ЗАПРАВКА ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Заправка летательных аппаратов горюче-смазочными материа­лами (ГСМ) относится к ответственным операциям, непосредствен­но влияющим иа работоспособность систем летательных аппаратов. Организация и обеспечение заправки ГСМ, а также ответственность за качество ГСМ и состояние заправочных средств — возлагается на службы ГСМ и специального транспортного предприятия. Заправку ГСМ производят с помощью — стационарных систем централизован­ной заправки (ЦЗС) или передвижными заправочными средства­ми, имеющими фильтрующие и раздаточные устройства, которые должны быть исправными, чистыми и опломбированными.

Перед допуском к заправке. заправочные средства должны быть осмотрены, а топливо и масло подвергнуто лабораторному анализу. Топливо перед заправкой дополнительно подвергают аэродромной проверке руководителем смеиы службы ГСМ. По результатам поло­жительной проверки производят запись в контрольном талоне на ГСМ о разрешении па заправку с указанием даты и времени про­верки. Контрольный осмотр средств заправки выполняют не ранее чем за 15 мин после прибытия заправщика иа стоянку с тем, чтобы топливо в цистерне отстоялось. При этом сливают из отстойников в прозрачную стеклянную посуду 1—2 л топлива и прибором ПОЭТ или визуальным путем убеждаются в отсутствии механических при­месей, воды или кристаллов льда.

Непосредственно перед заправкой ГСМ бортмеханик или авиа­ционный техник-бригадир обязан также .проверять чистоту топлива, оформление контрольного талона, соответствие марки ГСМ данно­му типу двигателя, чистоту и исправность раздаточных средств и наличие пломб на заправочном агрегате.

После заправки из топливных баков сливают отстой топлива и проверяют его чистоту

Если в топливе будет обнаружена вода или механические при­меси, необходимо немедленно принять меры к удалению (вплоть до полной замены топлива в баках) и выявлению источников их. по­явления.

Вода в топливе вызывает коррозию агрегатов, а при отрица­тельных температурах может замерзнуть и нарушить подачу топ­лива в двигатель.

Количество добавленных в авиационное топливо присадков, предотвращающих образование кристаллов льда, указывается в контрольном талоне на топлрво, заправленное в цистерну топливо­заправщика

Перед заправкой топливом необходимо тщательно заземлять топливозаправщик и летательный аппарат для предотвращения искрообразоіваїния от статического электричества.

Заправка летательных аппаратов топливом производится двумя способами: закрытая заправка через заправочные штуцеры и от­крытая — через — заливные горловины. При закрытой заправке рас­пределение топлива то ‘бакам осуществляется путем автоматическо­го или ручного управления магистралью заправки при включенной электрической сети постоянного и переменного тока. Заправка топ­ливом при включенной электрической сети требует соблюдения осо­бо тщателшых мер. пожарной безопасности (около летательного аппарата должны быть средства пожаротушения), запрещается включение электрических устройств и механизмов, не связанных с заправкой, и др.

Контроль процесса заправки осуществляют по приборам и сиг­нальным устройствам, расположенным на заправочных щитках. Контроль качества фильтрации топлива фильтрами топливозаправ­щика осуществляют то перепаду давления «а фильтрах тонкой очистки.

При неполной заправке заполнение баков производят в поряд­ке, обратном выработке топлива.

Количество топлива в баках должно быть таким, чтобы оста­вался незаполненный объем для возможного температурного рас­ширения топлива.

После открытой заправки необходимо тщательно закрывать пробки заливных горловин.

По истечении 10—15 мин после заправки обязательно сливают и. проверяют отстой топлива из всех групп баков.

Масло перед заправкой при температурах наружного воздуха ниже 5° С должно быть подогрето до 7.5—80° С.