ГЛАВНЫЙ ВАЛ

Главный -вал трансмиссии вертолета (фиг. 187) — предназначен для передачи крутящего момента от двигателя к ведущему валу редуктора.

225

Вал снабжен двумя эластичными муфтами, при помощи которых при­соединяется к фланцам двигателя и редуктора.

Эластичные муфты служат для смягчения неравномерности крутяще­го момента двигателя и обеспечения нормальной работы двигателя и ре­дуктора при несносности и перекосах их валов друг относительно друга.

Главный вал состоит из собственно вала и неподвижной и подвижной муфт.

Вал трубчатого сечения изготовлен из легированной стали и терми­чески обработан. На обоих концах вала имеются шлицы, служащие для соединения с муфтами. Неподвижная муфта посажена на шлицы вала в нагретом состоянии и законтрена штифтом.

Фиг. 187. Детали главного вала трансмиссии.

/—неподвижная муфта; 2—вал; 3—резиновый чехол; 4—крышка; 5—подвижная муф­та; 6-—маслоуплотнителытое кольцо; 7—’центрирующий фланец; 8—’болт; 9—замок; 10—шайба; 11—шплинт; 12—гайка; 13—шайба; 14—резиновая втулка; 15—палец;

16—болт.

Подвижная муфта свободно перемещается на шлицах вала и обес­печивает тем самым возможность взаимного’ осевого перемещения дви­гателя и редуктора во время работы их на вертолете.

Корпусы муфт изготовлены из легированной стали, термически обра­ботаны и имеют по восемь гнезд, в которые входят резиновые втулки, являющиеся эластичными элементами. Для увеличения прочности рези­новых втулок по внутреннему и наружному диаметрам их завулканизи — рованы металлические сетки. Резиновые втулки монтируются в гнезда муфт с натягом по наружному диаметру, а во внутренние отверстия вту­лок устанавливаются также с натягом пальцы.

Наружные торцы резиновых втулок зажимаются в гнездах муфт крышкой, изготовленной из алюминиевого сплава, которая крепится на каждой муфте шестнадцатью болтами. Внутренние торцы резиновых вту­лок зажимаются на пальцах при помощи гаек, завертываемых во внут­реннюю резьбу пальцев.

Между буртиком гайки и торцом резиновой втулки на каждый па­лец устанавливается шайба, имеющая отбортовку с закругленным углом, предотвращающим повреждение резиновых втулок при деформациях во время работы.

Пальцы имеют центрирующие выступы, на которые между плоско­стью фланца двигателя «ли редуктора устанавливается центрирующий фланец, предназначаемый для центровки главного вала относительно 226

валов двигателя и редуктора. Центрирующий фланец имеет сфериче­скую цапфу, которая’ входит во внутреннюю цилиндрическую расточку муфты, обеспечивая тем самым возможность углового перемещения главного вала относительно валов двигателя и редуктора.

Выступающие из центрирующего фланца пояски пальцев устанавли­ваются при монтаже вала в отверстия во фланцах двигателя и редукто­ра и при помощи шестнадцати болтов (по восемь на каждом фланце), завертываемых во внутреннюю резьбу в пальцах на каждой из муфт, вал крепится к фланцам двигателя и редуктора. При этом вал своей не­подвижной муфтой соединяется с валом двигателя, а подвижной муф­той — с фланцем муфты свободного хода главного редуктора.

Болты крепления главного вала к фланцам двигателя и редуктора затягиваются тарированным ключом и контрятся проволокой попарно. Для предохранения резиновьгх втулок от попадания масла, грязи и бен­зина на наружной поверхности и на сферической цапфе центрирующего фланца в специальные канавки ставятся уплотнительные резиновые кольца, а для защиты шлиц подвижной муфты от попадания грязи на буртик муфты и вал надет резиновый чехол.

При монтаже вала на вертолете необходимо обращать внимание на взаимное угловое расположение неподвижной и подвижной муфт во из­бежание нарушения балансировки вала. Вал должен быть установлен так, чтобы кислотные клейма с цифрой «О», нанесенные на центрирую­щем фланце на обеих муфтах, были расположены в одной радиальной плоскости.

При демонтаже вала не допускается замена или перестановка кры­шек муфты, а также болтов креплении крышек. При ремонте вала, в слу­чае необходимости замены муфты или входящих в нее деталей, необхо­димо производить балансировку вала.

Шлицевое соединение вала с подвижной муфтой смазывается при эксплуатации вала смазкой СТ.

Резиновые втулки главного вала при монтаже должны быть смазаны касторовым маслом.

Протирать муфты главного вала тряпками, смоченными бензином, при расконсервации вала и при эксплуатации на вертолете не разре­шается.