Якорные стоянки
Постоянные якорные стоянки предназначаются для хранения гидросамолетов на воде в условиях основной базы — гидроаэропорта. Исходя из этого, устройство/их должно обеспечивать надежное хранение гидросамолетов при волне и ветре, а также удобство подхода и крепления.
Якорные стоянки оборудуются или бочками или крестовинами, поставленными на мертвых якорях. И то и другое
устройство должно быть выполнено так, чтобы при постановке гидросамолет не мог повредить себе лодки или поплавки.
В зависимости от маневренных качеств гидросамолета на воде обычно применяются следующие виды якорных стоянок:
а) бочки или крестовины, поставленные независимо друг от друга (гидросамолет подходит и швартуется непосредственно к ним);
б) бочки или крестовины, соединенные тросом; гидросамолет выходит на этот трос, при этом кто-либо из состава экипажа, взяв его крюком, перетягивает гидросамолет к бочке или крестовине (как это показано на рис. 129). Иногда бочки расставляют так, что получается так называемая ловушка (рис. 130). При таком размещении бочек, если на гидросамолете
Рис. 131. Бочка для якорной стоянки: |
а — резиновые камеры, наполненные воздухом; б — железная бочка |
не успели своевременно ухватиться крюком за канат, гидросамолет обязательно будет дрейфовать на другой канат, поймав который крюком или кошкой можно будет перетянуть гидросамолет и стать на бочку.
Обычно бочка представляет собой полый металлический шар диаметром около 1,0 м (рис. 131); через бочку пропускается насквозь железный стержень, имеющий на обоих концах
по рыму с вертлюгами. За верхний рым крепится гидросамолет, а за нижний — бридель мертвого якоря. Бочка должна быть герметична для обеспечения необходимой пловучести.
Для того чтобы предохранить гидросамолет от повреждений при касании его о бочку, она/ обивается мягким кранцем или снабжается резиновыми подушками, наполненными воздухом. Подушки в данном случае можно сделать из старых кам< р пневматикой самолетных колес.
Крестовины представляют собой легкий деревянный крест, который соединен пеньковым концом с поплавком, находящимся под водой на такой глубине, чтобы гидросамолет не смог его
задеть при рулежке. Задача поплавка удержать на весу тяжелый бридель мертвого якоря (рис. 132); от поплавка для крепления гидросамолета идет трос.
Английская авиационная фирма Шорт выпустила буй для
в отличие от прежних металлических буев представляет собой резиновый шар, надутый воздухом. Преимущества его состоят в том, что при столкновении с ним гидросамолета последний не испыты-
Рнс. 134. Адмиралтейский якорь |
вает вредного удара. С другой стороны, такие буи могут быть использованы для нанесения границ акватории, так как видимость их с воздуха вполне достаточна. Диаметр буя примерно
Рис. 135. Сегиенго-
вндиый якорь
70—80 см. На. рис. 133 показан такой буй, подвешенный на якорной цепи, от которой проходят усы для швартовки гидросамолета. Шар буя окаймлен металлическим прутом, за который можно держаться крюком, пока усы буя не будут извлечены из воды.
С точки зрения удобства эксплоатации для устройства ловушек целесообразно применять бочки, так как они, обладая достаточной пловучестъю, в состоянии поддерживать на должной глубине систему’тросов, образующих ловушку. Для одиночных
стоянок удобны буи Шорта, но лишь там, где вода не действует вредно на резину.
Расстановка бочек должна быть организована так, чтобы обеспечить гидросамолету возможность стать по ветру в любом направлении, как это было указано в главе IV части I.
Для установки бочек и кресто — . вин можно применять мертвые якоря. На рис. 134 показан обыкновенный адмиралтейский якорь, у которого срезана одна лапа, чтобы гидросамолет не мог за нее задеть. На рис. 135 изображен сегментовидный якорь с выемкой в нижней части. Такие якоря особенно хороши в мягком грунте, благодаря тому, что они крепко всасываются в него; для каменистого грунта такие якоря не пригодны.
На рис. 136 изображен грибовидный якорь; его нижняя часть представляет сегмент, которым якорь зарывается в грунт.
Мертвые якоря укладываются на место краном или килектором. От мертвых якорей идут цепи, называемые бриделями, на которых стоят бочки, или концы их крепятся к крестовинам при помощи троса.
На рис. 137 и 138 показан якорь Мичельса, держащая сила которого особенно велика, но он годен только для мягкого грунта, в который ввертывается при помощи рычага с несколькими стержнями, вставленными друг в друга, и в отверстие в голове якоря.
В том случае если мертвый якорь нельзя укрепить в дно, можно рекомендовать бочку ставить на несколько якорей. Показанная на рис. 139 схема расположения якорей несколько
неудобна тем, что нельзя растянуть цепь так туго по грунту, чтобы нижняя центральная скоба неизменно оставалась на постоянном месте. В этом отношении удобнее якоря располагать, как показано на рис. 140 и 141.
Рис. 140. Схема расположения якореЕ |