ГИРОСКОПИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ. Комбинированный прибор ДА-ЗОК
II азначение
ДА-ЗОК предназначен для измерения вертикальной скорости вертолета, а также для указания скольжения и правильного выполнения разворота вокруг вертикальной оси.
ДА-ЗОК является комбинированным прибором, состоит из указателя поворота, указателя скольжения и вариометра. Прибор установлен на приборной доске летчика и включается совместно с АГР-74В выключателем АГР, ДА-ЗОК на верхнем пульте.
Основные данные
1. Чувствительность указателя поворота при плоском развороте с угловой скоростью 0,8°/с — (4±2)°.
2. Погрешность указателя поворота при кренах 15, 30 и 40° с угловой скоростью разворота соответственно 1,3; 2,9; 5°/с±2°.
3. Допустимые погрешности показаний вариометра на отметках шкалы:
— на 0 ±1 м/с;
— на 4 ±2 м/с;
— на 30 ±3,5 м/с.
Авиагоризонт ЛГР-74В
Назначение
АГР-74В предназначен для определения и индикации углов крена и тангажа относительно плоскости горизонта. АГР-74В является резервным авиагоризонтом и установлен на приборной доске летчика.
Основные данные
1. Авиагоризонт обеспечивает определение и индикацию углов крена до 360° и тангажа до 85°.
2. Погрешность в показаниях:
— в установившемся режиме горизонтального полета — не более ±1,5°;
— после выполнения виражей и разворотов с угловой скоростью не /менее 0,3°/с, а также после разгона и торможения — не более 5°.
3. Время готовности авиагоризонта к работе — 3 мин.
4. Питание прибора — 36 В 400 Гц.
Включение прибора осуществляется выключателем АГР, ДА-30 на верхнем пульте.
Принцип действия
Принцип действия авиагоризонта основан на свойстве трехстепенного гироскопа, корректируемого жидкостными маятниковыми переключателями, выдерживать направление истинной вертикали.
Основными элементами прибора являются:
1. Гиросистема, состоящая из трехстепенного гироскопа, корректирующего механизма и механизма отключения коррекции.
2. Система арретирования, предназначенная для быстрого приведения гироскопа в рабочее состояние. Арретиро — вание осуществляется вытягиванием ручки на себя.
ч „ .3. Система индикации. В авиагоризонте применена индикация типа «вид е самолета на землю». Она включает подвижные элементы (картушку со шкалой тангажа и экран с индексом крена) и неподвижные элементы (силуэт самолета и шкалу крена), рис. 22.3.
4. Система поправок угла тангажа. Ручка управления Сйбтемой поправок угла тангажа является одновременно и ручкой арретира.
5. Система контроля исправности авиагоризонта, предназначенная для сообщения летчику о неисправностях прибора: снижении оборотов гиромотора, отсутствии питания, обрыве любой из фаз, сигнализации заарретироваино — го состояния гироскопа. Во всех случаях наблюдается выпадание флажка на лицевой части панели.