Изучение маршрута полета. и условий его выполнения
Летчики при выполнении полетных заданий (особенно боевых) не имеют возможности непрерывно держать в поле зрения полетную карту, к ней обращаются только эпизодически. Чтобы в таких условиях вести ориентировку, выдерживать заданный маршрут полета и точно выполнить задание, надо тщательно изучить маршрут, цель и условия выполнения задания. Изучение маршрута начинается в процессе его прокладки. Кроме полетной карты для изучения маршрута и условий выполнения задания используются рабочая карта штурмана части, сборники аэронавигационной информации, карта района цели и фотоснимки объектов, сведения от экипажей, ранее летавших по этому маршруту. Изучение маршрута ведется в обе стороны от его оси по 50 км, а более подробно изучаются ориентиры в полосе ± 10 км (для визуального полета).
Особенно тщательно изучаются цель и прилегающий район, а при выполнении перелетов — район и аэродромы посадки. Для этого используются карты крупного масштаба, материалы, имеющиеся в деле конкретной цели, фотоснимки и другие разведданные, а при перелете кроме карт — сборники аэронавигационной информации, регламенты и перечни, по которым изучается не только аэродром посадки, но и запасные аэродромы.
В результате изучения маршрута полета и цели необходимо знать: основные линейные и площадные ориентиры, возможность их использования для ориентировки; рельеф местности вдоль линии пути, расположение и высоту препятствий, представляющих опасность для предстоящего полета, безопасные высоты; точки стояния РНС и светомаяков, характер их работы, возможность их использования в полете; расположение запасных аэродромов и площадок; ориентиры, определяющие государственную границу (линию фронта), и полосы их пролета, ПВО противника по маршруту и в районе цели, скрытые подходы к цели; характерные ориентиры в районе цели, направление, расстояние и время полета от каждого из них до цели, вид цели с воздуха, наличие ложных объектов (то же и для запасной цели); меры безопасности и порядок восстановления ориентировки.
Для экипажей, выполняющих задание над боевыми порядками наших наземных войск, очень важно уметь опознать свои войска на поле боя, чтобы не поразить их в ходе боевых действий. При изучении условий выполнения задания должны быть изучены сигналы взаимного опознавания, задачи наших войск, их расположение, вид с воздуха боевой техники и т. д.
При подготовке к перелетам надо изучить точное местонахождение аэродромов посадки и запасных аэродромов, их кроки, вид ВПП, курсы посадки, схемы выхода на аэродром и захода на посадку самолетов и вертолетов, рельеф местности, искусственные препятствия на подходах и безопасные высоты.
Содержание полетного задания изучается всем составом экипажа, излагается оно в приказе командира подразделения (части), а при учебных полетах дается в КУЛП и дополняется наглядной схемой по упражнению.
Метеорологическая обстановка изучается с обязательной консультацией синоптика, который дает прогноз погоды, характер облачности, возможность появления опасных для полета явлений, радиационную обстановку, ожидаемое ее изменение за время почета, данные о ветре. Используется также информация о климатических условиях, имеющаяся в справке о местности, которая помещена с обратной стороны крупномасштабной карты.
§ 6. Штурманский план полета
Штурманский план полета — продуманный до полета порядок работы экипажа по маршруту от взлета до посадки. Разрабатывается он в ходе штурманской подготовки к полету чаще всего в
виде схемы маршрута, на которой указываются расстояния, время полета и заданные путевые углы по этапам, а затем текстуально или условными знаками — действия летчика в воздухе на каждом этапе полета, обеспечивающие выполнение задания. Отдельные его элементы наносятся на полетную карту. Содержание штурманского плана определяется характером задания, оборудованием вертолета, навигационной и тактической обстановкой и др.
На схему штурманского плана рекомендуется, особенно для молодых летчиков, переносить конфигурацию основных точек маршрута, ориентиров вблизи этих точек (особенно линейных), облегчающих отыскание основных точек и ведение визуальной ориен-
тировки. Работу по этапам полета необходимо указывать с достаточной полнотой и реальностью выполнения. На схеме (рис. 11.10) дан вариант штурманского плана полета для первоначального летного обучения курсантов.
С опытом и приобретением навыков часть записей в штурманском плане уступает место условным знакам, а основные элементы работы заучиваются на память. Для лучшего запоминания штурманского плана проводятся тренировки в выполнении основных его элементов. Все, что может быть подсчитано до вылета, необходимо внести в штурманский план, чтобы максимально разгрузить экипаж от расчетов в полете. — ч
В штурманском плане одиночного вертолета последовательно по этапам указываются: порядок взлета и способ выхода на ИПМ; способ вывода вертолета на ЛЗП каждого этапа; способы контроля и исправления пути по направлению и дальности на каждом этапе; способы контроля выхода на основные точки маршрута; порядок использования РНС; способы маневрирования для выхода на цель в назначенное время, при преодолении ПВО противника и уходе от цели; способ поиска цели (площадки) и применения средств поражения (выхода на площадку десантирования); способ выхода на КПМ и аэродром посадки; схемы снижения и посадки на основном и запасных аэродромах. На свободном месте схемы указывается порядок восстановления ориентировки в случае ее потери, действия при резком ухудшении метеоусловий. При полете группой штурманские планы должны быть одинаковыми у всех экипажей. В них должны быть также указаны способы построения боевых порядков, контроль за местом в нем, маневр для исправления допущенных ошибок и способ роспуска группы.
На полетную карту из элементов штурманского плана наносятся радиопеленги для контроля пути, рубежи изменения режима полета, набора высоты и снижения, остаток топлива у точек маршрута, рубежи пересечения МВЛ, точки коррекции курсовых приборов, данные запасных аэродромов, безопасные высоты и другие необходимые данные.
Для окончательного закрепления знаний о порядке действий в предстоящем полете проводится розыгрыш полета. Правильно составленный штурманский план обеспечивает планомерность работы летчика в полете, гарантирует от принятия необдуманных решений.