ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЛИНУ ПРОБЕГА

Посадочные характеристики самолета зависят от многих экс­плуатационных и конструктивных факторов. К конструктивным факторам относятся нагрузка иа крыло, аэродинамическое каче­ство, эффективность тормозных устройств, тип шасси, количества и расположение двигателей, давление в пневматиках колес и др Длина пробега самолета зависит от ряда эксплуатационных факторов Некоторые из них зависят от пилота Этот угол атаки, выдерживание глиссады, скорости опускания колес носовой опоры шасси, степень торможения и др.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЛИНУ ПРОБЕГА

Другие факторы не зависят от пилота К ним относятся поса­дочная масса самолета, температура п давление атмосферного воздуха, направление и скорость ветра, уклон и состояние ВПП и Др — При увеличении посадочной массы самолета длина пробега увеличивается пропорционально увеличению его массы

Температура и давление атмосферного воздуха определяют его плотность, от которой зависит посадочная скорость Чем больше плотность воздуха, тем меньше длина пробега.

При наличии уклона ВПП от действия посадочной массы само­лета будет возникать дополнительная ускоряющая или замедляю­щая сила, так как величина mg раскладывается на две составля­ющие. Если пробег самолета происходит в направлении уклона, то длина пробега возрастает; при пробеге иа уклон она уменьшается На влажной и мокрой ВПП величина силы сопротивления ка­чения колес возрастает, а сила сцепления колес при торможении падает (в сравнении с сухим покрытием) Так как второй фактор при этом влияет более эффективно, то при посадке на влажную и мокрую ВПП длина пробега увеличивается

При посадке со встречным ветром длина пробега будет меньше, так как величина путевой посадочной скоростн уменьшается иа величину встречной составляющей скорости ветра. При попутном ветре длина пробега увеличивается.

Длину пробега для различных эксплуатационных условий по­садки, отличающихся от стандартных, можно определить по мето­дике, аналогичной для определения длины разбега. Так как ана­литический расчет длины пробега или посадочной дистанции очень сложен н требует большого количества расчетов, то для облегче­ния и ускорения определения длины посадочной дистанции или длины пробега широко применяются специальные номограммы.