Нижняя часть редуктора
Нижняя часть редуктора состоит из ведущего вала, собранного с ведущим коническим зубчатым колесом, нижнего вала, ведомого конического зубчатого колеса, ведущего конического зубчатого колеса привода хвостового винта, ведомого валика привода хвостового винта н муфты свободного’ хода.
Вращение ведущего вала передается через сочлененное с ним при помощи шлиц ведущее коническое зубчатое колесо на находящееся в зацеплении с ним ведомое коническое зубчатое колесо, смонтированное на шлицах нижнего вала.
Вращение нижнего вала передается на верхнюю планетарную часть редуктора, а также через ведущее коническое зубчатое колесо привода хвостового винта, установленное на шлицах нижнего вала, на находящееся с ним в зацеплении коническое зубчатое колесо, выполненное за одно целое с ведомым валиком привода хвостового винта.
Ведущий вал — разъемный, состоит из собственно ведущего вала и ведущего1 конического зубчатого колеса. Ведущий вал — пустотелый, изготовляется из поковки легированной стали и термически обрабатывается.
В задней части вала имеется венед со шлицами, на который ставится в нагретом состоянии ведущее коническое зубчатое колесо.
На наружную поверхность ведущего вала со стороны, обращенной к муфте свободного хода, устанавливаются (фиг. 184):
а) передний роликоподшипник, служащий для восприятия радиальных усилий;
б) регулировочное кольцо, служащее для подбора зазоров в зубьях и получения необходимых пятен контактов при проверке зубьев по краске;
в) упорный шарикоподшипник, воспринимающий осевые усилия, возникающие при работе конических зубчатых колес;
г) упорное кольцо;
д) переходная шлицевая муфта, устанавливаемая внутренними ЭБОльвентными шлицами на шлицы вала, а наружными эвольвентными шлицами сочленяющаяся с наружной обоймой муфты свободного хода; этот набор деталей стягивается на ведущем валу гайкой, наворачиваемой на наружную резьбу переднего1 конца вала; гайка контрится винтом, конец которого входит в одну из впадин шлиц переходной шлицевой муфты.
С другого конца на хвостовик вала устанавливаются:
а) ведущее коническое зубчатое колесо, посаженное на шлицы и опирающееся своей ступицей на вал;
б) задний роликоподшипник, воспринимающий радиальные усилия.
Ведущее коническое зубчатое колесо и задний роликоподшипник стягиваются на валу гайкой, которая навертывается на наружную резьбу заднего конца вала. Гайка контрится при помощи стального пластинчатого замка и стопорного кольца.
Ведущий вал фиксируется от осевого перемещения при помощи упорного шарикоподшипника, наружное кольцо которого зажимается 220
между буртиком обоймы, запрессованной в корпус ведущего вала, и буртиков фланца упорного шарикоподшипника. Между наружным кольцом упорното шарикоподшипника и буртиком фланца устанавливается стальное регулировочное кольцо’ для подбора осевого зазора наружного кольца упорного шарикоподшипника. Фланец упорного шарикоподшипника’ крепится к корпусу при помощи восьми шпилек.
На передний хвостовик вала устанавливаются шариковый и роликовый подшипники, внутренняя распорная втулка и упорное кольцо, которые стягиваются на хвостовике вала гайкой, ввертываемой во внутреннюю резьбу хвостовика. Гайка контрится отгибающимся пластинчатым замком.
На подшипниках хвостовика ведущего вала устанавливается фланец муфты свободного хода.
Фиг. 184. Детали ведущего вала и муфты свободного хода. 1—гайка фланца муфты свободного хода; 2—фланец муфты; 3—кожух. муфты; 4—мас — лоуплотнительн. ая втулка; 5—кольцо регулировочное; 6—звездочка муфты свободного хода; 7—’сепаратор муфты свободного хода; <5—-наружная обойма муфты свободного хода; 9—гайка шлицевой муфты; 10—шлицевая муфта; //—упорное кольцо; 12—упорный фланец; 13—регулировочное кольцо шарикоподшипника; 14—упорный шарикоподшипник; 15—регулировочное кольцо ведущего конического зубчатого колеса; 16—опорный шарикоподшипник; 17—ведущий вал, собранный с ведущим коническим зубчатым колесом; /§—роликоподшипник; 19—фланец обоймы кожуха муфты; 20—маслоуплотнительные кольца; 21—гайка ведущего вала; 22—роликоподшипник фланца муфты; 23—ролики муфты свободного хода; 24—распорная втулка внутренняя; 25—распорная втулка наружная; 26—шарикоподшипник фланца. муфты; 27—распорное кольцо; 28—стопорное кольцо; 29—замок; 30—гайка роликоподшипника. |
Ведущее коническое зубчатое колесо изготовлено’ из стальной поковки и термически обработано. На наружном коническом венце расположены 27 спиральных цементированных зубьев. Для уменьшения шума, увеличения продолжительности и плавности, зацепления, приводящих к повышению долговечности, зубья изготовлены спиральными, с наклоном спирали в середине зуба 13°43′.
Со стороны большого диаметра конического венца зубчатого колеса имеются внутренние шлицы, при помощи которых колесо соединяется с ведущим валом, а со стороны малого диаметра конического венца зубчатого колеса имеется наклонная стенка со ступицей, опирающейся на ведущий вал.
Нижний вал — пустотелый, изготовлен из поковки легированной стали и термически обработан. На наружную поверхность вала сверху устанавливаются (фиг. 185) верхний опорный роликоподшипник, служащий для восприятия радиальных усилий, и ведущее зубчатое колесо привода агрегатов, соединенное шлицами с нижним валом, которые стягиваются на валу гайкой, навертываемой на наружную резьбу на верхнем конце
вала. Гайка контрится замком, имеющим усики для отгиба в пазы гайки и зубчатого колеса.
На верхнем торце вала на центрирующем пояске устанавливается опорное кольцо для ведущего зубчатого колеса первой ступени планетарного редуктора.
Внутри верхней полости вала имеются внутренние эвольвентные шлицы, которые сочленяются с наружными эвольвентными шлицами ведущего зубчатого колеса первой ступени планетарного редуктора.
Фиг. 185. Детали нижнего вала. 1—верхнее регулировочное кольцо; 2—гайка верхнего конца нижнего вала; 3—замок; 4—ведущее зубчатое колесо приводов агрегатов; 5—роликоподшипник; 6—нижний вал; 7—ведущее зубчатое колесо привода хвостового винта; 8—регулировочное кольцо; 9—опора ведомого зубчатого колеса редуктора; 10—ведомое зубчатое колесо редуктора; 11—ведущее зубчатое колесо привода маслонасоса; 12—роликоподшипник; 13—регулировочное кольцо; 14—шарикоподшипник; 15—регулировочное кольцо шарикоподшипника; 16—фланец шарикоподшипника; 17—стопорное кольцо; 18—замок; 19—гайка нижнего вала; 20—маслоуплотнительные кольца; 21—верхняя маслоперепускная втулка; 22—перепускная труба; 23—переходные втулки; 24—нижняя перепускная втулка. |
Сверху, во внутреннюю полость вала, в цилиндрическую расточку, расположенную ниже шлиц, устанавливается наружная обойма роликового подшипника вала несущего винта, а ниже, на перегородку, имеющуюся во внутренней конической полости вала, ставится перепускная маслоуплотнительная втулка с маслоподводящими трубами. Маслоуплотнительная втулка центрируется по отверстию в перегородке и крепится шестью болтами, завертываемыми в резьбовые отверстия в перегородке вала. М ас лоу пл от; і ител ы і а я втулка с трубами предназначается для подвода масла под давлением из маслонасоса в верхнюю часть редуктора для смазки трущихся деталей и состоит из перепускной маслоуплотнительной втулки, внутренней и наружной труб, двух переходных втулок и перепускной втулки.
Перепускная маслоуплотнительная втулка имеет на наружной поверхности четыре кольцевых канавки для маслоуплотнительных колец, работающих по внутренней поверхности втулки, запрессованной во внутреннюю трубу вала несущего винта. Между двумя парами кольцевых канавок под маслоуплотнительные кольца имеется кольцевая проточка с восемью отверстиями для подачи масла в верхнюю часть редуктора. 222
Нижняя перепускная втулка имеет три прямоугольных выреза для подвода масла в перепускную трубу и вращается во втулках, запрессованных в корпус маслоотстой-ника.
Масло, подаваемое маслонасосом, поступает через вырезы в нижней перепускной втулке во внутреннюю полость, образованную стенками внутренней и наружной труб, и через отверстия в верхней маслоушют — пительно-й втулке — во внутреннюю полость вала несущего винта.
Снизу на наружную поверхность нижнего вала устанавливаются:
а) ведущее коническое зубчатое колесо привода хвостового винта, соединенное шлицами с нижним валом и центрирующееся своим пояском на нижнем валу с упором в буртик вала;
б) промежуточное кольцо;
в) ведомое коническое зубчатое колесо с опорой, соединенные шлицами с нижним валом;
г) ведущее зубчатое колесо маслонасоса, соединенное шлицами с нижним валом;
д) нижний роликоподшипник, служащий для восприятия радиальных усилий;
е) регулировочное кольцо, предназначенное для подбора зазоров в зацеплении и контактов зубьев конических зубчатых колес.
Все эти детали устанавливаются на нижний вал и стягиваются гайкой, которая навертывается на резьбу нижнего — конца вала и контрится при помощи пластинчатого замка и стопорного кольца.
Фиксация нижнего вала от осевого перемещения осуществляется при помощи опорно-упорного шарикоподшипника, наружная обойма которого зажимается между буртиком обоймы, запрессованной в корпус нижнего вала, и буртиком фланца упорного подшипника. Фланец упорного подшипника крепится к корпусу нижнего’ вала восемью шпильками. Между наружной обоймой подшипника и фланцем упорного подшипника ставится регулировочное кольцо для подбора осевого зазора наружной обоймы опорно-упорного шарикоподшипника.
Ведомое коническое зубчатое колесо состоит из собственно ведомого конического — зубчатого — колеса и опоры. Ведомое коническое зубчатое колесо — и- его — опора изготовлены и-з стальных п-око-вок и термически обработаны. На наружном коническом венце ведомого конического зубчатого колеса расположены 3-5 азотированных зубьев. Для уменьшения шума, увеличения продолжительности и плавности зацепления, — приводящих к повышению долговечности, зубья выполнены спиральными, с наклоном спирали 13°43′ — в середине зуба.
Зубчатое колесо имеет ступицу — с внутренними шлицами, соединенную наклонной — стенкой с коническим венцом. Со стороны малого — диаметра конического венца имеются внутренний центрирующий поясок и буртик для горячей посадки — опоры ведомого зубчатого колеса. На стенках — опоры и ведомого- конического зубчатого колеса имеются три отверстия для съемника. Посадка на шлицы нижнего — вала узла ведомого зубчатого колеса, собранного — с опорой, производится — в нагретом состоянии.
Ведущее коническое зубчатое колесо — привода хвостового винта изготовляется -из стальной поковки и термиче-ски — обрабатывается. На наружном коническом венце расположены 35 конических азотированных зубьев.
С целью улучшения работы зубчатого зацепления и увеличения долговечности конической передачи на износ зубья зубчатого кол-е-са выполнены — спиральными с наклоном спирали ЗІПЗ’ в середине зуба.
Ступица зубчатого колеса имеет внутренние зволь-вентные шлицы, которыми зубчатое колесо монтируется — в нагретом — состоянии — на нижний вал. Для центрирования зубчатого колеса па валу имеется центрирую-
щий поясок по срезанным шлицам, расположенный со стороны торца у малого диаметра конического’ венца.
Ведомый валик привода хвостового винта выполнен пустотелым н имеет венец с 27 коническими спиральными цементированными зубьями. На хвостовике валика выполнены наружные шлицы под шлицевый фланец.
Валик изготовлен из поковки легированной стали и термически обработан. На наружную поверхность ведомого валика устанавливаются (фиг. 186):
а) регулировочное кольцо, служащее для регулирования зазора и контактов ПО’ зубьям в зацеплении конических зубчатых колес привода хвостового винта;
Ф г. 186. Детали привода хвостового винта. I—ведомый валик; 2—упорное регулировочное кольцо; Зш-зам-ок обоймы роликоподшипника; 4—роликоподшипник; 5—распорная втулка; 6—шарикоподшипник; 7—маслоотражатель; 8—м-аслоуплотнительные кольца; 9—маслоуплотнительная втулка; 10—стопорное кольцо; 11—замок; 12—гайка; 13—регулировочное кольцо шарикоподшипника; 14—фланец маслоуплотнителя; 15—шлицевый фланец; 16—пробка. |
б) роликовый подшипник, воспринимающий радиальные усилия, возникающие при передаче крутящего момента на хвостовой вал;
в) распорная втулка;
г) радиально-упорный шариковый подшипник, служащий для восприятия как радиальных, так и осевых усилий, возникающих в передаче;
д) маслоотражатель;
е) маслоуплотнительная втулка с тремя маслоуплотнительными кольцами, работающими по внутренней поверхности фланца маслоуплотнителя.
Перечисленный набор деталей стягивается на валике при помощи гайки, навертываемой на наружную резьбу на хвостовике валика. Гай — ка контрится при помощи стопорного кольца и замка.
На шлицевой хвостовик валика, выступающий из корпуса привода, устанавливается шлицевой фланец, который закрепляется пробкой. Пробка ввертывается во внутреннюю резьбу валика и контрится отгиб — ным пластинчатым замком. Фланец имеет четыре отверстия, служащие для присоединения посредством болтов барабана тормоза несущего винта и фланца хвостового вала.
Ведомый валик фиксируется от осевого перемещения при помощи радиально-упорного шарикоподшипника, наружная обойма которого зажимается между буртиком обоймы, запрессованной в корпус ведомого валика, и торцом фланца маслоуплотнителя.
Между наружной обоймой шарикоподшипника и торцом фланца маслоуплотнителя ставится стальное регулировочное кольцо для подбора осевого зазора наружной обоймы шарикоподшипника. Фланец маслоуплотнителя крепится к корпусу ведомого валика при помощи шести шпилек. 224