Подготовка к полету с навигационным. комплексом с аналоговым вычислителем

В зависимости от характера решаемых задач, дальности дейст­вия вертолетов и загруженности экипажа в полете в навигационном комплексе может применяться:

— общая ортодромическая система координат (ООСК);

— частно-ортодромическая система координат (ЧОСК);

— общая ортодромическая система координат для полосы или маршрута полета.

Общая ортодромическая система координат строится для рай­она полетов, в котором выполняются полеты по замкнутому мар­шруту. В этом случае точка начала координат совмещается с аэродромом взлета или любой другой точкой, а главная ортодро­мия У — с северным направлением истинного или магнитного ме­ридиана. На карте масштаба 1:200 000 она может совмещаться с вертикальной километровой линией координатной сетки.

Ориентирование главной ортодромии в азимуте может осуще­ствляться двумя способами:

— вводом условного магнитного склонения на коррекционном механизме курсовой системы. В этом случае будет изменено на­чало отсчета курса. Указатель курса будет индицировать услов­ный курс, отличающийся от текущего магнитного курса, что вы­зывает неудобство в отсчете курса;

— вводом угла карты на индикаторе координат при нулевом значении условного магнитного склонения на КМ. Указатель кур­са летчика в этом случае будет индицировать текущий условный курс, близкий к магнитному. Этот способ находит более широкое применение на практике.

При совмещении оси У с истинным меридианом на коррекци­онном механизме курсовой системы устанавливается магнитное склонение, равное нулю, а на индикаторе координат — угол кар­ты, равный обратному значению магнитного склонения: рк == Д’м.

При совмещении оси У с магнитным меридианом на коррек­ционном механизме устанавливается магнитное склонение, равное нулю, а на индикаторе координат — угол карты, равный нулю.

При совмещении главной ортодромии с линией координатной сетки на коррекционном механизме устанавливается Дм = 0, а на индикаторе координат — угол карты

Рк = у — Дм, * (10.31)

где у — угол сближения меридианов;

Дм—магнитное склонение.

Для построения координатной сетки на карте (рис. 10.22) не­обходимо:

— выбрать точку начала координат;

— через точку начала координат провести главную ортодро­мию, направив ее по выбранному направлению;

— перпендикулярно к главной ортодромии провести ось. Х;

— разметить оси X и У через 1 см, начиная от точки начала координат;

— через полученные точки при необходимости провести услов­ные меридианы и параллели;

— оцифровать полученную сетку так, чтобы ею было удобно пользоваться в полете.

Для использования картографического индикатора перед поле­том на карте масштаба 1:1000 000 обозначается прямоугольник размером 220X168 мм (по размеру планшета), включающий район предстоящих полетов. Короткая сторона прямоугольника

Подготовка к полету с навигационным. комплексом с аналоговым вычислителем

Рис. 10.22. Счисление пути в общей ортодромической системе координат

должна быть параллельна главной ортодромии. Прямоугольник карты наклеивается на металлическую планку и устанавливает­ся в картографический индикатор. Вместо карты можно пользо­ваться схемой маршрута, выполненной в масштабе карты. На та­кой схеме можно прокладывать маршрут в двух масштабах: до цели — в масштабе 1 : 1 000 000, в районе цели — в масштабе 1 :200 000.

Общая ортодромическая система координат для полосы марш­рутов или одного маршрута (рис. 10.23) применяется при их большой протяженности.

В этом случае за начало координат принимается цель. Глав­ная ортодромия может быть совмещена с осью маршрутов (мар­шрута) или с последним перед целью участком маршрута. На­правление оси У от цели в сторону ИПМ считается отрицатель­ным.

Подпись: Рис. 10.23. Счисление пути в общей ортодромической системе координат для одного маршрута

В случае совмещения оси У с последним перед целью участ­ком координата у (ПУТЬ) будет характеризовать удаление вер­толета от цели по главной ортодромии, а координата х (БОКО­ВОЕ УКЛОНЕНИЕ) —удаление от главной ортодромии. При этом на коррекционном механизме необходимо установить маг­нитное склонение, равное нулю, а на индикаторе координат — угол карты, равный путевому углу главной ортодромии.

Прямоугольник карты планшета должен готовиться так, что­бы его короткая сторона была параллельна главной ортодромии.

Подпись: С* сА Рис. 10.24. Счисление пути в частно-ортодромической системе координат

Частно-ортодромическая система координат (рис. 10.24) при­меняется, как правило, при перелетах или полетах по маршруту с одним-двумя изломами, а также в целях сокращения времени на подготовку к полету. В этом случае ось У совмещается на каждом этапе с линией заданного пути. Начало координат совмещается

с началом или концом каждого этапа. Поэтому координата у бу­дет соответствовать пройденному расстоянию от ППМ или остав­шемуся до ППМ, а координата х — боковому уклонению от мар­шрута. В этом случае на коррекционном механизме КС устанав­ливается Д*м = 0, а на индикаторе координат в начале каждого этапа — угол карты, равный ЗМПУ.

Для использования картографического индикатора перед поле­том необходимо подготовить карту масштаба 1:1 000 000. Для этого на металлическую планку наклеиваются параллельно корот­кой стороне вырезанные из карты полосы участков маршрута (ча­стные ортодромии). Длина каждого участка должна быть не бо­лее 160 км. На одну планку наклеивается 2—4 этапа маршрута. При этом линии пути должны проходить снизу вверх. Вместо кар­ты можно пользоваться схемой маршрута, выполненной в масшта­бе карты.

Определение ортодромических координат основных точек мар­шрута и точек коррекции производится на карте графическим ме­тодом по нанесенной прямоугольной сетке координат. Если на карте построена только главная ортодромия, для определения ко­ординат необходимо опустить перпендикуляр от ориентира на главную ортодромию, а затем измерить длину перпендикуляра (координата х) и расстояние по главной ортодромии от начала координат до основания перпендикуляра (координата у).

Угол карты (рк) измеряется транспортиром и записывается на карте. Допустимая ошибка измерения 0,5° с вероятностью 0,95.

При совмещении главной ортодромии с последним перед целью участком маршрута ЗМПУ этого этапа будет равен вели­чине угла карты, который измеряется со средней квадратической ошибкой 20′. В этом случае угол карты и расстояние последнего этана рекомендуется рассчитывать по прямоугольным координа­там, измеренным на карте крупного масштаба.

Значение угла карты (рис. 10.25) находится по формуле

рк= 180° — ПН ± а, (10.32)

где ПН — поправка направления;

а — угол между линией заданного пути и вертикальной ли­нией километровой сетки.

Знак плюс ставится, если цель расположена западнее начала этапа, знак минус, если восточнее.

При определении поправки направления надо учитывать угол сближения меридианов и магнитное склонение с учетом поправок за время, прошедшее после издания карты.

Угол а и расстояние этапа 5 определяются по формулам:

а = arctg —

Подпись: (10.33)в

Подпись:а

sin а ’

где а — восточная составляющая длины этапа; в — северная составляющая длины этапа.

При подготовке к полету экипаж готовит полетную карту, кар­ту района цели, штурманский план полета, бортовой журнал и другие документы.

Подготовка карты для полета с НК вертолета производится в соответствии с общими требованиями и учетом некоторых особен­ностей. На карту наносится выбранная система координат. Изме­ренные координаты основных точек маршрута и точек коррекции записываются на карте дробью: в числителе — координата х, в знаменателе у. Азимутальные поправки и условные магнитные склонения наносятся для точек коррекции в шаблоне, причем сле­ва записывается Да» справа Дм. у.

Подготовка к полету с навигационным. комплексом с аналоговым вычислителем

Угол карты записывается в шаблоне под поправками или от­дельно в прямоугольнике. Справа от ЛЗП записываются длина этапа маршрута, время его пролета. Справа от этой записи запи­сывается ЗПУ, слева условный путевой угол.

Линия заданного пути может слева размечаться через 1 см и оцифровываться, чтобы было удобно пользоваться в полете при применении частно-ортодромической системы координат.

При прокладке маршрута на схеме для картографического ин­дикатора наносятся вертикальные и горизонтальные штрихи раз­мером 5—6 мм для отсчета моментов прохода контрольных точек и рубежей (рубеж начала снижения, рубеж перехода на рабочий канал и т. п.). В штурманском плане предусматриваются выпол­нение коррекции счисленных координат, а также способ и поря­док выхода вертолета в заданную точку.

В случае применения НК с блоком программы полуавтомати­ческого ввода координат заданных точек в штурманском плане предусматривается наиболее эффективный порядок ее использо­вания.