НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ СМАЗКИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Опыт эксплуатации двигателей М701 показывает, что их система смазки работает надежно и ее отказы происходят весьма редко. Такая высокая надежность системы смазки объясняется простотой схемы и конструкции агрегатов, их хорошей доведенностью, небольшим количеством соединяющих трубопроводов и достаточно эффективным воздушным охлаждением подшипника турбины, что практически исключает коксование масла.
Неисправности системы смазки являются в основном следствием нарушений правил технического обслуживания двигателей. Основными из этих нарушений являются:
неплотное закрытие крышки маслозаливной горловины или выпуск самолета в полет с незакрытой крышкой;
неправильная контровка и неплотная затяжка различных соединений маслосистемы;
повреждение уплотнительных прокладок, резьбы, ниппелей при монтаже;
некачественная затяжка отбортовочных хомутов трубопроводов, что приводит к их вибрации и последующему разрушению;
неправильная сборка маслофильтров;
попадание песка, пыли пли воды в масло при заправке;
неполная расконсервация вновь устанавливаемых узлов и гаек, что может приводить к закупорке консер — вационной смазкой масляных жиклеров и нарушению работы системы смазки.
Признаками нарушения нормальной работы системы смазки являются обычно повышение или понижение давления или температуры масла, а также увеличение его расхода.
Падение давления масла происходит из-за уменьшения количества масла, разрушения деталей маслонасо — са, засорения маслофильтров, отказа редукционного клапана или заклинивания заборника масла.
Одной из причин падения давления масла является уменьшение его количества вследствие либо недостаточной заправки, либо выбивания через незакрытую или плохо закрытую заливную горловину. Для предупреждения подобного дефекта необходимо каждый раз при проведении заправочных работ проверять надежность закрытия крышек заправочных горловин и следить за соответствием давления масла нормам ТУ.
Для исключения засорения масляных фильтров необходимо их промывать в строгом соответствии с требованиями регламента технической эксплуатации.
В случае нарушения регулировки редукционного клапана необходимо отрегулировать давление масла с помощью регулировочного винта.
Во всех случаях прежде, чем искать причину падения давления масла (или увеличения), следует убедиться в исправности манометра. Падение давления масла при эволюциях самолета возможно из-за заклинивания заборника или отказа клапанов отрицательных перегрузок. В этих случаях нужна замена двигателя.
Увеличение давления масла возможно вследствие нарушения регулировки редукционного клапана, нарушения суфлирования масляной системы или заправки маслоспстемы маслом с повышенной вязкостью. Устранение этой неисправности также надо начинать с проверки приборов и, если необходимо, их замены или корректировки. Если показания приборов правильные, то необходимо отрегулировать редукционный клапан.
Незначительное (на 0,2…0,3 кгс/см2) увеличение давления масла возможно из-за закупорки резиновой трубки бйчка суфлирования вследствие ее расслоения по внутренней поверхности.
При небрежной постановке трубки кусочки резины перекрывают внутреннюю ее полость и прекращается суфлирование масляной системы. Этот дефект сопровождается увеличением расхода масла.
Повышение температуры масла больше допустимой величины может происходить из-за уменьшения цирку
ляции масла вследствие недостаточного количества масла или закупорки жиклеров (форсунок), из-за прорыва горячих газов в масляную систему или же из-за разрушения подшипников трансмиссии. Во всех этих случаях двигатель подлежит замене.
Понижение температуры масла возможно только в случае попадания в масляную систему топлива или АМГ-10 вследствие негерметичности уплотнений рессор агрегатов или негерметичности топливно-масляного радиатора в кожухе топливного фильтра. Понижение температуры масла всегда сопровождается повышением (переполнением) уровня масла в баке, при этом масло может выбивать через трубку суфлирования подшипника турбины, что обнаруживается по появлению белого дыма на выходе из реактивного сопла.
Повышенный расход масла может происходить вследствие утечки масла из системы из-за негерметичности соединений, нарушения работы уплотнений подшипников трансмиссии, а также из-за повышенного выброса масла в атмосферу через систему суфлирования.
Утечка масла из-за негерметичности соединений обнаруживается обычно по обмасливанию деталей и устраняется путем затяжки этих соединений или замены уплотнений. В отдельных случаях негерметичность может быть следствием перезатяжки соединения и разрушения уплотнительной прокладки (например, кран слива масла). В этом случае необходимо заменить прокладку. В случае утечки масла в соединениях внутренних маслопроводов или износа масляных лабиринтов, что выявляется по белому дыму на выходе из сопла двигателя, дефект устраняется заменой двигателя. Из-за износа лабиринтного уплотнения переднего подшипника масло попадает в компрессор, а оттуда вместе с воздухом в кабину летчика. Если в кабине появились пары масла (дым) и будет установлено, что масло проникает через лабиринтное уплотнение, то необходимо увеличить диаметр воздушного жиклера, подающего воздух в лабиринтное уплотнение. Следует, однако, учитывать, что при значительном увеличении диаметра повышается давление воздуха в коробке агрегатов и возможно выбрасывание масла через жиклер. При невозможности отрегулировать нормальную работу уплотнения переднего подшипника двигатель необходимо направить в ремонт.