ГЛАВНЫЙ ВАЛ
Главный -вал трансмиссии вертолета (фиг. 187) — предназначен для передачи крутящего момента от двигателя к ведущему валу редуктора.
225
Вал снабжен двумя эластичными муфтами, при помощи которых присоединяется к фланцам двигателя и редуктора.
Эластичные муфты служат для смягчения неравномерности крутящего момента двигателя и обеспечения нормальной работы двигателя и редуктора при несносности и перекосах их валов друг относительно друга.
Главный вал состоит из собственно вала и неподвижной и подвижной муфт.
Вал трубчатого сечения изготовлен из легированной стали и термически обработан. На обоих концах вала имеются шлицы, служащие для соединения с муфтами. Неподвижная муфта посажена на шлицы вала в нагретом состоянии и законтрена штифтом.
Фиг. 187. Детали главного вала трансмиссии. /—неподвижная муфта; 2—вал; 3—резиновый чехол; 4—крышка; 5—подвижная муфта; 6-—маслоуплотнителытое кольцо; 7—’центрирующий фланец; 8—’болт; 9—замок; 10—шайба; 11—шплинт; 12—гайка; 13—шайба; 14—резиновая втулка; 15—палец; 16—болт. |
Подвижная муфта свободно перемещается на шлицах вала и обеспечивает тем самым возможность взаимного’ осевого перемещения двигателя и редуктора во время работы их на вертолете.
Корпусы муфт изготовлены из легированной стали, термически обработаны и имеют по восемь гнезд, в которые входят резиновые втулки, являющиеся эластичными элементами. Для увеличения прочности резиновых втулок по внутреннему и наружному диаметрам их завулканизи — рованы металлические сетки. Резиновые втулки монтируются в гнезда муфт с натягом по наружному диаметру, а во внутренние отверстия втулок устанавливаются также с натягом пальцы.
Наружные торцы резиновых втулок зажимаются в гнездах муфт крышкой, изготовленной из алюминиевого сплава, которая крепится на каждой муфте шестнадцатью болтами. Внутренние торцы резиновых втулок зажимаются на пальцах при помощи гаек, завертываемых во внутреннюю резьбу пальцев.
Между буртиком гайки и торцом резиновой втулки на каждый палец устанавливается шайба, имеющая отбортовку с закругленным углом, предотвращающим повреждение резиновых втулок при деформациях во время работы.
Пальцы имеют центрирующие выступы, на которые между плоскостью фланца двигателя «ли редуктора устанавливается центрирующий фланец, предназначаемый для центровки главного вала относительно 226
валов двигателя и редуктора. Центрирующий фланец имеет сферическую цапфу, которая’ входит во внутреннюю цилиндрическую расточку муфты, обеспечивая тем самым возможность углового перемещения главного вала относительно валов двигателя и редуктора.
Выступающие из центрирующего фланца пояски пальцев устанавливаются при монтаже вала в отверстия во фланцах двигателя и редуктора и при помощи шестнадцати болтов (по восемь на каждом фланце), завертываемых во внутреннюю резьбу в пальцах на каждой из муфт, вал крепится к фланцам двигателя и редуктора. При этом вал своей неподвижной муфтой соединяется с валом двигателя, а подвижной муфтой — с фланцем муфты свободного хода главного редуктора.
Болты крепления главного вала к фланцам двигателя и редуктора затягиваются тарированным ключом и контрятся проволокой попарно. Для предохранения резиновьгх втулок от попадания масла, грязи и бензина на наружной поверхности и на сферической цапфе центрирующего фланца в специальные канавки ставятся уплотнительные резиновые кольца, а для защиты шлиц подвижной муфты от попадания грязи на буртик муфты и вал надет резиновый чехол.
При монтаже вала на вертолете необходимо обращать внимание на взаимное угловое расположение неподвижной и подвижной муфт во избежание нарушения балансировки вала. Вал должен быть установлен так, чтобы кислотные клейма с цифрой «О», нанесенные на центрирующем фланце на обеих муфтах, были расположены в одной радиальной плоскости.
При демонтаже вала не допускается замена или перестановка крышек муфты, а также болтов креплении крышек. При ремонте вала, в случае необходимости замены муфты или входящих в нее деталей, необходимо производить балансировку вала.
Шлицевое соединение вала с подвижной муфтой смазывается при эксплуатации вала смазкой СТ.
Резиновые втулки главного вала при монтаже должны быть смазаны касторовым маслом.
Протирать муфты главного вала тряпками, смоченными бензином, при расконсервации вала и при эксплуатации на вертолете не разрешается.