Изучение маршрута полета. и условий его выполнения

Летчики при выполнении полетных заданий (особенно боевых) не имеют возможности непрерывно держать в поле зрения полет­ную карту, к ней обращаются только эпизодически. Чтобы в та­ких условиях вести ориентировку, выдерживать заданный марш­рут полета и точно выполнить задание, надо тщательно изучить маршрут, цель и условия выполнения задания. Изучение марш­рута начинается в процессе его прокладки. Кроме полетной кар­ты для изучения маршрута и условий выполнения задания исполь­зуются рабочая карта штурмана части, сборники аэронавигаци­онной информации, карта района цели и фотоснимки объектов, сведения от экипажей, ранее летавших по этому маршруту. Из­учение маршрута ведется в обе стороны от его оси по 50 км, а более подробно изучаются ориентиры в полосе ± 10 км (для ви­зуального полета).

Особенно тщательно изучаются цель и прилегающий район, а при выполнении перелетов — район и аэродромы посадки. Для этого используются карты крупного масштаба, материалы, имею­щиеся в деле конкретной цели, фотоснимки и другие разведдан­ные, а при перелете кроме карт — сборники аэронавигационной информации, регламенты и перечни, по которым изучается не только аэродром посадки, но и запасные аэродромы.

В результате изучения маршрута полета и цели необходимо знать: основные линейные и площадные ориентиры, возможность их использования для ориентировки; рельеф местности вдоль ли­нии пути, расположение и высоту препятствий, представляющих опасность для предстоящего полета, безопасные высоты; точки стояния РНС и светомаяков, характер их работы, возможность их использования в полете; расположение запасных аэродромов и площадок; ориентиры, определяющие государственную границу (линию фронта), и полосы их пролета, ПВО противника по марш­руту и в районе цели, скрытые подходы к цели; характерные ори­ентиры в районе цели, направление, расстояние и время полета от каждого из них до цели, вид цели с воздуха, наличие ложных объектов (то же и для запасной цели); меры безопасности и порядок восстановления ориентировки.

Для экипажей, выполняющих задание над боевыми порядка­ми наших наземных войск, очень важно уметь опознать свои войска на поле боя, чтобы не поразить их в ходе боевых дей­ствий. При изучении условий выполнения задания должны быть изучены сигналы взаимного опознавания, задачи наших войск, их расположение, вид с воздуха боевой техники и т. д.

При подготовке к перелетам надо изучить точное местонахож­дение аэродромов посадки и запасных аэродромов, их кроки, вид ВПП, курсы посадки, схемы выхода на аэродром и захода на посадку самолетов и вертолетов, рельеф местности, искусствен­ные препятствия на подходах и безопасные высоты.

Содержание полетного задания изучается всем составом эки­пажа, излагается оно в приказе командира подразделения (ча­сти), а при учебных полетах дается в КУЛП и дополняется на­глядной схемой по упражнению.

Метеорологическая обстановка изучается с обязательной кон­сультацией синоптика, который дает прогноз погоды, характер об­лачности, возможность появления опасных для полета явлений, радиационную обстановку, ожидаемое ее изменение за время по­чета, данные о ветре. Используется также информация о клима­тических условиях, имеющаяся в справке о местности, которая помещена с обратной стороны крупномасштабной карты.

§ 6. Штурманский план полета

Штурманский план полета — продуманный до полета порядок работы экипажа по маршруту от взлета до посадки. Разрабаты­вается он в ходе штурманской подготовки к полету чаще всего в
виде схемы маршрута, на которой указываются расстояния, вре­мя полета и заданные путевые углы по этапам, а затем тексту­ально или условными знаками — действия летчика в воздухе на каждом этапе полета, обеспечивающие выполнение задания. От­дельные его элементы наносятся на полетную карту. Содержание штурманского плана определяется характером задания, оборудо­ванием вертолета, навигационной и тактической обстановкой и др.

На схему штурманского плана рекомендуется, особенно для мо­лодых летчиков, переносить конфигурацию основных точек марш­рута, ориентиров вблизи этих точек (особенно линейных), облег­чающих отыскание основных точек и ведение визуальной ориен-

тировки. Работу по этапам полета необходимо указывать с до­статочной полнотой и реальностью выполнения. На схеме (рис. 11.10) дан вариант штурманского плана полета для перво­начального летного обучения курсантов.

С опытом и приобретением навыков часть записей в штурман­ском плане уступает место условным знакам, а основные эле­менты работы заучиваются на память. Для лучшего запомина­ния штурманского плана проводятся тренировки в выполнении ос­новных его элементов. Все, что может быть подсчитано до выле­та, необходимо внести в штурманский план, чтобы максимально разгрузить экипаж от расчетов в полете. — ч

В штурманском плане одиночного вертолета последовательно по этапам указываются: порядок взлета и способ выхода на ИПМ; способ вывода вертолета на ЛЗП каждого этапа; способы конт­роля и исправления пути по направлению и дальности на каждом этапе; способы контроля выхода на основные точки маршрута; порядок использования РНС; способы маневрирования для выхо­да на цель в назначенное время, при преодолении ПВО против­ника и уходе от цели; способ поиска цели (площадки) и приме­нения средств поражения (выхода на площадку десантирования); способ выхода на КПМ и аэродром посадки; схемы снижения и посадки на основном и запасных аэродромах. На свободном ме­сте схемы указывается порядок восстановления ориентировки в случае ее потери, действия при резком ухудшении метеоусловий. При полете группой штурманские планы должны быть одинако­выми у всех экипажей. В них должны быть также указаны спо­собы построения боевых порядков, контроль за местом в нем, ма­невр для исправления допущенных ошибок и способ роспуска группы.

На полетную карту из элементов штурманского плана нано­сятся радиопеленги для контроля пути, рубежи изменения режи­ма полета, набора высоты и снижения, остаток топлива у точек маршрута, рубежи пересечения МВЛ, точки коррекции курсовых приборов, данные запасных аэродромов, безопасные высоты и дру­гие необходимые данные.

Для окончательного закрепления знаний о порядке действий в предстоящем полете проводится розыгрыш полета. Правильно составленный штурманский план обеспечивает планомерность ра­боты летчика в полете, гарантирует от принятия необдуманных решений.