Структурные схемы и функциональные элементы авиационных приборов[2]

Авиационный прибор как измерительное устройство может со­стоять из многих частей, имеющих самые различные назначения и наименования, однако структуру прибора определяют только те части, которые определяют его как средство измерения. Части при­бора, определяющие его метрологические функции, называются функциональными элементами.

По составу функциональных элементов различают приборы ме­стного действия, дистанционные приборы и измерительные комп­лекты с разделителем, телеизмерительные приборы (измеритель­ные комплекты сдатчиками и приемниками).

Измерительный прибор местного действия позволяет осуществ­лять наблюдение или запись показаний непосредственно в месте измерения. На рис. 124 показана функциональная структурная схема прибора местного действия. Такой прибор состоит из следу­ющих функциональных элементов. ПЧ — подвижная часть, объе­диняющая элементы, которые перемещаются при изменении из­меряемой величины и детали измерительного механизма, обеспечи­вающие получение определенной зависимости отклонения подвиж­ной части от изменения измеряемой величины.

«ПМВ —• механизм» — передаточно-множительный выпрямля­ющий механизм, который содержит детали и специальные устрой­ства, обеспечивающие:

передачу движения — связь между подвижной частью и отсчет — ным приспособлением;

умножение в необходимое число раз величины перемещения подвижной части;

получение шкалы с различным характером (выпрямление).

ОП — отсчетное приспособление (шкала-указатель), которое является основным функциональным элементом, характеризующим пригодность проведения отсчета (эксплуатационная характеристика прибора).

Структурные схемы и функциональные элементы авиационных приборов[2] 

Структурные схемы и функциональные элементы авиационных приборов[2]

Рис. 126. Функциональная схема измерительного комплекта, состоящего из датчика и измерителя

В приемнике П нет подвижных частей, а преобразование одно­го вида энергии в другой осуществляется за счет изменения свойств самого приемника под воздействием измеряемой величины или специальной измерительной схемой. Например, система изме­рения топлива типа СЭТС, которая будет рассмотрена ниже.

Приемники делятся на параметрические и генераторные.

В параметрическом приемнике измеряемая величина воздейст­вует на него, вызывая изменение свойств или таких электрических параметров, как электрическое сопротивление, индуктивность, ем­кость и т. п., для измерения которых требуется вспомогательный источник энергии.

В генераторном приемнике измеряемая величина создает ЭДС. К этой группе относятся приемники механического принципа дей­ствия, в которых происходит преобразование одного параметра в другой.

Датчик отличается от приемника также принципом проверки и определения его работоспособности в эксплуатации. Примером такого типа приемника является датчик тахометра.

Если для определения работоспособности датчика и прибора, имеющих подвижную часть, необходимо наличие самой измеряе­мой величины, то работоспособность приемника может быть опре­делена измерением одного значения характеристического пара­метра.

На самолетах и вертолетах все большее применение находят сложные измерительные системы — это измерительные комплекты, состоящие из нескольких измерительных приборов (измерителей), приемников и датчиков. В измерительных системах и схемах из­мерительных приборов широко используются самобалансирующие­ся компенсационные устройства с двигателями отработки. Функцио­нальная блок-схема такого измерительного комплекта представ­лена на рис. 128.

Структурные схемы и функциональные элементы авиационных приборов[2]

Рис. 127. Функциональная схема измерительного комплекта с приемником

Рис. 128. Функциональная блок-схема измерительного комплекта с ком-
пенсационным устройством

На самолете имеется большое количество сигнальных устройств — (рис. 129), в которых применен приемник или датчик, а вместо показывающего прибора устанавливается сигнальный элемент — лампа или блинкер.