. РАСЧЕТ ПОЛЕТА

Расчет полета выполняется для облегчения работы штурмана в воздухе, обеспечения точного выдерживания заданного маршрута и выхода на цель или контрольный ориентир (рубеж) в заданное

время, обеспечения координации действий экипажей группы и кон­троля за их полетом с КП.

Штурман экипажа одновременно с прокладкой маршрута опре­деляет элементы разворота самолета, длину участков между основ­ными точками маршрута и общую длину маршрута, время полета по участкам маршрута и общую продолжительность полета, время взлета, прохода ИПМ и посадки, резерв летного времени (время полета на заданном режиме, соответствующее расчетному остатку топлива на самолете после посадки), путевые углы по участкам маршрута, время видимого восхода (захода) Солнца. и Луны, время наступления рассвета (темноты), приборную безопасную высоту полета по участкам маршрута, необходимые данные для применения технических средств самолетовождения.

Кроме этих элементов штурманский расчет полета может вклю­чать расчеты на построение боевого порядка, боевого расхождения перед целью, маневрирования для выхода на цель в заданное время, роспуска боевого порядка и посадки; расчеты на определе­ние рубежей и времени встречи со взаимодействующими самоле­тами; определение рубежей и времени встречи с темнотой или рас­светом; инженерно-штурманский расчет полета и др. Результаты этих расчетов доводятся до экипажей штурманом эскадрильи или старшим штурманом полка.

Расчет полета подразделяется на предварительный и оконча­тельный.

Предварительный расчет полета производится без учета ветра (по истинной воздушной скорости полета). Он выпол­няется в период предварительной подготовки к полету. Его резуль­таты наносятся на карту и записываются в левую часть бортового журнала штурмана.

Окончательный расчет полета выполняется в период предполетной подготовки с учетом известного ветра и других дан­ных метеорологической и навигационной обстановки к моменту начала полета.

Рассмотрим содержание и порядок выполнения предваритель­ного расчета полета.

Расчет элементов разворота одиночного самолета

К элементам разворота одиночного самолета относятся;

— радиус разворота самолета R;

— угол разворота самолета УР;

— время разворота самолета на 360° /360;

—- время разворота самолета на заданный угол fyp;

— угловая скорость разворота самолета «;

—- длина пути, проходимого самолетом за время разворота Syp;

— линейное упреждение разворота ЛУР (расстояние от точки начала разворота до ЛЗП следующего участка маршрута).

Знание элементов разворота самолета необходимо как при про­кладке маршрута, так и при выполнении полета. Математическая.

зависимость угла крена р от воздушной скорости V и радиуса раз­ворота R видна из рис. 7.6:

, R mV2 _ У2 ЧР— mgR — gR.

откуда

n_ V4 А в-tgP *

где R—радиус разворота, м;

V—истинная воздушная скорость, м/с; g — ускорение силы тяжести (9,81 м/с2); Р—угол крена.

тУг

К

Рис. 7S. Зависимость угла кре-
на, воздушной скорости и ра-
диуса разворота самолета

mg

Радиус разворота может быть рассчитан на НЛ-10 М (рис. 7.7) или НРК-2 (рис. 7.8).

Порядок расчета R на НЛ-10 М:

— установить значение угла крена (3 (шкала «Тангенсы») про­тив значения истинной воздушной скорости в сотнях километров в час (шкала «V : 100»);

I

і

R — /2,3 км

Радиусы разворота — [расстояния-высоты

V:W0 V: 100=9.50 км/ч

Рис. 7.7. Расчет радиуса разворота самолета R
с помощью навигационной линейки НЛ-10М

— против красного индекса «R» (шкала «Тангенсы») снять от­счет радуса R в км (шкала «Радиусы разворота — расстояния вы­соты»).

Порядок расчета R на НРК-2:

— установить значение угла крена р (шкала «Тангенсы») про­тив значения истинной воздушной скорости (внешняя шкала ско­ростей);

— против индекса «R» (шкала «Тангенсы») снять отсчет ра­диуса разворота R в км (шкала «Скорость — Путь»),

Пример V’=950 км/ч, Р = 30°.

.Ответ. R —12,3 км.

Угол разворота самолета (УР) определяется по фор­муле

— УР = |/С2~/С,|»|ПУ2-ПУ,|, (7.4)

где /С2, К и ПУ2, ПУг—курсы и путевые углы соответственно на по­следующем и предыдущем участках маршрута.

Расчет времени разворота на 360° может производиться на НЛ-10 М (рис. 7.9) или на НРК-2 (рис. 7.10).

Расстояние (км) Скорость (км/ч)

V: 100=8,00 км/ч 1360

К = W.8 км t360 =8мин 52с

Время (в мин или сек) Время (в час или мин)

Рис. 7.9. Расчет времени разворота само­лета на 360° с помощью линейки НЛ-10М

Порядок расчета /аб0 на НЛ-10 М:

— против значения истинной воздушной скорости в сотнях ки лометров в час (шкала «Расстояние — Скорость») установить зна чение радиуса разворота в км (шкала «Время»);

— против красного индекса «/3бо» (шкала «Расстояние — Ско­рость») снять отсчет времени /3бо в минутах и секундах (шкала «Время»),

Время разворота самолета на заданный УР рассчитывается по формуле

, _ 2icR УР _ УР

гур ~ У 360 “ 360 ‘ts60.

Расчет времени разворота самолета на заданный угол (/ур) производится на НЛ-10 М (рис. 7.11) или на НРК-2 (рис. 7.12).

Углы УР~150°

разворота

Расстояние (км) Скорость (км/ч)| V:100=9,20 км/ч

■т’—………… ■ …. *….. — —Г

/? = //,6км Ъур=1мин 58с

Рис. 7.11. Расчет, времени разворота само-
лета на заданный угол с помощью линейки
НЛ-10М

Порядок расчета typ на НЛ-10 М:

— против значения истинной воздушной скорости в сотнях ки­лометров в час (шкала «Расстояние — Скорость») установить зна­чение радиуса разворота в км (шкала «Время»);

■ против значения угла разворота в градусах (шкала «Углы разворота») снять отсчет typ в минутах и секундах (шкала «Время»,).

Если известны воздушная скорость и крен самолета, то с по­мощью НЛ-10 М расчет ^360 и typ можно выполнить иначе. Для этого, подставив в формулу (7.5) значение радиуса разворота из формулы (7.3), получим

Выразив скорость в км/час и подставив значения постоянных величин, имеем

^бо = 0,17809

Учитывая, что коэффициент 0,17809 соответствует tgl0°, окон­чательно получим

(7.7)

Расчет іш и typ осуществляется в следующей последователь­ности:

— против значения воздушной скорости в километрах в час (шкала «Радиусы разворота — расстояния — высоты») установить значение крена самолета j3 (рис. 7.13) и против черного индекса «^збо» (шкала «Тангенсы») снять отсчет времени t360 в секундах (шкала «Радиусы разворота — расстояния — высоты» или шкала «Расстояние — Скорость»);

— совместить круглый красный индекс (шкала «Время») со значением: tm в секундах (шкала «Расстояние — Скорость») и про-

тив значения угла разворота УР, уменьшенного в 10 раз (шкала «Время», рис. 7.14), снять отсчет времени ^ур (шкала «Расстоя­ние — Скорость»).

Пример. Определить время разворота самолета на 70°, если Р=700 км/ч, Р= 15°.

Решение. 1. Определяем время разворота на 360° (рис. 7.13): ^збо—460 с. 2. Определяем время разворота на заданный угол (рис. 7.14): typ = 89 с = 1 мин 29 с.

Расстояние і ям) Скорость (км/ч)

ЪЗБ0=4б0с

/I

і 360

і, Ю° Тангенсы

J3=1S°

_________________________ і______

Ь 360 =460 с V=700 км/ч

Радиусы разворота — расстояния — высоты

Рис. 7.13. Расчет времени разворота на 360° с помощью линейки НЛ-10М, если известны значения воздушной скорости и крена самолета

Порядок расчета /ур на НРК-2:

— против значения угла крена р (шкала «Тангенсы») устано­вить истинную воздушную скорость в сотнях километров в час (шкала «Скорость — Путь»);

Расстояние (км) Скорость (км/ч)

typ=89c _____________________ 1360=460 с

і 1

І/pjffl — 7°

Время (в мин ила сек) Время (в час или Mutf)

Рис. 7.14. Расчет времени разворота на заданный

угол с помощью линейки НЛ-10М, если известно
время разворота на 360°

— против значения угла разворота УР (оцифровка с точками на шкале «Тангенсы») снять отсчет времени typ в секундах (шка­ла «Скорость — Путь»).

Пример. Определить время разворота на 150°, если I/—920 км/ч, Р = 30°,

Ответ: iVp == 1 мин 58 с.

Поскольку при развороте возможны ошибки выдерживания ско­рости V и крена 3, то разворот на заданный угол УР будет выпол­нен раньше или позже расчетного времени iyp. Правильность

выполнения разворота удобно контролировать по угловой скорости разворота ш, которая рассчитывается по формуле

Например, при У=^800 км/ч и j3=15° со == 40 град/мин.

Зная угловую скорость разворота и используя курсовой прибор и секундомер, можно легко осуществить контроль за правильно­стью выполнения разворота самолета на заданный угол.

Д л и на пути, проходимого самолетом за врем я разворота, рассчитывается по формуле

Расчет Syр производится на НЛ-10 М (рис. 7.15) или на НРК-2 (рис. 7.16).

Рис. 7.15. Расчет длины пути, проходимого само­летом за время разворота, с помощью линейки

УР/2=40

ЛИР *15,7 км R-18,8 км

Радиусы разворота-расстояния — высоты

Рис. 7.18. Расчет линейного упреждения разворота ЛУР
с помощью линейки НЛ-10М

Величина линейного упреждения разворота ЛУР определяется по формуле, полученной из рис. 7.17:

ЛУР = /?tg 4р.

Расчет ЛУР производится на НЛ-10 М (рис. 7.18) или НРК-2 (рис. 7.19).

Порядок расчета ЛУР на НЛ-10 М:

— установить треугольный индекс (шкала «Тангенсы») против значения R в километрах (шкала «Радиусы разворота — расстоя­ния — высоты»);

— против значения половины угла разворота (УР/2) в граду­сах (шкала «Тангенсы») снять отсчет ЛУР в километрах (шкала «Радиусы разворота — расстояния — высоты»).

Порядок расчета ЛУР на НРК-2:

— установить треугольный индекс (шкала «Тангенсы») против значения R в километрах (шкала «Скорость — Путь»);

— против значения половины угла разворота (УР/2) в граду­сах (шкала «Тангенсы») снять отсчет ЛУР в километрах (шкала «Скорость — Путь»).

Пример. Определить ЛУР, если У=800 км/ч, Р=15°, УР=80°.

Решение. 1. Определить радиус разворота: /? = 18,8 км.

2. Определить линейное упреждение разворота: ЛУР=15,7 км.

Целесообразно в период общей штурманской подготовки соста­вить таблицу элементов разворота для заданных значений V, Р и УР.

Расчет длины участка маршрута и общей длины маршрута

Длина каждого участка маршрута 5 складывается из длины прямолинейного участка маршрута Sn и длины криволинейного участка маршрута Syp:

s — s„ + syp.

Длина прямолинейного участка маршрута снимается с карты мас­штабной линейкой. Длина криволинейного участка маршрута рас­считывается наНЛ-ЮМ или НРК-2 в порядке, изложенном выше.

Сумма длин всех участков маршрута от ИПМ до КДМ состав­ляет общую длину маршрута, которая записывается в бортовой журнал штурмана.