Нижняя часть редуктора

Нижняя часть редуктора состоит из ведущего вала, собранного с ведущим коническим зубчатым колесом, нижнего вала, ведомого кони­ческого зубчатого колеса, ведущего конического зубчатого колеса при­вода хвостового винта, ведомого валика привода хвостового винта н муфты свободного’ хода.

Вращение ведущего вала передается через сочлененное с ним при помощи шлиц ведущее коническое зубчатое колесо на находящееся в зацеплении с ним ведомое коническое зубчатое колесо, смонтирован­ное на шлицах нижнего вала.

Вращение нижнего вала передается на верхнюю планетарную часть редуктора, а также через ведущее коническое зубчатое колесо привода хвостового винта, установленное на шлицах нижнего вала, на находя­щееся с ним в зацеплении коническое зубчатое колесо, выполненное за одно целое с ведомым валиком привода хвостового винта.

Ведущий вал — разъемный, состоит из собственно ведущего вала и ведущего1 конического зубчатого колеса. Ведущий вал — пустотелый, изготовляется из поковки легированной стали и термически обраба­тывается.

В задней части вала имеется венед со шлицами, на который ставит­ся в нагретом состоянии ведущее коническое зубчатое колесо.

На наружную поверхность ведущего вала со стороны, обращенной к муфте свободного хода, устанавливаются (фиг. 184):

а) передний роликоподшипник, служащий для восприятия радиаль­ных усилий;

б) регулировочное кольцо, служащее для подбора зазоров в зубьях и получения необходимых пятен контактов при проверке зубьев по краске;

в) упорный шарикоподшипник, воспринимающий осевые усилия, воз­никающие при работе конических зубчатых колес;

г) упорное кольцо;

д) переходная шлицевая муфта, устанавливаемая внутренними ЭБОльвентными шлицами на шлицы вала, а наружными эвольвентными шлицами сочленяющаяся с наружной обоймой муфты свободного хода; этот набор деталей стягивается на ведущем валу гайкой, наворачивае­мой на наружную резьбу переднего1 конца вала; гайка контрится вин­том, конец которого входит в одну из впадин шлиц переходной шлицевой муфты.

С другого конца на хвостовик вала устанавливаются:

а) ведущее коническое зубчатое колесо, посаженное на шлицы и опи­рающееся своей ступицей на вал;

б) задний роликоподшипник, воспринимающий радиальные усилия.

Ведущее коническое зубчатое колесо и задний роликоподшипник стя­гиваются на валу гайкой, которая навертывается на наружную резьбу заднего конца вала. Гайка контрится при помощи стального пластин­чатого замка и стопорного кольца.

Ведущий вал фиксируется от осевого перемещения при помощи упор­ного шарикоподшипника, наружное кольцо которого зажимается 220

между буртиком обоймы, запрессованной в корпус ведущего вала, и бур­тиков фланца упорного шарикоподшипника. Между наружным кольцом упорното шарикоподшипника и буртиком фланца устанавливается сталь­ное регулировочное кольцо’ для подбора осевого зазора наружного коль­ца упорного шарикоподшипника. Фланец упорного шарикоподшипника’ крепится к корпусу при помощи восьми шпилек.

На передний хвостовик вала устанавливаются шариковый и роли­ковый подшипники, внутренняя распорная втулка и упорное кольцо, ко­торые стягиваются на хвостовике вала гайкой, ввертываемой во внут­реннюю резьбу хвостовика. Гайка контрится отгибающимся пластинча­тым замком.

На подшипниках хвостовика ведущего вала устанавливается фланец муфты свободного хода.

Фиг. 184. Детали ведущего вала и муфты свободного хода.

1—гайка фланца муфты свободного хода; 2—фланец муфты; 3—кожух. муфты; 4—мас — лоуплотнительн. ая втулка; 5—кольцо регулировочное; 6—звездочка муфты свободного хода; 7—’сепаратор муфты свободного хода; <5—-наружная обойма муфты свободного хода; 9—гайка шлицевой муфты; 10—шлицевая муфта; //—упорное кольцо; 12—упорный фланец; 13—регулировочное кольцо шарикоподшипника; 14—упорный шарикоподшипник; 15—регулировочное кольцо ведущего конического зубчатого колеса; 16—опорный шарикоподшипник; 17—ведущий вал, собранный с ведущим коническим зубчатым колесом; /§—роликоподшипник; 19—фланец обоймы кожуха муф­ты; 20—маслоуплотнительные кольца; 21—гайка ведущего вала; 22—роликоподшипник фланца муфты; 23—ролики муфты свободного хода; 24—распорная втулка внутрен­няя; 25—распорная втулка наружная; 26—шарикоподшипник фланца. муфты; 27—рас­порное кольцо; 28—стопорное кольцо; 29—замок; 30—гайка роликоподшипника.

Ведущее коническое зубчатое колесо изготовлено’ из стальной по­ковки и термически обработано. На наружном коническом венце распо­ложены 27 спиральных цементированных зубьев. Для уменьшения шума, увеличения продолжительности и плавности, зацепления, приводящих к повышению долговечности, зубья изготовлены спиральными, с накло­ном спирали в середине зуба 13°43′.

Со стороны большого диаметра конического венца зубчатого коле­са имеются внутренние шлицы, при помощи которых колесо соединяется с ведущим валом, а со стороны малого диаметра конического венца зуб­чатого колеса имеется наклонная стенка со ступицей, опирающейся на ведущий вал.

Нижний вал — пустотелый, изготовлен из поковки легированной ста­ли и термически обработан. На наружную поверхность вала сверху уста­навливаются (фиг. 185) верхний опорный роликоподшипник, служащий для восприятия радиальных усилий, и ведущее зубчатое колесо привода агрегатов, соединенное шлицами с нижним валом, которые стягиваются на валу гайкой, навертываемой на наружную резьбу на верхнем конце

вала. Гайка контрится замком, имеющим усики для отгиба в пазы гайки и зубчатого колеса.

На верхнем торце вала на центрирующем пояске устанавливается опорное кольцо для ведущего зубчатого колеса первой ступени плане­тарного редуктора.

Внутри верхней полости вала имеются внутренние эвольвентные шлицы, которые сочленяются с наружными эвольвентными шлицами ве­дущего зубчатого колеса первой ступени планетарного редуктора.

Фиг. 185. Детали нижнего вала.

1—верхнее регулировочное кольцо; 2—гайка верхнего конца нижнего вала; 3—замок; 4—ведущее зубчатое колесо приводов агрегатов; 5—роликоподшипник; 6—нижний вал; 7—ведущее зубчатое колесо привода хвостового винта; 8—регулировочное кольцо; 9—опора ведомого зубчатого колеса редуктора; 10—ведомое зубчатое колесо редук­тора; 11—ведущее зубчатое колесо привода маслонасоса; 12—роликоподшипник; 13—регулировочное кольцо; 14—шарикоподшипник; 15—регулировочное кольцо ша­рикоподшипника; 16—фланец шарикоподшипника; 17—стопорное кольцо; 18—замок; 19—гайка нижнего вала; 20—маслоуплотнительные кольца; 21—верхняя маслопере­пускная втулка; 22—перепускная труба; 23—переходные втулки; 24—нижняя пере­пускная втулка.

Сверху, во внутреннюю полость вала, в цилиндрическую расточку, расположенную ниже шлиц, устанавливается наружная обойма ролико­вого подшипника вала несущего винта, а ниже, на перегородку, имею­щуюся во внутренней конической полости вала, ставится перепускная маслоуплотнительная втулка с маслоподводящими трубами. Маслоуплот­нительная втулка центрируется по отверстию в перегородке и крепится шестью болтами, завертываемыми в резьбовые отверстия в перегородке вала. М ас лоу пл от; і ител ы і а я втулка с трубами предназначается для под­вода масла под давлением из маслонасоса в верхнюю часть редуктора для смазки трущихся деталей и состоит из перепускной маслоуплотнитель­ной втулки, внутренней и наружной труб, двух переходных втулок и пе­репускной втулки.

Перепускная маслоуплотнительная втулка имеет на наружной по­верхности четыре кольцевых канавки для маслоуплотнительных колец, работающих по внутренней поверхности втулки, запрессованной во внут­реннюю трубу вала несущего винта. Между двумя парами кольцевых канавок под маслоуплотнительные кольца имеется кольцевая проточка с восемью отверстиями для подачи масла в верхнюю часть редуктора. 222

Нижняя перепускная втулка имеет три прямоугольных выреза для подвода масла в перепускную трубу и вращается во втулках, запрессо­ванных в корпус маслоотстой-ника.

Масло, подаваемое маслонасосом, поступает через вырезы в нижней перепускной втулке во внутреннюю полость, образованную стенками внутренней и наружной труб, и через отверстия в верхней маслоушют — пительно-й втулке — во внутреннюю полость вала несущего винта.

Снизу на наружную поверхность нижнего вала устанавливаются:

а) ведущее коническое зубчатое колесо привода хвостового винта, соединенное шлицами с нижним валом и центрирующееся своим пояс­ком на нижнем валу с упором в буртик вала;

б) промежуточное кольцо;

в) ведомое коническое зубчатое колесо с опорой, соединенные шли­цами с нижним валом;

г) ведущее зубчатое колесо маслонасоса, соединенное шлицами с нижним валом;

д) нижний роликоподшипник, служащий для восприятия радиальных усилий;

е) регулировочное кольцо, предназначенное для подбора зазоров в зацеплении и контактов зубьев конических зубчатых колес.

Все эти детали устанавливаются на нижний вал и стягиваются гай­кой, которая навертывается на резьбу нижнего — конца вала и контрится при помощи пластинчатого замка и стопорного кольца.

Фиксация нижнего вала от осевого перемещения осуществляется при помощи опорно-упорного шарикоподшипника, наружная обойма которого зажимается между буртиком обоймы, запрессованной в корпус нижнего вала, и буртиком фланца упорного подшипника. Фланец упорного под­шипника крепится к корпусу нижнего’ вала восемью шпильками. Между наружной обоймой подшипника и фланцем упорного подшипника стави­тся регулировочное кольцо для подбора осевого зазора наружной обоймы опорно-упорного шарикоподшипника.

Ведомое коническое зубчатое колесо состоит из собственно ведомо­го конического — зубчатого — колеса и опоры. Ведомое коническое зубчатое колесо — и- его — опора изготовлены и-з стальных п-око-вок и термически об­работаны. На наружном коническом венце ведомого конического зубча­того колеса расположены 3-5 азотированных зубьев. Для уменьшения шума, увеличения продолжительности и плавности зацепления, — приводя­щих к повышению долговечности, зубья выполнены спиральными, с нак­лоном спирали 13°43′ — в середине зуба.

Зубчатое колесо имеет ступицу — с внутренними шлицами, соединен­ную наклонной — стенкой с коническим венцом. Со стороны малого — диа­метра конического венца имеются внутренний центрирующий поясок и буртик для горячей посадки — опоры ведомого зубчатого колеса. На стенках — опоры и ведомого- конического зубчатого колеса имеются три отверстия для съемника. Посадка на шлицы нижнего — вала узла ведомо­го зубчатого колеса, собранного — с опорой, производится — в нагретом со­стоянии.

Ведущее коническое зубчатое колесо — привода хвостового винта из­готовляется -из стальной поковки и термиче-ски — обрабатывается. На на­ружном коническом венце расположены 35 конических азотированных зубьев.

С целью улучшения работы зубчатого зацепления и увеличения дол­говечности конической передачи на износ зубья зубчатого кол-е-са выпол­нены — спиральными с наклоном спирали ЗІПЗ’ в середине зуба.

Ступица зубчатого колеса имеет внутренние зволь-вентные шлицы, которыми зубчатое колесо монтируется — в нагретом — состоянии — на нижний вал. Для центрирования зубчатого колеса па валу имеется центрирую-

щий поясок по срезанным шлицам, расположенный со стороны торца у малого диаметра конического’ венца.

Ведомый валик привода хвостового винта выполнен пустотелым н имеет венец с 27 коническими спиральными цементированными зубья­ми. На хвостовике валика выполнены наружные шлицы под шлицевый фланец.

Валик изготовлен из поковки легированной стали и термически обра­ботан. На наружную поверхность ведомого валика устанавливаются (фиг. 186):

а) регулировочное кольцо, служащее для регулирования зазора и контактов ПО’ зубьям в зацеплении конических зубчатых колес привода хвостового винта;

Ф г. 186. Детали привода хвостового винта.

I—ведомый валик; 2—упорное регулировочное кольцо; Зш-зам-ок обоймы роликопод­шипника; 4—роликоподшипник; 5—распорная втулка; 6—шарикоподшипник; 7—масло­отражатель; 8—м-аслоуплотнительные кольца; 9—маслоуплотнительная втулка; 10—сто­порное кольцо; 11—замок; 12—гайка; 13—регулировочное кольцо шарикоподшипника;

14—фланец маслоуплотнителя; 15—шлицевый фланец; 16—пробка.

б) роликовый подшипник, воспринимающий радиальные усилия, воз­никающие при передаче крутящего момента на хвостовой вал;

в) распорная втулка;

г) радиально-упорный шариковый подшипник, служащий для вос­приятия как радиальных, так и осевых усилий, возникающих в передаче;

д) маслоотражатель;

е) маслоуплотнительная втулка с тремя маслоуплотнительными коль­цами, работающими по внутренней поверхности фланца маслоуплотни­теля.

Перечисленный набор деталей стягивается на валике при помощи гайки, навертываемой на наружную резьбу на хвостовике валика. Гай — ка контрится при помощи стопорного кольца и замка.

На шлицевой хвостовик валика, выступающий из корпуса привода, устанавливается шлицевой фланец, который закрепляется пробкой. Пробка ввертывается во внутреннюю резьбу валика и контрится отгиб — ным пластинчатым замком. Фланец имеет четыре отверстия, служащие для присоединения посредством болтов барабана тормоза несущего вин­та и фланца хвостового вала.

Ведомый валик фиксируется от осевого перемещения при помощи радиально-упорного шарикоподшипника, наружная обойма которого за­жимается между буртиком обоймы, запрессованной в корпус ведомого валика, и торцом фланца маслоуплотнителя.

Между наружной обоймой шарикоподшипника и торцом фланца мас­лоуплотнителя ставится стальное регулировочное кольцо для подбора осе­вого зазора наружной обоймы шарикоподшипника. Фланец маслоуплот­нителя крепится к корпусу ведомого валика при помощи шести шпилек. 224