Структурные схемы и функциональные элементы авиационных приборов[2]
Авиационный прибор как измерительное устройство может состоять из многих частей, имеющих самые различные назначения и наименования, однако структуру прибора определяют только те части, которые определяют его как средство измерения. Части прибора, определяющие его метрологические функции, называются функциональными элементами.
По составу функциональных элементов различают приборы местного действия, дистанционные приборы и измерительные комплекты с разделителем, телеизмерительные приборы (измерительные комплекты сдатчиками и приемниками).
Измерительный прибор местного действия позволяет осуществлять наблюдение или запись показаний непосредственно в месте измерения. На рис. 124 показана функциональная структурная схема прибора местного действия. Такой прибор состоит из следующих функциональных элементов. ПЧ — подвижная часть, объединяющая элементы, которые перемещаются при изменении измеряемой величины и детали измерительного механизма, обеспечивающие получение определенной зависимости отклонения подвижной части от изменения измеряемой величины.
«ПМВ —• механизм» — передаточно-множительный выпрямляющий механизм, который содержит детали и специальные устройства, обеспечивающие:
передачу движения — связь между подвижной частью и отсчет — ным приспособлением;
умножение в необходимое число раз величины перемещения подвижной части;
получение шкалы с различным характером (выпрямление).
ОП — отсчетное приспособление (шкала-указатель), которое является основным функциональным элементом, характеризующим пригодность проведения отсчета (эксплуатационная характеристика прибора).
Рис. 126. Функциональная схема измерительного комплекта, состоящего из датчика и измерителя |
В приемнике П нет подвижных частей, а преобразование одного вида энергии в другой осуществляется за счет изменения свойств самого приемника под воздействием измеряемой величины или специальной измерительной схемой. Например, система измерения топлива типа СЭТС, которая будет рассмотрена ниже.
Приемники делятся на параметрические и генераторные.
В параметрическом приемнике измеряемая величина воздействует на него, вызывая изменение свойств или таких электрических параметров, как электрическое сопротивление, индуктивность, емкость и т. п., для измерения которых требуется вспомогательный источник энергии.
В генераторном приемнике измеряемая величина создает ЭДС. К этой группе относятся приемники механического принципа действия, в которых происходит преобразование одного параметра в другой.
Датчик отличается от приемника также принципом проверки и определения его работоспособности в эксплуатации. Примером такого типа приемника является датчик тахометра.
Если для определения работоспособности датчика и прибора, имеющих подвижную часть, необходимо наличие самой измеряемой величины, то работоспособность приемника может быть определена измерением одного значения характеристического параметра.
На самолетах и вертолетах все большее применение находят сложные измерительные системы — это измерительные комплекты, состоящие из нескольких измерительных приборов (измерителей), приемников и датчиков. В измерительных системах и схемах измерительных приборов широко используются самобалансирующиеся компенсационные устройства с двигателями отработки. Функциональная блок-схема такого измерительного комплекта представлена на рис. 128.
Рис. 127. Функциональная схема измерительного комплекта с приемником |
Рис. 128. Функциональная блок-схема измерительного комплекта с ком-
пенсационным устройством
На самолете имеется большое количество сигнальных устройств — (рис. 129), в которых применен приемник или датчик, а вместо показывающего прибора устанавливается сигнальный элемент — лампа или блинкер.