ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ РЕГЛАМЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВС

На основе положений раздела 4.1 разработаны общие принципы формирова­ния структуры и содержания регламента ТО ВС гражданской авиации, приве­денные ниже.

Регламент технического обслуживания (РО) является основным эксплуата­ционным документом, определяющим объекты обслуживания (системы, подсис­темы, изделия ВС), перечень и периодичность выполняемых на них работ в со­ответствии с системой технического обслуживания данного ВС.

РО составляют на ВС в целом. Объекты ТО, перечень работ и периодичность их выполнения устанавливает разработчик ВС с учетом конструктивных осо­бенностей и условий эксплуатации изделий АТ для обеспечения надежной и безопасной эксплуатации ВС с минимальными затратами труда, времени и средств.

В РО включают все работы по ТО ВС в целом, его систем и изделий, незави­симо от того, выполняют эти работы непосредственно на ВС или в лаборатории после демонтажа изделий с ВС и их последующей установки на ВС. Все работы, включенные в РО, являются регламентными работами.

Регламентные работы выполняют в соответствии с установленной техноло­гией. Технологию оформляют в виде технологических карт, которые включают составной частью в Руководство по технической эксплуатации ВС или выпус­кают отдельно. Качество выполнения регламентных работ контролирует ответ­ственное должностное лицо эксплуатационного авиапредприятия.

РО на ВС может включать следующие темы:

■ общие положения;

■ меры безопасности;

■ оперативное техническое обслуживание;

■ периодическое техническое обслуживание;

■ специальное техническое обслуживание;

■ техническое обслуживание при хранении;

■ приложения.

Держателем подлинников РО является разработчик ВС.

Издателем РО на этапах опытно-конструкторских работ является разработ­чик. Издателем РО при серийном производстве является изготовитель ВС.

На период эксплуатации ВС после прекращения серийного производства, исполнитель и издатель РО определяются по согласованию ГОУВТ, разработчи­ка и изготовителя ВС.

Структура регламента технического обслуживания ВС

Структура РО должна определять состав видов и форм технического обслу­живания ВС в реальных условиях эксплуатации и устанавливать правила назна­чения регламентных работ к выполнению.

РО ВС может включать следующие виды технического обслуживания:

— оперативное ТО;

— периодическое ТО;

— специальное ТО;

— ТО при хранении.

Оперативное и периодическое ТО являются плановым техническим обслу­живанием ВС в нормальных условиях эксплуатации.

Оперативное ТО может включать вспомогательные работы, не связанные с исправностью ВС, и объединенные в формы оперативного ТО работы по под­держанию и восстановлению исправности ВС.

Назначают следующие виды вспомогательных работ:

— работы по встрече — ВС;

— работы по обеспечению стоянки — ОС;

— работы по обеспечению вылета — ОВ.

В работы по обеспечению вылета включают работы по обеспечению первого вылета после стоянки ВС.

Допускается исключать отдельные виды вспомогательных работ, если кон­струкция ВС или условия его эксплуатации не требуют выполнения этих работ.

Обеспечивают следующие общие принципы назначения видов вспомога­тельных работ к выполнению:

— работы по встрече (ВС) выполняют непосредственно после каждой посадки; при учебно-тренировочных полетах, авиахимработах и спецприменении ВС работы по встрече выполняют при очередной заправке ВС топливом;

— работы по обеспечению стоянки, (ОС) выполняют в случаях, когда:

продолжительность стоянки ВС превышает заданное ограничение для данного типа ВС и условий его стоянки;

ВС передается для хранения или технического обслуживания;

ВС перемещается на другую стоянку.

Работы по обеспечению вылета (ОВ) выполняют непосредственно перед ка­ждым вылетом, после формы ТО или стоянки ВС.

Назначают следующие формы оперативного ТО:

1. Форма Ар 2. Форма А2. 3. Форма Б.

Допускается исключать отдельные формы оперативного ТО, если конструк­ция ВС или условия его эксплуатации не требуют выполнения работ этих форм ТО.

Обеспечивают следующие общие принципы назначения форм оперативного ТО к выполнению:

1. ТО ВС по форме А, выполняют:

— перед каждым полетом (или после каждой посадки) ВС, если не требуется выполнение более сложной формы ТО;

— при задержке вылета подготовленного к вылету ВС сверх установленного времени (от нескольких часов до одних суток);

— перед полетом после периодического ТО.

При учебно-тренировочных полетах, авиахимработах и спецприменении ВС форму Ai выполняют при очередной заправке ВС топливом.

2. ТО по форме А2 выполняют:

— после выполнения нескольких обслуживаний по форме А| или один раз в су­тки в зависимости от условий применения или суточной наработки ВС;

— в конце летного дня (или перед первым полетом) при учебно-тренировочных полетах, авиахимработах и спецприменении ВС;

— перед полетом после простоя ВС более установленного ограничения (от од­них до нескольких суток), если ВС не устанавливался на хранение;

— перед полетом, после специального ТО или после хранения до 15 суток без консервации двигателя.

3. ТО по форме Б выполняют преимущественно в базовом аэропорту:

— один раз в несколько суток регулярной эксплуатации (при выполнении хотя бы одного полета в сутки), если по наработке (календарному интервалу вре­мени) не требуется выполнять периодическое ТО. Установленный срок мо­жет быть продлен на количество суток простоя ВС, но не более заданного ограничения;

— после заданной наработки (часов или посадок) при учебно-тренировочных полетах, авиахимработах и спецприменении ВС;

— после поступления ВС в авиапредприятие с завода-изготовителя или ре­монтного завода, перед началом эксплуатации;

— перед полетом после хранения.

Допускается уточнение и дополнение принципов назначения всех форм опе­ративного ТО для ВС спецприменения и при выполнении авиахимработ.

Подготовку ВС к использованию по назначению обеспечивают последова­тельным выполнением вспомогательных работ и форм оперативного ТО. При эксплуатации ВС в нормальных условиях могут назначаться следующие виды подготовок к полету:

— после посадки ВС выполняют работы по встрече (ВС), форму А і (А2 или Б) и работы по обеспечению вылета (ОВ);

— после посадки ВС выполняют работы по встрече (ВС), работы по обеспече­нию стоянки (ОС), форму Аі (А2 или Б) и работы по обеспечению вылета (ОВ);

— после посадки ВС выполняют работы по встрече (ВС), форму Ai (А2 или Б) работы по обеспечению стоянки (ОС), а после стоянки работы по обеспече­нию вылета (ОВ).

Виды подготовок ВС могут выполняться комплексно или с разделением во времени вспомогательных работ и оперативных форм.

Периодическое ТО.

Периодическое ТО состоит из работ, объединенных в формы ТО и выпол­няемых по наработке (часов, и при необходимости, посадок) или календарным срокам службы ВС в пределах полного цикла периодического ТО ВС. Перио­дичность форм ТО должна быть единой для ВС, его изделий и оборудования.

Периодические формы ТО могут состоять из работ основной (базовой) фор­мы ТО, выполняемой с установленной минимальной периодичностью, и допол­нительных работ, выполняемых с периодичностью, кратной базовой, необходи­мость выполнения которых впервые появилась или повторилась при данной на­работке ВС. Структуру дополнительных работ поясняет табл. 4.2.

Допускается объединение дополнительных работ в комплексы и назначение нескольких форм ТО кратной периодичности, каждая из которых включает все работы предыдущих форм.

Пример. Ф| — 300 л. ч, Ф2 — 900 л. ч, Ф3- 1800 л. ч.

При наличии межремонтного ресурса (срока службы) ВС полный цикл работ периодического ТО должен устанавливаться равным или кратным межремонт­ному ресурсу (сроку службы) ВС, а при его увеличении периодическое ТО по­полняется дополнительными работами или формами ТО, требуемыми для отра­ботки этого увеличенного ресурса (срока службы).

Каждую работу периодического ТО назначают с начальной периодичностью, равной или кратной базовой, и далее выполняют либо с начальной периодично­стью, либо с другой, равной или кратной базовой, в пределах полного цикла пе­риодического ТО ВС.

Для новых ВС, прошедших ремонт, периодическое ТО в цикле назначают с первой (базовой) формы ТО. Отсчет циклов ведется: для новых ВС — с начала эксплуатации, для ВС, прошедших ремонт — с последнего ремонта. Исчисление наработки (срока службы) ВС для каждой последующей формы ТО ведут от цифр, кратных периодичности базовой формы, независимо от того, с каким до­пуском выполнялась предыдущая форма периодического ТО.

Периодическое ТО выполняют по календарным срокам, если за соответст­вующий период наработка ВС составила менее установленной величины (в про­центах наработки), необходимой для выполнения периодического ТО по нара­ботке. Процентное ограничение для перевода ВС с обслуживания по наработке на обслуживание по календарным срокам устанавливает разработчик ВС с уче­том особенностей конструкции и условий эксплуатации данного типа ВС.

При переводе ВС, ранее обслуживавшегося по наработке, на обслуживание по календарным срокам отсчет календарных периодов ведут от последней вы­полненной по наработке формы периодического ТО и начинают с выполнения по календарному сроку формы ТО, соответствующей следующей за последней выполненной по наработке форме периодического ТО. При возобновлении ин­тенсивной эксплуатации обратный переход на ТО по наработке производят при наработке, соответствующей ближайшей последующей форме периодического ТО по наработке ВС с начала цикла.

Специальное ТО.

Специальное ТО назначают после особых случаев эксплуатации ВС (полета в зоне интенсивной турбулентности; полета с превышением допустимых экс­плуатационных перегрузок; грубой посадки; посадки с превышением допусти­мой посадочной массы; попадания в град, пыльную бурю, шторм на земле; по­падания электрического разряда; столкновения с птицами и др.) или при изме­нении условий эксплуатации (подготовка к сезонной эксплуатации; изменение вариантов применения и др.), определяемых назначением, конструктивными особенностями и условиями эксплуатации ВС данного типа.

ТО при хранении.

ТО при хранении назначают по календарным срокам хранения ВС. ТО при хранении включает:

— работы по подготовке ВС к хранению;

— работы, выполняемые при хранении;

— работы по подготовке ВС к полетам после хранения.

Время хранения ВС учитывают не при отсчете календарных периодов для назначения периодического ТО, а в счет срока службы (межремонтного и назна­ченного) ВС в целом.

Содержание регламента технического обслуживания ВС

В теме «Общие положения» приводят:

■ общие технические требования по выполнению регламентных работ;

■ общие требования по организации и проведению контроля качества выпол­нения регламентных работ;

■ классификацию и кодирование регламентных работ.

Общие технические требования по выполнению регламентных работ уста­навливает разработчик ВС для нормальных условий эксплуатации ВС с учетом его назначения и конструктивных особенностей.

Общие требования по организации и проведению контроля качества выпол­нения регламентных работ устанавливает разработчик ВС в соответствии с дей­ствующими в отрасли положениями о контроле качества. Сюда включают тре­бования по организации контроля, квалификации исполнителей работ, соблюде­нию технологий, аттестации контроля, оформлению документации.

Классификацию и кодирование регламентных работ выполняют с помощью цифровых обозначений работ в соответствии с разделом с указанием особенно­стей применения кодов работ для данного типа ВС.

Тема «Меры безопасности» должна включать сведения по мерам безопасно­сти общего характера, которые необходимо соблюдать при обслуживании ВС в целом, с учетом назначения ВС, его конструктивных особенностей и условий эксплуатации. Меры безопасности при выполнении конкретных регламентных работ приводят в технологических картах.

Тема «Оперативное ТО».

Содержание вспомогательных работ должно обеспечивать встречу, стоянку и вылет ВС и определяется назначением ВС, его конструктивными особенно­стями и условиями эксплуатации.

Вспомогательные работы не включают работы по восстановлению исправ­ности или работоспособности ВС, его систем и оборудования.

Содержание работ оперативных форм ТО должно обеспечивать восстанов­ление исправности ВС до установленных требований технической документа­ции и может включать: подготовительные работы; работы по контролю состоя­ния; работы для обеспечения последующего оперативного использования ВС по назначению; заключительные работы.

В оперативных формах ТО не должно быть работ, связанных с поддержани­ем и восстановлением надежности, необходимость выполнения которых опреде­ляется налетом часов или календарным сроком службы ВС, систем и оборудова­ния. Наличие указанных работ в оперативных формах ТО допускают временно, с последующим изменением условий эксплуатации или конструкции ВС.

Тема «Периодическое ТО».

Содержание периодического ТО должно определяться изменением техниче­ского состояния систем, изделий и оборудования ВС при отработке ресурсов (сроков службы) и обеспечивать надежную и безопасную эксплуатацию ВС в реальных условиях.

В периодическое ТО включают работы, выполнение которых определяется нале­том или календарным сроком службы, а при необходимости и числом посадок ВС. Содержание периодического ТО определяют работы по:

— контролю и диагностированию состояния;

— поддержанию и восстановлению надежности;

— обеспечению отработки ресурсов и сроков службы;

— обеспечению требуемых качеств рабочих тел и покрытий, восстановлению внешнего вида и интерьера бытового оборудования.

Работы периодического ТО должны иметь конкретную целевую направлен­ность на обеспечение и поддержание безопасности, надежности и регулярности эксплуатации ВС или устранять изменения технического состояния систем, из­делий и оборудования, связанные с наработкой или календарным сроком экс­плуатации ВС.

В периодическом ТО не должно быть работ, выполняемых в целях испыта­ний, доработок и модернизации систем, изделий и оборудования ВС, а также ра­бот, не имеющих конкретной целевой направленности.

Тема «Специальное ТО».

Содержание работ специального ТО должно определяться перечнем воз­можных неисправностей, вызванных попаданием ВС в особые случаи эксплуа­тации в полете и на земле.

Работы специального ТО должны обеспечивать восстановление исправного (работоспособного) состояния ВС, соответствующего требованиям нормальной эксплуатации данного типа ВС.

В теме «Специальное ТО» должны быть перечислены все особые случаи эксплуатации с указанием допускаемых величин параметров, при превышении которых назначаются работы по специальному ТО. Должны также приводиться пояснения, правила, графики и т. д., необходимые для определения фактических величин этих параметров и условий назначения специального ТО.

Тема «ТО при хранении».

Содержание работ ТО при хранении должно определяться перечнем воз­можных неисправностей, вызванных воздействием окружающей среды при дли­тельном календарном сроке хранения ВС.

Работы по хранению должны обеспечивать поддержание технического со­стояния ВС при перерывах в летной эксплуатации.

Тема «Приложения к РО».

Приложения к РО могут включать:

типовые технологические графики подготовки одиночного ВС при опера­тивном ТО;

■ карты и таблицы смазок;

■ перечень запломбированных мест, подлежащих контролю при ТО (включая перечень регулировочных точек, регулировка которых в эксплуатации за­прещена);

■ перечень изделий, после замены, регулировки или ремонта которых необхо­димо произвести контрольный полет;

■ размещение люков ВС;

■ перечень однотипных изделий, место установки которых отмечается в пас­портах изделий и формуляре ВС;

■ перечень изделий, на которые есть ссылка в РО, с самостоятельным руково­дством (инструкцией) по технической эксплуатации;

■ регламенты ТО нештатного оборудования.

Допускается исключение отдельных приложений к РО или введение допол­нительных приложений.

Указанные принципы формирования регламента ТО, а также правила оформления, утверждения и внесения изменений в РО отражены в отраслевом стандарте ОСТ 5430054-88. Система ТОиР АТ. Регламент технического обслу­живания самолета (вертолета).