулевым винтом, в ре­зультате чего происходит изменение шага лопастей, а следовательно, тя­ги рулевого винта и момента относительно центра тяжести вертолета. При движении вперед правой педали шаг рулевого винта и его тяга уве­личиваются, момент рулевого винта будет превышать реактивный мо­мент несущего винта и вертолет разворачиваться вправо. Для левого разворота вперед подается левая педаль, тогда шаг и тяга рулевого вин­та уменьшаются, вертолет под действием реактивного момента несущего винта разворачивается влево.

Управление стабилизатором кинематически связано с системой уп­равления общим шагом несущего винта. При увеличении общего шага несущего винта одновременно увеличивается угол установки стабилиза­тора, при этом носок стабилизатора поднимается вверх. При переходе на режим авторотации пилот уменьшает общий шаг несущего винта и стабилизатор становится на отрицательный угол, создавая при наличии поступательного движения вертолета кабрирующий момент, что улуч­шает условия перехода несущего винта на режим самовращения.

В конструкции управления вертолетом предусмотрена фиксация руч­ного и ножного управлений, которая осуществляется штырями, а тайже предусмотрены шкалы и нониусы на качалках продольного и поперечно­го управления. Штыри входят в отверстия, выполненные на подвижных и неподвижных элементах управления. При совмещении отверстий ручка и педали фиксируются в нейтральном положении. В связи с этим при ре­гулировке управления нет необходимости применять специальные при­способления для установки органов управления в нейтральное положе­ние и, следовательно, не требуется довольно трудоемкая работа по уста­новке вертолета на подъемниках в линию полета.

Расположение фиксирующих элементов непосредственно на колонке управления, педалях и в цепи управления дает возможность, не нарушая регулировки органов управления, производить замену таких агрегатов как главный редуктор, гидроусилители и т. д. при эксплуатации верто­лета.

Управление вертолета — одинарное, смешанной конструкции. Жест­кие цепи управления состоят из тяг, качалок и кронштейнов для уста­новки качалок.

Тросовая проводка управления включает в себя тросы, секторы, ро­лики и кронштейны для установки роликов.

Тяги выполнены из дюралюминиевых и стальных труб. Качалки изго­тавливаются из штамповок алюминиевого сплава или стали, кронштей­ны — из алюминиевого сплава или магниевого литья.

Для обеспечения плавного, легкого без заедания хода цепей управле­ния во всех сочленениях тяг, качалок, роликов и кронштейнов установ­лены шариковые подшипники.

В систему управления вертолета входят:

ручное управление, связывающее колонку продольно-поперечного уп­равления с автоматом перекоса;

ножное управление, связывающее педали с рулевым винтом;

объединенное управление системой «шаг-газ-стабилизатор», где руч­ка «шаг-газ» связана цепью управления с ползуном автомата перекоса и рычагами насоса НР-40Т; стабилизатор связан цепью управления с пол­зуном автомата перекоса;

раздельное управление — двигателями, имеющее две ручки управле­ния, связанные с рычагами насоса НР-40Т;

управление загрузочными механизмами (триммерами), включаемыми нажимным восьмипозиционным электропереключателем, расположен-

ным на ручке управления; имеется дублирующее управление загрузоч­ными механизмами, которое осуществляется двумя переключателями, расположенными на левом пульте управления в кабине пилота;

управление тормозом трансмиссии, связывающее ручку управления тормозом в кабине с рычагом тормоза на главном редукторе;

управление остановом двигателей.