ГИРОСКОПИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ. Комбинированный прибор ДА-ЗОК

II азначение

ДА-ЗОК предназначен для измерения вертикальной ско­рости вертолета, а также для указания скольжения и пра­вильного выполнения разворота вокруг вертикальной оси.

ДА-ЗОК является комбинированным прибором, состоит из указателя поворота, указателя скольжения и вариомет­ра. Прибор установлен на приборной доске летчика и включается совместно с АГР-74В выключателем АГР, ДА-ЗОК на верхнем пульте.

Основные данные

1. Чувствительность указателя поворота при плоском развороте с угловой скоростью 0,8°/с — (4±2)°.

2. Погрешность указателя поворота при кренах 15, 30 и 40° с угловой скоростью разворота соответственно 1,3; 2,9; 5°/с±2°.

3. Допустимые погрешности показаний вариометра на отметках шкалы:

— на 0 ±1 м/с;

— на 4 ±2 м/с;

— на 30 ±3,5 м/с.

Авиагоризонт ЛГР-74В

Назначение

АГР-74В предназначен для определения и индикации углов крена и тангажа относительно плоскости горизонта. АГР-74В является резервным авиагоризонтом и установлен на приборной доске летчика.

Основные данные

1. Авиагоризонт обеспечивает определение и индикацию углов крена до 360° и тангажа до 85°.

2. Погрешность в показаниях:

— в установившемся режиме горизонтального полета — не более ±1,5°;

— после выполнения виражей и разворотов с угловой скоростью не /менее 0,3°/с, а также после разгона и тормо­жения — не более 5°.

3. Время готовности авиагоризонта к работе — 3 мин.

4. Питание прибора — 36 В 400 Гц.

Включение прибора осуществляется выключателем АГР, ДА-30 на верхнем пульте.

Принцип действия

Принцип действия авиагоризонта основан на свойстве трехстепенного гироскопа, корректируемого жидкостными маятниковыми переключателями, выдерживать направле­ние истинной вертикали.

Основными элементами прибора являются:

1. Гиросистема, состоящая из трехстепенного гироскопа, корректирующего механизма и механизма отключения кор­рекции.

2. Система арретирования, предназначенная для быст­рого приведения гироскопа в рабочее состояние. Арретиро — вание осуществляется вытягиванием ручки на себя.

ч „ .3. Система индикации. В авиагоризонте применена ин­дикация типа «вид е самолета на землю». Она включает подвижные элементы (картушку со шкалой тангажа и эк­ран с индексом крена) и неподвижные элементы (силуэт самолета и шкалу крена), рис. 22.3.

4. Система поправок угла тангажа. Ручка управления Сйбтемой поправок угла тангажа является одновременно и ручкой арретира.

5. Система контроля исправности авиагоризонта, пред­назначенная для сообщения летчику о неисправностях прибора: снижении оборотов гиромотора, отсутствии пита­ния, обрыве любой из фаз, сигнализации заарретироваино — го состояния гироскопа. Во всех случаях наблюдается вы­падание флажка на лицевой части панели.