НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ СМАЗКИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Опыт эксплуатации двигателей М701 показывает, что их система смазки работает надежно и ее отказы происходят весьма редко. Такая высокая надежность системы смазки объясняется простотой схемы и конст­рукции агрегатов, их хорошей доведенностью, неболь­шим количеством соединяющих трубопроводов и доста­точно эффективным воздушным охлаждением подшип­ника турбины, что практически исключает коксование масла.

Неисправности системы смазки являются в основном следствием нарушений правил технического обслужива­ния двигателей. Основными из этих нарушений явля­ются:

неплотное закрытие крышки маслозаливной горло­вины или выпуск самолета в полет с незакрытой крышкой;

неправильная контровка и неплотная затяжка раз­личных соединений маслосистемы;

повреждение уплотнительных прокладок, резьбы, ниппелей при монтаже;

некачественная затяжка отбортовочных хомутов трубопроводов, что приводит к их вибрации и после­дующему разрушению;

неправильная сборка маслофильтров;

попадание песка, пыли пли воды в масло при за­правке;

неполная расконсервация вновь устанавливаемых узлов и гаек, что может приводить к закупорке консер — вационной смазкой масляных жиклеров и нарушению работы системы смазки.

Признаками нарушения нормальной работы систе­мы смазки являются обычно повышение или понижение давления или температуры масла, а также увеличение его расхода.

Падение давления масла происходит из-за уменьше­ния количества масла, разрушения деталей маслонасо — са, засорения маслофильтров, отказа редукционного клапана или заклинивания заборника масла.

Одной из причин падения давления масла является уменьшение его количества вследствие либо недоста­точной заправки, либо выбивания через незакрытую или плохо закрытую заливную горловину. Для предупреж­дения подобного дефекта необходимо каждый раз при проведении заправочных работ проверять надежность закрытия крышек заправочных горловин и следить за соответствием давления масла нормам ТУ.

Для исключения засорения масляных фильтров не­обходимо их промывать в строгом соответствии с тре­бованиями регламента технической эксплуатации.

В случае нарушения регулировки редукционного кла­пана необходимо отрегулировать давление масла с по­мощью регулировочного винта.

Во всех случаях прежде, чем искать причину паде­ния давления масла (или увеличения), следует убедить­ся в исправности манометра. Падение давления масла при эволюциях самолета возможно из-за заклинивания заборника или отказа клапанов отрицательных пере­грузок. В этих случаях нужна замена двигателя.

Увеличение давления масла возможно вследствие нарушения регулировки редукционного клапана, нару­шения суфлирования масляной системы или заправки маслоспстемы маслом с повышенной вязкостью. Устра­нение этой неисправности также надо начинать с про­верки приборов и, если необходимо, их замены или кор­ректировки. Если показания приборов правильные, то необходимо отрегулировать редукционный клапан.

Незначительное (на 0,2…0,3 кгс/см2) увеличение дав­ления масла возможно из-за закупорки резиновой труб­ки бйчка суфлирования вследствие ее расслоения по внутренней поверхности.

При небрежной постановке трубки кусочки резины перекрывают внутреннюю ее полость и прекращается суфлирование масляной системы. Этот дефект сопро­вождается увеличением расхода масла.

Повышение температуры масла больше допустимой величины может происходить из-за уменьшения цирку­

ляции масла вследствие недостаточного количества масла или закупорки жиклеров (форсунок), из-за про­рыва горячих газов в масляную систему или же из-за разрушения подшипников трансмиссии. Во всех этих случаях двигатель подлежит замене.

Понижение температуры масла возможно только в случае попадания в масляную систему топлива или АМГ-10 вследствие негерметичности уплотнений рессор агрегатов или негерметичности топливно-масляного радиатора в кожухе топливного фильтра. Понижение температуры масла всегда сопровождается повышением (переполнением) уровня масла в баке, при этом масло может выбивать через трубку суфлирования подшип­ника турбины, что обнаруживается по появлению бело­го дыма на выходе из реактивного сопла.

Повышенный расход масла может происходить вследствие утечки масла из системы из-за негерметич­ности соединений, нарушения работы уплотнений под­шипников трансмиссии, а также из-за повышенного вы­броса масла в атмосферу через систему суфлирования.

Утечка масла из-за негерметичности соединений об­наруживается обычно по обмасливанию деталей и уст­раняется путем затяжки этих соединений или замены уплотнений. В отдельных случаях негерметичность мо­жет быть следствием перезатяжки соединения и разру­шения уплотнительной прокладки (например, кран сли­ва масла). В этом случае необходимо заменить про­кладку. В случае утечки масла в соединениях внут­ренних маслопроводов или износа масляных лабирин­тов, что выявляется по белому дыму на выходе из соп­ла двигателя, дефект устраняется заменой двигателя. Из-за износа лабиринтного уплотнения переднего под­шипника масло попадает в компрессор, а оттуда вместе с воздухом в кабину летчика. Если в кабине появились пары масла (дым) и будет установлено, что масло про­никает через лабиринтное уплотнение, то необходимо увеличить диаметр воздушного жиклера, подающего воздух в лабиринтное уплотнение. Следует, однако, учи­тывать, что при значительном увеличении диаметра по­вышается давление воздуха в коробке агрегатов и воз­можно выбрасывание масла через жиклер. При невоз­можности отрегулировать нормальную работу уплотне­ния переднего подшипника двигатель необходимо напра­вить в ремонт.