Службы авиационной безопасности

Задача защиты от незаконного вмешательства достаточно многогранна и специфична. Она требует специальной подготовки и специфического обучения.

У нас в стране в Советские времена эти функции делили между собой органы милиции при аэропортах (досмотр, охрана порядка и т. п.) и команды ВОХР авиапредприятий (охрана режимной территории, ВС и т. д.).

Причем каждая из сторон считала часть функций для себя побочной (милиция — досмотр пассажиров; ВОХР — контроль за пассажирами в режимной зоне и т. п.). Естественно действенной системы охраны не получалось.

В 1994 г. (пр. МТ РФ № 76 от 17.10.94 г.) были созданы Службы авиационной безопасности (САБ) аэропортов и авиакомпаний, которые полностью взяли на себя функции защиты авиации от незаконного вмешательства.

Это самостоятельные структурные единицы авиапредприятий (в Азербайджане даже самостоятельное предприятие, охраняющее все 18 аэропортов Государства), действующие на основе ВК РФ и законодательства.

Они в необходимых рамках взаимодействуют с органами МВД и ФСБ аэропортов при решении вопросов, отнесенных к их компетенции.

Например: сдать задержанного нарушителя режима в милицию для возбуждения уголовного дела; сообщить в ФСБ о захвате ВС для принятия силовых мер (операция “Набат”).

При этом за подразделениями ВОХР вооруженных служебным оружием остаются функции охраны территории и периметрового ограждения аэропорта. ВОХР в оперативном отношении подчиняется начальнику САБ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 897 от 30.07.94 г. Региональные управления несут ответственность за АБ предприятий (руководство САБ согласовывается с РУ).

Численный состав и структура САБ зависит от объема работ, выполняемых аэропортом, видов этих работ, размеров территории и т. д.

(Например в Шереметьево-2, “Аэрофлот — Российские международные авиалинии» САБ имеет спец. отдел из 15 человек для “диагностики, обследования, локализации, транспортировки и разрушения взрывоопасных предметов”, т. е. взрывотехников).

Финансовое и материально-техническое обеспечение САБ возлагается на руководство аэропорта (авиапредприятия).

Следует отметить, что если в аэропорту базируется несколько авиакомпаний, то каждая из них имеет свою САБ и существует договор о разграничении ответственности между САБ аэропорта и авиакомпаний.