ЗАГРУЗКА И ЦЕНТРОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Для каждого летательного аппарата установлен определенный порядок его загрузки перед -полетом. Соблюдение этого порядка обеспечивает заданную центровку летательного аппарата, макси­мальное использование его полезной грузоподъемности и рацио­нальное размещение грузов в целях сокращения времени погруз ки и выгрузки.

Под центровкой летательного аппарата понимается продольное положение его центра тяжести относительно крыла Она определя­ется расстоянием от начала средней аэродинамической хорды до Центра тяжести и выражается в долях или процентах САХ Поло­жение (центра тяжести в значительной мере определяет устойчи­вость и управляемость летательного аппарата. Отклонение его за установленные пределы может привести к летному происшествию

Совремеиные летательные аппараты имеют сравнительно не­большой диапазон изменения допустимых центровок, а ори заправ­ке баков топливом, размещении пассажиров в кабинах и загрузке багажников центровка летательного аппарата может изменяться в значительных пределах

Это обстоятельство обусловливает высокие требования к За­грузке летательного аппарата.

Расчет загрузки и центровки летательных аппаратов для транс­портных полетов производит диспетчер по центровке службы пере­возок (ДІД). Учитывая важность этих расчетов, на командира ко­рабля возлагается обязанность осуществлять контроль расчета за­грузки и центровки летательного аппарата.

Диспетчер по центровке для расчета загрузки и центровки дол­жен располагать сведениями о заправке топливом, коммерческой загрузке, массе пустого летательного аппарата, допустимой взлет­ной массе, предельных значеннях центровки.

Зная допустимую Білетную массу летательного аппара­

та, можно определить предельную коммерческую нагрузку яімнщн по формуле

^*К,1М“^ВаАТ1<М Уикенд Ttt IV» , I •

Коммерческая нагрузка включает массу пассажиров бага­жа та яг н груза /Игр Таким образом, коммерческая паї рутка опре­деляется суммой указанных весов

"’ы а = + »W+«i, p-

При выполнении расчетов загрузки принимают массу людей члены экипажа — 80 кг, взрослые пассажиры — 75 кг, дети от 5 до 12 лет—-30 кт, дети менее 5 лет — 20 кг.

Зная количество пассажиров, можно определить допустимую массу багажа и груза

тбк ~h ">гР — тКи„ 75я, Ир • 30/г 20ял,.,

где л„,,р—число взрослых пассажиров, пд. с— число детей в возрас­те от 5 до 12 лет; Пд. м — число детей в возрасте до 5 лет

Расчет центровки можно производить как аналитическим, так в графическим способом. Он производится для взлетной и посадоч­ной массы с убранным и выпущенным положениями шасси Для расчета центровки нужно знать массу и центр тяжести пустого ле­тательного аппарата.

Схему аналитического расчета центровки можно представить следующим образом (рис 219) На оси х, являющейся строитель­ной горизонта тью фюзеляжа, размещают массы экипажа, пасса­жиров, багажа, грузов, продуктов питания и топлива в соответст­вующих местах, а также массу пустого летательного аппарата в

Рлс 21 9 Центровочные оси

Подпись: центре тяжести сто конструкции Очевидно, сумма этих масс должна равняться взлетной массе, т с їт,=ттал Второй центровочной осью является ось у Она перпендикулярна к плоскости строительной горизонтали фюзеляжа. Ее располагают в какой-либо характерной точке—в начале фюзеляжа, на оси лонжерона крыла и т д Сумма моментов указанных выше масс будет равна УМ ;=2(П!|Х[),
где XI — расстояние От грузов НІ і до центровочной оси у Расстояние от оси у до центра тяжести будет х 2Щ — S(”ii*.) _

Vm; Угпі Тогда центровка в процентах САХ будет

х„ = Лая — 100 = —^—1ЮО = —

«САХ "САХ "САХ

где Оо — расстояние от оси у до начала средней аэродинамической

ХОрДЫ &СЛХ

При расчете центровки иногда ось у располагают в точке О’, находящейся от начала САХ на расстоянии o’=0,25 Ьсдх Смеще­ние оси у делают на величину

jc(,=a(14-a’=a<)-f 0,256сах,

соответственно значения плеч теперь определяют из выражения x’=xt — x„=xt—(a0—O,25bcKx )•

ЗАГРУЗКА И ЦЕНТРОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

В этом случае центровка летательного аппарата определится по формуле

Обычно отдают предпочтение графическим способам расчета центровки, так как аналитический расчет требует больше времени на вычислительные работы.

В связи с этим для каждого типа летательных аппаратов раз­работаны центровочные графики (рис. 21.10), образцы которых по­мещены в руководствах по летной эксплуатации.

Кроме сокращения времени, графический расчет центровки дает наглядное представление о том, какие факторы и в какой степени оказывают влияние иа смещение центра тяжести вперед или назад и какие меры необходимо принять для обеспечения центровки в заданных пределах. На этих графиках указывают все необходимые сведения для расчета загрузки и центровки по предстоящему полету.

ЗАГРУЗКА И ЦЕНТРОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Центровка в */в САл

ЗАГРУЗКА И ЦЕНТРОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

&• зг-мпаца. ги

 

шоеч ц;

 

■1Є/Л0 СС Wn.’4 гЛ

 

ЗРгррчи

 

Подпись: Фактическая загрузка
ЗАГРУЗКА И ЦЕНТРОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Но центровку не влияет

 

чс самолета

 

ЗАГРУЗКА И ЦЕНТРОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

рцз 1 заполнил

 

ЗАГРУЗКА И ЦЕНТРОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ЗАГРУЗКА И ЦЕНТРОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Рік. 21.10 Центровочный график

Центровочный график состоит из номограммы моментов, цент­ровочной номограммы (внизу)" и шкалы центровки пустого лета­тельного аппарата. Номограмма моментов содержит перечень ви­дов загрузки и степень влияния их на центровку Каждая строка имеет свой масштаб, который зависят от влияния величины того иди иного момента груза на смещение центра тяжести в направле­нии, указанном стрелками.

Центровочная номограмма представляет собой сетку, по оси абсцисс которой отложены значения центровки в процентах, а по оси ординат — коммерческая нагрузка в тоннах Незаштрихован — ная зона представляет пределы допустимых значений центровки ле­тательного аппарата.

В перечне видов загрузки отсутствует топливо. Объясняется это наличием систем автоматического управления расходом топлива в полете, обеспечивающих центровку летательного аппарата в задан­ных пределах. Это означает, что если центровка летательного ап­парата без топлива находится в иезаштрихованной зоне, то в поле­те с любым количеством топлива центровка не выйдет за пределы

ЭТОЙ ЗОНЫ.

Расчет центровки при помощи центровочного графика состоит в следующем. На верхней шкале отмечают положение центра тяже­сти пустого летательного аппарата (точка Л). Из этой точки опу­скают перпендикуляр к первой строке (экипаж). Членов экипажа 4 чел. Каждый. из них создает момент, равный одному делению в направлении стрелки. Отсчитав 4 деления, опускают перпендику­ляр иа вторую строку. Здесь 4 человека создают момент, равный одному делению в том же направлении Зная количество пассажи­ров в рядах и величину грузов, указанным выше способом опуска­ют до нижней строки. После этого опускают перпендикуляр до со­ответствующего значения коммерческой нагрузки. Полученная иа центровочной номограмме нами точка Б, соответствующая коммер­ческой загрузке тком=6,2 т, находится в зоне допустимых центро­вок. Следовательно, грузы на летательном аппарате р:. — мощены правильно.

Если центровка выходит за допустимые пределы, необходимо сделать перераспределение грузов и пассажиров. В некоторых слу­чаях, например при перегонке летательных аппаратов без пассажи­ров н груза, для обеспечения необходимой центровки загружают балласт. С этой целью в аэропортах имеются специальные балласт­ные мешки с песком весом по 20 и 30 кг. После проверки центровки составляется сводная загрузочная ведомость.

Аналитический и графический расчеты центровки не являются достаточно точными вследствие принятия постоянными массы всех взрослых пассажиров н несоответствия фактического размещения загрузки расчетной. Более точным является определение центровки летательного аппарата на специальной площадке, иа которой заме­ряют нагрузку иа опорные точки и при помощи счетно-решающего устройства быстро и точно определяют взлетную массу и центров­ку. Более совершенным является определение центровки при ПОМО-

щи автоматической системы, замеряющей давление жидкости в амортизационных стойках шасси. По этим показаниям бортовое счетно-решающее устройство выдает иа специальные индикаторы значения взлетной массы и центровки летательного аппарата.

Глава 22