ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КОМПРЕССОРА,. ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ. ПО ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
Как уже отмечалось, высокая эксплуатационная надежность центробежных компрессоров является одним из основных факторов, предопределивших их использование в авиационных двигателях. Однако достижение высокой надежности невозможно без строгого выполнения всех требований по их эксплуатации, а также без знания недостатков, обусловленных особенностями конструкции.
Неустойчивая работа двигателя (помпаж) является обычно следствием нарушения плавности обтекания лопаток заборника и диффузора, что сопровождается резкими колебаниями скорости и давления потока воздуха при одновременном падении давления за компрессором и росте температуры газов, а также падением частоты вращения ротора компрессора. Как правило, помпаж сопровождается тряской двигателя и хлопками.
Физическая сущность помпажа заключается в следующем. В процессе работы компрессора на расчетном режиме обеспечивается плавное обтекание входных кромок лопаток заборника и лопаток диффузора (рис. 88а). Отклонение расхода воздуха от расчетной величины из-
Рис. 88. Образование срывных явлений в центробежном компрессоре |
меняет величину и направление относительно скорости воздуха на входе в компрессор. При уменьшении расхода воздуха (рис. 88в) поток набегает на вогнутую поверхность (корытце) лопатки, образуя завихрения и разрежение на выпуклой ее поверхности (на спинке). Это разрежение способствует дальнейшему распространению завихрений в компрессоре.
При увеличении расхода воздуха (рис. 886) поток набегает на спинку лопатки, но зарождающиеся на вогнутой части завихрения локализуются повышенным давлением, возникающим при этой поверхности при работе двигателя, и поэтому не нарушается работа компрессора.
Условия образования завихрений в лопаточном диффузоре аналогичны. При уменьшении расхода воздуха по сравнению с расчетным на спинке лопатки возникают завихрения, которые вследствие разрежения на этой поверхности начинают интенсивно развиваться, занимая значительную часть межлопаточного канала. Происходит периодически повторяющаяся закупорка компрессора, что может сопровождаться выбросами воздуха на вход в компрессор и привести к росту температуры газов на турбине.
Общее представление о склонности компрессора к помпажу дает характеристика компрессора (рис. 89), представляющая собой зависимость степени повышения давления от приведенного расхода воздуха, проходящего через компрессор, при различной приведенной частоте вращения.
Рис. 89. Характеристика компрес-
сора
На каждом установившемся режиме компрессор совместно с турбиной работает только при определен
ном расходе воздуха, опре-
деляемом рабочей точкой. К т g
Линия, соединяющая рабо — °пр
чиє точки на характеристике компрессора при различной частоте вращения, называется линией рабочих режимов.
Кроме этой линии для каждой частоты вращения наносят точки начала помпажа. Линия, соединяющая эти точки, называется границей помпажа.
Точка пересечения линий рабочих режимов и границы помпажа называется критической. Область между границей помпажа и рабочей линией — область беспом — пажной работы, определяющая «запас компрессора по помпажу». На практике этот запас оценивается как выраженное в процентах отношение разности критической и максимальной частот вращения к максимальной частоте вращения:
У современных двигателей запас устойчивой работы должен быть не менее 12…17%. Однако в процессе эксплуатации двигателя происходит износ деталей проточной части, ухудшается состояние обтекаемой потоком воздуха поверхности, что неизбежно приводит к снижению запаса устойчивости компрессора.
Снижение атмосферного давления, увеличение температуры воздуха, а также регулировка автомата приемистости в сторону уменьшения времени приемистости (даже в пределах регулировки, разрешенной инструкцией по эксплуатации) способствуют возникновению помпажа. В случае появления признаков помпажа двигателя М701 (хлопки, тряска, рост температуры газов и т. п.) необходимо снизить частоту вращения.
[Та запас устойчивости двигателя по помпажу существенное влияние также оказывают эксплуатацион
ные и технологические (ремонтные) факторы. Все повреждения деталей проточной части двигателя (забоины входных кромок лопаток заборников, деформация лопаток, повреждения лопаток диффузора) приводят к ухудшению обтекания лопаток, образованию вихрей и смещению границы помпажа на характеристике компрессора вправо. Увеличение гидравлических сопротивлений деталей газовоздушного тракта (заварка и коробление жаровых труб, коробление лопаток соплового аппарата и т. п.) приводит к смещению рабочей линии влево, что также уменьшает запас устойчивости двигателей по помпажу.
Разрушение колеса центробежного компрессора является наиболее опасным отказом, приводящим к разрушению двигателя и повреждению отдельных узлов и систем самолета.
Разрушение происходит на максимальном или близком к нему режиме работы двигателя. Причиной разрушения колес компрессора является возникновение и развитие усталостных трещин на тыльной стороне колеса в месте галтельного перехода полотна диска в ступицу из-за воздействия на них повышенных нагрузок изгиб — ного характера при неустойчивой работе двигателя.
Снижение долговечности материала колеса является следствием растрескивания поверхностного слоя материала при его анодировании и повышенной чувствительности материала колес к трещинам.
В целях предотвращения случаев разрушения колес компрессора при их изготовлении производится рентгеновский контроль на отсутствие внутренних пороков в материале, а при ремонте введен ультразвуковой контроль колес на отсутствие трещин, коррозионных поражений и других дефектов. Для предотвращения коррозии все колеса компрессора при ремонте покрываются эмалью.
Поскольку максимальные нагрузки в колесе компрессора возникают при нарушениях устойчивой работы двигателя, то необходимо следить за его газодинамической устойчивостью на переходных и установившихся режимах. При выявлении неустойчивой работы следует провести ультразвуковой контроль колеса компрессора, устранить выявленные неисправности в соответствии с требованиями Инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации двигателя М70ІС-500, а также до
полнительно повысить устойчивость работы двигателя путем увеличения времени приемистости в пределах норм технических условий и уменьшения диапазона рабочих частот вращения ротора двигателя путем повышения режима малого газа и снижения максимальной частоты вращения ротора также в пределах норм технических условий.
Большое значение имеет выполнение требований по прогреву и охлаждению двигателей. После каждого запуска двигателя первый вывод его на максимальный режим должен проводиться после прогрева на следующих режимах:
п = 52%, в течение 1 мин, п = 65%, в течение 2 мин — не менее.
При этом давление масла должно быть не более 2,5 кгс/см2;
п = 94%, в течение 0,5 мин; п = 97%, в течение 0,5 мин.
Охлаждение двигателя перед его выключением производится на режимах:
п = 78%, в течение 2 мин — при снежных осадках или при температуре окружающего воздуха, близкой к нулю;
п = 52%, в течение 2 мин, если температура окружающего воздуха выше минус 15 °С, и в течение 3 мин, если ниже минус 15 °С — при работе двигателя перед выключением на режиме п=97%;
п = 36…39%, в течение 0,5 мин — во всех случаях. Соблюдение режимов охлаждения проверяется по данным объективного контроля. При выявлении нарушений режимов прогрева или охлаждения двигатель допускается к дальнейшей эксплуатации только после ультразвукового контроля колеса компрессора. Для предотвращения случаев разрушения колес компрессора в эксплуатации также введен их периодический ультразвуковой контроль на отсутствие трещин.