Определение навигационных элементов в полете
Определение навигационных элементов является одной из важных задач, стоящих перед экипажем вертолета в полете. Для точного выдерживания заданного маршрута и прибытия на цель в
назначенное время экипаж должен периодически определять угол сноса и путевую скорость и своевременно исправлять путь по направлению и дальности.
Точное определение угла сноса и путевой скорости обеспечивает успешное решение задач вертолетовождения и позволяет определить направление и скорость ветра, которые используются для расчета данных на следующие этапы полета и решения задач боевого применения. В армейской авиации широко применяется способ определения навигационных элементов на контрольном этапе.
Контрольным этапом называется заранее выбранный участок маршрута, обозначенный входным и выходным ориентирами
Длина контрольного этапа выбирается в пределах 20—25 км.
При работе на контрольном этапе экипаж должен строго выдерживать заданный режим полета, что обеспечивает высокую точность измерения навигационных элементов. При этом особое внимание должно быть обращено на точный пролет входного ориентира, своевременное включение и выключение секундомера, а также на точность отметки места вертолета в конце контрольного этапа.
Экипаж при работе на контрольном этапе должен придерживаться следующего порядка действий:
— над входным ориентиром включить секундомер и точно определить место вертолета;
— через 2—3 мин полета определить сторону уклонения и на траверзе выходного ориентира наметить «предполагаемое место выключения секундомера;
— при проходе траверза выходного ориентира определить место вертолета, поставить его на карте и выключить секундомер или снять с него показания;
— измерить пройденное расстояние и по времени его пролета определить путевую скорость и угол сноса, используя соотношения
U7 = Sкэ//кэ; УСф = ФПУ-Кср;
— по путевой скорости и углу сноса рассчитать направление и скорость ветра;
— по новому значению ветра определить данные для полета на следующем участке маршрута.