ДВИГАТЕЛЬ АИ-9

Газотурбинный двигатель АИ-9 установлен на верто­лете и служит для выработки сжатого воздуха и подачи его к воздушному стартеру.

Непрерывная работа

(38500 ±500) об/мин 0,38 кг/с

2,4 кгс/см2

Не менее 130° С Не более 75 кг/ч Три последователь­ных отбора воздуха на запуск двигателя ТВЗ-117КМ Не более 13 мин, после чего охлажде­ние не менее 15 мин

Не более 720° С

Не более 850° С 45 кг

740,5 мм 515 мм 490,3 мм

Двигатель состоит из центробежного одноступенчатого компрессора, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой осевой турбины. На двигателе установлены и получают от него привод пусковой топливный насос, маслонасос и топ­ливный насос-регулятор НР-9К.

Работу двигателя АИ-9 обеспечивают масляная и топ­ливная системы.

Для смазки применяется масло Б-ЗВ, заливаемое в количестве 2 л в маслобак, расположенный на входе в ком­прессор. Расход масла не более 0,15 л/ч. Заправка маслом осуществляется через заливную горловину. Уровень опреде­ляется с помощью мерного стекла. Слив масла из двигателя производится через сливной кран, расположенный внизу на корпусе приводов.

Топливная система двигателя АИ-9 состоит из пусковой системы и системы высокого давления (рис. 18.2).

В пусковую топливную систему входит пусковой насос, кинематически соединенный с ротором двигателя. Предна­значен для подачи топлива в пусковую форсунку двигателя.

16 Зак. 3154дсп 241

Рис. 18.2. Тошшвая система двигателя АИ-9

Отключается одновременно с отключением стартера с по­мощью храповой муфты.

Для подачи топлива к пусковой форсунке имеется элек­тромагнитный клапан пускового топлива, который откры­вается при нажатии кнопки ЗАПУСК и закрывается через 12 с по сигналу от программного механизма.

В систему высокого давления входят насос-регулятор НР-9К и рабочие форсунки.

Насос-регулятор НР-9К выполняет следующие функ­ции:

— регулирует подачу топлива в двигатель во всем диа­пазоне его работы;

— поддерживает частоту вращения постоянной на всех режимах;

— прекращает подачу топлива при достижении двига­телем предельной скорости вращения;

— замыкает электрическую цепь сигнализации выхода двигателя на режимную и предельную скорости вращения.

Запуск двигателя АИ-9 обеспечивают электростартер СТ-ЗПТ, катушка зажигания КР-12СИ, свеча СД-55АНМ, электромагнитный клапан пускового топлива, электромаг­нитный клапан останова двигателя. Данные агрегаты

установлены на двигателе. Управляет процессом запуска автоматическая панель АПД-9, коммутационная, защитная и сигнальная аппаратура, установленные на вертолете.

Принцип работы системы запуска АИ-9 заключается в следующем. Для запуска АИ-9 необходимо включить на верхнем пульте АЗС ЗАПУСК АИ-9, установить на цен­тральном пульте переключатель рода работ в положение ЗАПУСК, нажать и отпустить кнопку ДВИГАТЕЛЬ АИ-9 ЗАПУСК (рис. 18.3). В этом случае напряжение бортсети подается на панель АПД-9, которая начинает отрабатывать цикл запуска.

Рис. 18.3. Система запуска двигателя АИ-9

Через 5 с с момента нажатия кнопки от АПД-9 включа­ются электромагнитный клапан пускового топлива, элек­тростартер СТ-ЗПТ и катушка зажигания КР-12СИ. Про­исходит воспламенение топлива и начинается раскрутка ротора.

Через 6 с срабатывает электромагнитный клапан МКТ-4-2 останова двигателя, подавая топливо в рабочие форсунки. Включается в работу реле времени ЭМРВ-27Б-1 выключения двигателя АИ-9. Электростартер энергично раскручивает ротор двигателя.

Через 12 с выключаются из работы катушка зажигания и электромагнитный клапан пускового топлива.

При достижении ротором двигателя частоты вращения 18 000—20 500 об/мин срабатывает центробежный выключа­тель электростартера, снимая питание с панели АПД-9. Двигатель выходит на режим малого газа за счет избыточ­ной мощности своей турбины.

При достижении двигателем 37 000 об/мин срабатывает сигнализатор номинальной частоты вращения и происходит блокировка электромагнитного клапана МКТ-4-2 останова и реле времени ЭМВР-27Б-1 на 12 мин.

Если в течение 20 с двигатель не достигнет частоты вращения 18 000—20 500 об/мин, произойдет обесточива­ние агрегатов системы запуска по вромени. Одновременно обесточивается электромагнитный клапан МКТ-4-2 оста­нова двигателя, прекращая подачу топлива в рабочие форсунки. Запуск двигателя прекращается.

Останов двигателя осуществляется вручную или авто­матически. Для прекращения запуска или останова двига­теля вручную необходимо нажать кнопку ДВИГАТЕЛЬ АИ-9 ОСТАНОВ. При этом все агрегаты системы запуска и клапан МАК-4-2 останова обесточиваются.

Автоматический останов двигателя АИ-9 происходит в случае достижения ротором частоты вращения (41 000± 500) об/мин. При этом срабатывает сигнализатор предель­ной частоты вращения, обесточивая клапан МКТ-4-2 оста­нова двигателя и замыкая цепь табло «Останов АИ-9 по п», которое будет гореть до выключения АЗС ЗАПУСК АИ-9.

Кроме того, автоматический останов двигателя проис­ходит через 12 мин по сигналам реле времени ЭМВР-27Б-1, которое, срабатывая, разрывает цепь питания клапана МКТ-4-2 останова.

При работе АИ-9 контролируются:

— давление масла;

— номинальная частота вращения;

— температура выходящих газов.

С этой целью на двигателе установлены:

— сигнализатор давления масла МСТ-1.2А, который при давлении масла в системе (1,2±0,3) кгс/см2 и выше замы­кает цепь питания табло Р масла АИ-9;

— сигнализатор номинальной частоты вращения, вхо­дящий в устройство насоса-регулятора НР-9К- При дости­жении частоты вращения ротора АИ-9 (37000± 500) об/мин данный сигнализатор замыкает цепь питания табло АИ-9 ВКЛ.;

— термопары Т-82К для контроля за температурой вы­ходящих газов. Указатель ТСТ-2 установлен на приборной доске.