«Зависание» частоты вращения ротора двигателя

Зависание частоты вращения ротора двигателя мо­жет происходить на земле и в полете, на различных режимах работы двигателя. Сущность этого дефекта заключается в том, что в процессе открытия дроссель­ного крана частота вращения, достигнув определенной величины, остается постоянной, несмотря на то, что пе­ремещение РУД на увеличение режима продолжается. «Зависание» на различных режимах вызывается раз­ными неисправностями. Наиболее характерными из них являются:

заклинивание во втулке иглы распределителя. топ­лива вследствие попадания в зазор между ними посто­ронних частиц;

разрушение (прорыв) мембраны клапана автомата приемистости вследствие ее некачественного изготовле­ния (подрезка, утонение материала) и снижения проч­ностных свойств в процессе эксплуатации из-за высо­ких температур подводимого воздуха. В настоящее вре­мя подводимый в мембранную полость воздух охлаж­дается в топливовоздушном теплообменнике;

нарушение герметичности воздушной полости авто­матического распределителя топлива из-за усадки прок­ладки корпуса автомата приемистости или недостаточно­го подвода воздуха в эту полость вследствие ослабления затяжки гаек крепления трубки подвода воздуха к ав­томату приемистости. Недостаточный подвод воздуха к автомату приемистости может быть из-за появления трещин на трубке подвода воздуха вследствие воздей­ствия вибрационных напряжений при наличии концент­ратора в месте припайки трубки к штуцеру, а также вследствие наличия остаточных напряжений, возникаю­щих в’материале трубки от подгибки при монтаже.

Недостаточный подвод воздуха к автомату приеми­стости может происходить также из-за замерзания вла­ги в трубке, обледенения и засорения воздушного фильтра, чему способствует скопление пыли и влаги в корпусе фильтра в результате неправильной установ­ки чашки (дренажным отверстием кверху);

нарушение характеристики распределителя топлива по проливке — уменьшение расхода через основной канал. Это уменьшение является следствием усадки ре­зиновых уплотнительных колец разъема корпуса рас­пределителя с фигурной крышкой и втулки распреде­лителя;

«зависание» максимальной частоты вращения рото­ра двигателя с подъемом на высоту происходит из-за изменения жесткости диафрагмы высотного компенса­тора;

заедание золотника автомата приемистости распре­делителя топлива в положении на слив, попадание по­сторонних частиц под клапан ограничителя максималь­ной частоты вращения топливного насоса или под кла­пан баростата.

Во всех случаях «зависания» частоты вращения в полете необходимо включить изолирующий клапан, прекратить выполнение задания и произвести посадку, после чего выявить причину неисправности и устра­нить ее.

Из рассмотрения отказов топливной системы и сис­темы регулирования можно сделать вывод, что боль­шинство из них является следствием попадания в систе­му посторонних частиц.

Исследования и опыт эксплуатации показывают, что наибольшую опасность для топливной системы пред­ставляют частицы размером от 10 до 50 мкм, которых в агрегатах содержится всего 0,08… 0,4% от общего ко­личества посторонних частиц, не задерживаемых топ­ливными фильтрами.

С увеличением наработки происходит значительное увеличение количества таких частиц. Поэтому регла­ментом технической эксплуатации предусмотрена пе­риодическая проливка на батист плунжерных насосов для резкого уменьшения количества этих частиц в топ­ливной системе двигателя.

Источниками загрязнения топлива являются:

механические примеси (до 0,005%) в самом топли­ве, не задерживаемые фильтром на входе;

продукты износа подвижных деталей агрегатов систе­мы заправки и агрегатов топливной системы самолета;

механические частицы, попадающие через горлови­ны топливных баков при заправке и через дренажную систему;

посторонние частицы, попадающие при выполнении

регламентных работ, при демонтаже и монтаже агре­гатов и трубопроводов топливной системы самолета и двигателя.

В частях, эксплуатирующих двигатели, необходимо строго выполнять требования по проливне плунжерных насосов, обеспечивать чистоту рабочих мест на участ­ках работы с топливной аппаратурой и исключить воз­можность попадания посторонних частиц в топливную систему самолета и двигателя. Систематически контро­лировать чистоту полостей емкостей, магистралей и исправность средств заправки, обращая особое внима­ние на состояние каркасной сетки фильтра.