Якорные стоянки

Постоянные якорные стоянки предназначаются для хранения гидросамолетов на воде в условиях основной базы — гидроаэро­порта. Исходя из этого, устройство/их должно обеспечивать на­дежное хранение гидросамолетов при волне и ветре, а также удобство подхода и крепления.

Якорные стоянки оборудуются или бочками или кресто­винами, поставленными на мертвых якорях. И то и другое

Якорные стоянкиустройство должно быть вы­полнено так, чтобы при по­становке гидросамолет не мог повредить себе лодки или поплавки.

Якорные стоянки

В зависимости от маневренных качеств гидросамолета на воде обычно применяются следующие виды якорных стоянок:

а) бочки или крестовины, поставленные независимо друг от друга (гидросамолет подходит и швартуется непосредственно к ним);

б) бочки или крестовины, соединенные тросом; гидросамолет выходит на этот трос, при этом кто-либо из состава экипажа, взяв его крюком, перетягивает гидросамолет к бочке или крестовине (как это показано на рис. 129). Иногда бочки рас­ставляют так, что получается так называемая ловушка (рис. 130). При таком размещении бочек, если на гидросамолете

Якорные стоянки

Рис. 131. Бочка для якорной стоянки:

а — резиновые камеры, наполненные воздухом; б — железная бочка

Подпись: Рнс. 132. Крестовина для якорной стоянки: л — крестовина; б — трос; в — мягкая обшивка; г — пеньковый трос; д — поплавок; е — вертлюг; ж — цепь-бридель; з — мерті ыit якорь не успели своевременно ухва­титься крюком за канат, гидро­самолет обязательно будет дрей­фовать на другой канат, поймав который крюком или кошкой можно будет перетянуть гидро­самолет и стать на бочку.

Обычно бочка представляет собой полый металлический шар диаметром около 1,0 м (рис. 131); через бочку пропу­скается насквозь железный стер­жень, имеющий на обоих концах

по рыму с вертлюгами. За верхний рым крепится гидросамолет, а за нижний — бридель мертвого якоря. Бочка должна быть гер­метична для обеспечения необходимой пловучести.

Для того чтобы предохранить гидросамолет от повреждений при касании его о бочку, она/ обивается мягким кранцем или снабжается резиновыми подушками, наполненными воздухом. Подушки в данном случае можно сделать из старых кам< р пневматикой самолетных колес.

Крестовины представляют собой легкий деревянный крест, который соединен пеньковым концом с поплавком, находящимся под водой на такой глубине, чтобы гидросамолет не смог его

задеть при рулежке. Задача поплавка удержать на весу тяже­лый бридель мертвого якоря (рис. 132); от поплавка для крепле­ния гидросамолета идет трос.

Английская авиационная фирма Шорт выпустила буй для

Подпись: причала гидросамолетов, который в отличие от прежних метал­лических буев представляет собой резиновый шар, наду­тый воздухом. Преимущества его состоят в том, что при столкновении с ним гидроса­молета последний не испыты-

Якорные стоянки

Рнс. 134. Адмиралтейский якорь

Якорные стоянки

вает вредного удара. С другой стороны, такие буи могут быть использованы для нанесения границ акватории, так как види­мость их с воздуха вполне достаточна. Диаметр буя примерно

Рис. 135. Сегиенго-
вндиый якорь

70—80 см. На. рис. 133 показан такой буй, подвешенный на якор­ной цепи, от которой проходят усы для швартовки гидросамолета. Шар буя окаймлен металлическим прутом, за который можно дер­жаться крюком, пока усы буя не будут извлечены из воды.

С точки зрения удобства эксплоатации для устройства лову­шек целесообразно применять бочки, так как они, обладая достаточной пловучестъю, в состоянии поддерживать на должной глубине систему’тросов, образующих ловушку. Для одиночных

Подпись: Рис. 138. Якорь Мичельса: а — якорь; б — бридель; в — пеньковый канат; г — воплавок стоянок удобны буи Шорта, но лишь там, где вода не действует вредно на резину.

Расстановка бочек должна быть организована так, чтобы обеспечить гидросамолету возможность стать по ветру в любом направлении, как это было указано в главе IV части I.

Для установки бочек и кресто — . вин можно применять мертвые якоря. На рис. 134 показан обык­новенный адмиралтейский якорь, у которого срезана одна лапа, чтобы гидросамолет не мог за нее задеть. На рис. 135 изображен сег­ментовидный якорь с выемкой в нижней части. Такие якоря особенно хороши в мягком грунте, благодаря тому, что они крепко всасываются в него; для каменистого грунта такие якоря не пригодны.

На рис. 136 изображен грибовидный якорь; его нижняя часть представляет сегмент, которым якорь зарывается в грунт.

Якорные стоянки

Мертвые якоря укладываются на место краном или килекто­ром. От мертвых якорей идут цепи, называемые бриделями, на которых стоят бочки, или концы их крепятся к крестовинам при помощи троса.

На рис. 137 и 138 показан якорь Мичельса, держащая сила которого особенно велика, но он годен только для мягкого грунта, в который ввертывается при помощи рычага с несколь­кими стержнями, вставленными друг в друга, и в отверстие в голове якоря.

В том случае если мертвый якорь нельзя укрепить в дно, можно рекомендовать бочку ставить на несколько якорей. По­казанная на рис. 139 схема расположения якорей несколько

неудобна тем, что нельзя растянуть цепь так туго по грунту, чтобы нижняя центральная скоба неизменно оставалась на по­стоянном месте. В этом отношении удобнее якоря располагать, как показано на рис. 140 и 141.

Якорные стоянки

Рис. 140. Схема расположения якореЕ