Особенности вертолетовождения. на предельно малых высотах

К полетам на предельно малых высотах относятся полеты, вы­полняемые на высотах до 200 м над рельефом местности или вод­ной поверхностью. Нижняя граница предельно малых высот зави­сит от типа вертолета и условий выполнения полета. Для легких вертолетов при выполнении полетов днем в простых метеорологи­ческих условиях над равнинной местностью нижняя граница пре­дельно малых высот устанавливается 15—30 м, для средних вер­толетов — 30—50 м, ночью для всех типов вертолетов — не менее 150 м. При полетах на предельно малых высотах резко снижается (или полностью исключается) воздействие средств ПВО против­ника, а также достигается тактическая внезапность и скрытность вывода вертолетов на заданные объекты (цели).

Вертолетовождение на предельно малых вы­сотах имеет свои особенности и характеризу­ется:

— трудностью ведения визуальной ориентировки;

— уменьшением дальности действия связных радионавигацион­ных средств;

— сокращением дальности и продолжительности полета верто­лета;

— изменчивостью скорости и направления ветра в зависимости от рельефа местности;

— опасностью столкновения вертолета с птицами;

— усложнением техники пилотирования вертолетом.

Трудность ведения визуальной ориентировки обусловливается

перспективным наблюдением ориентиров, уменьшением дальности видимости и сокращением времени их наблюдения.

Перспективное наблюдение ориентиров приводит к искажению их видимых форм и размеров, что затрудняет их опознавание и создает непросматриваемые участки местности.

На предельно малых высотах значительно сокращается даль­ность видимости ориентиров и видимого горизонта. Дальность ви­димости ориентиров зависит от метеорологических условий, осве­щенности рельефа местности и составляет в среднем 0,7 метеоро­логической (горизонтальной) видимости. Дальность видимого го­ризонта при полетах на предельно малых высотах над равнинной местностью с учетом средней рефракции показана в табл. 16.2.

При хорошей видимости с предельно малых высот над равнин­ной местностью крупные населенные пункты видны с расстояния

Параліетр

Высота полета

* м

10

30

50

100

200

Дальность видимого горизон­та, км

12,1

21,0

27,1

38,3

54,2

Подпись: Рис. 16.1. Влияние экранирующих препятствий на определение дальности об« наружения объекта

10—15 км, мелкие — 4—10 км, реки, дороги — 3—6 км. Следова­тельно, с предельно малых высот хорошо просматриваются ориен­тиры в радиусе 4—10 км. Если ориентиры от линии пути удалены

Подпись: Дв=Дц Подпись: Н отії А Н преп Подпись: (16.1)

более 6—8 км, то визуальная ориентировка усложняется. Даль­ность видимости объектов в пересеченной холмистой местности значительно сокращается вследствие влияния экранирующих пре­пятствий (рис. 16.1). Из рисунка видно, что

где Дв— дальность видимости объекта;

Дц—расстояние от объекта до экранирующего препятствия;

Нотн—относительная высота полета;

АЯпреп— высота экранирующего препятствия.

Дальность применения связных и радионавигационных средств, работающих в УКВ диапазоне, значительно сокращается и надеж­но осуществляется только в пределах геометрической видимости между антеннами (табл. 16.3).

Дальность действия РНС, работающих на средних и длинных волнах, уменьшается незначительно, так как средние и длинные волны легко огибают земную поверхность и рельеф местности.

Высота полета, м

Дальность действия средств связи и РНС, км

КРС

АРП

РЛС

РСБН

50

25

20

Не видно

25

100

40

35

30

35

200

601

50

45

50

На предельно малых высотах дальность и продолжительность полета (тактический радиус) сокращаются вследствие увеличения расхода топлива, вызванного двумя основными факторами: во-пер­вых, на предельно малой высоте увеличивается часовой расход топлива; во-вторых, увеличивается пролетаемое вертолетом рассто­яние за счет выполнения полета по траектории, огибающей рельеф местности. Дальность полета на предельно малых высотах сокра­щается примерно на 15% относительно дальности полета на средних высотах.

Изменчивость скорости и направления ветра в приземных сло­ях значительно оказывает влияние на точность вертолетовождения. Изменчивость ветра вызывается рельефом местности и различным прогревом подстилающей поверхности.

Полеты на предельно малых высотах выполняются по траек­тории, огибающей рельеф местности и препятствия на ней (высо­ковольтные линии электропередачи, ретрансляционные вышки, от­дельные деревья и др.), что, естественно, затрудняет технику пи­лотирования, так как трудно одновременно пилотировать вертолет и вести наблюдение за ориентирами и препятствиями на местности. Близость земли создает высокое нервно-психическое напряжение, утомляет летчика, что в свою очередь ведет к увеличению числа ошибок в выполнении различных операций по управлению верто­летом и в работе с навигационно-пилотажным оборудованием, а это в конечном счете снижает точность вертолетовождения.

Для полетов на предельно малых высотах используют карты масштаба 1 : 200 000, так как на них более подробно и наглядно показаны характерные особенности рельефа местности, отдельные точечные, линейные и площадные ориентиры. Более детальное изу­чение ориентиров местности и целей производится по картам более крупного масштаба.

Маршрут полета, как правило, выбирается в стороне от насе­ленных пунктов, предприятий, зон отдыха трудящихся и с на­именьшим количеством изломов. За основные точки маршрута выбирают небольшие водоемы, изгибы рек, точки пересечения линейных ориентиров, опушки леса, точечные ориентиры и харак­терные формы рельефа. Предпочтение следует отдавать ориенти­рам, имеющим вертикальные размеры, обладающие хорошей конт-

растностью и не экранируемые препятствиями. Во всех случаях за ИПМ, КПМ следует выбирать РНТ аэродрома вылета. Длина участков маршрута выбирается не более 50 км, а контрольные ориентиры намечаются через 15—30 км. В качестве КО могут быть взяты линейные ориентиры, пересекающие ЛЗП под углом, близким к 90°. Контрольный этап для определения угла сноса и путевой скорости в полете намечается заранее и не должен превы­шать 15—20 км. Прокладка маршрута на полетной карте произво­дится по общим правилам с учетом радиуса разворота. Для конт­роля и исправления пути на каждом участке маршрута у контроль­ного ориентира наносится разметка боковых уклонений.

При изучении рельефа местности, искусственных и естественных препятствий вычерчивается профиль рельефа и профиль полета по участкам маршрута с показом основных превышений и искусствен­ных препятствий (рис. 16.2). При подготовке к полету необходимо

Особенности вертолетовождения. на предельно малых высотах

рассчитать и нанести на карту рубежи набора высоты для огиба­ния искусственных или естественных препятствий. Удаление рубе­жа начала набора высоты определяется по формуле

5Руб = (ДЯ+15 +<»«,) Г. (16.2)

где Зруб—удаление рубежа начала набора высоты;

АН— разница между высотой препятствия и высотой полета; 15 — безопасное превышение над препятствием в момент пролета;

Ув— вертикальная возможная скорость набора высоты в зависимости от полетной массы вертолета; ібез— безопасное время, учитывающее приемистость двигате­лей, (обычно /без=10 с);

W— путевая скорость.

Удаление рубежа набора высоты в зависимости от путевой ско­рости и высоты препятствия можно определить по графику (рис. 16.3).

Особенности вертолетовождения. на предельно малых высотах

При изучении радионавигационных средств особое внимание уделяется их расположению, характеру работы, а также дальности их применения в зависимости от высоты полета. Наземные радио­навигационные средства выбираются вблизи линии пути. Для контроля пути по дальности линии радиопеленгов должны пересе­кать линию пути под углом 60—120°, а для контроля пути по нап­равлению радионавигационные средства выбираются на линии пути или в створе ее.

Метеорологическая обстановка изучается по всему маршруту. Особое внимание обращается на погоду в районе цели и возмож­ность ее изменения за время полета. При подготовке к полету изу­чается орнитологическая обстановка в полосе маршрута с выявле­нием районов массового гнездования птиц и маршрутов их пере­лета.

Полет по маршруту на предельно малых высотах, контроль пути и определение места вертолета осуществляются по общим правилам вертолетовождения. Выход на ИПМ, ЛЗП выполняется с курсом, рассчитанным по известному ветру, и контролем визу­ально. В полете на предельно малых высотах необходимо непре­рывно вести визуальную ориентировку и постоянно наблюдать за земной поверхностью и препятствиями на ней, что практически исключает возможность использования счетных и измерительных инструментов. Поэтому важное значение имеют глазомерные опре­деления направлений и расстояний на местности и расчет навига­ционных элементов в уме. Визуальная ориентировка в полете ве­дется от ориентира к ориентиру с ожиданием их появления. Если

в расчетное время ориентир не появляется, необходимо, увеличить высоту полета до 150—200 м, найти его, опознать, произвести исправление пути и снова занять заданную высоту полета. Сли­чение карты с местностью ведется по правилу от карты к местнос­ти, т. е. сначала изучаются характерные ориентиры на карте, а затем по этим признакам отыскивают ориентир на местности. Не следует допускать больших уклонений вертолета от линии задан­ного пути, а после обнаружения уклонения необходимо своевремен­но исправлять курс для выхода на линию пути или очередной по­воротный пункт маршрута. Контроль и исправление пути по нап­равлению производится глазомерно или используется разметка боковых уклонений на участках маршрута.

Ведение визуальной ориентировки в полете на предельно малых высотах может распределяться так: командир экипажа

ведет общую визуальную ориентировку по основным характерным ориентирам, а летчик-штурман (оператор) детальную. Местона­хождение вертолета контролируется с использованием автомати­зированных систем счисления пути и радионавигационных средств. Для улучшения условий определения радиопеленга применяется маневр «подскок», т. е. кратковременный набор высоты до 150— 200 м.

Направление и скорость ветра в полете определяются по путе­вой скорости и углу сноса, измеренным на контрольном этапе или с помощью ДИСС. В районе посадочных площадок ветер у земли уточняется по местным признакам: перемещению дыма, пыли, наклону деревьев и посевов, направлению наката волн на водое­мах и реках.

Выход вертолета на цель (площадку десантирования), как пра­вило, производится от исходного ориентира по курсу и времени с контролем визуально. Для более раннего обнаружения цели (пло­щадки десантирования) на исходный ориентир вертолет выводится на высоте 150 м. При низкой облачности высота полета выдержи­вается не менее 50 м ниже нижней границы облаков.

В основе пилотирования вертолета на предельно малых высо­тах днем лежат правила визуального полета с контролем по при­борам, ночью — правила полета по приборам с контролем визуаль­но. Высота полета определяется и выдерживается днем визуально с контролем по радио — и барометрическому высотомеру, ночью — по радио — и барометрическому высотомеру с контролем визуально. Радиовысотомер при полете над лесными массивами и пересечен­ной местностью, а также при кренах вертолета работает неустой­чиво. Поэтому в этих условиях летчик должен запомнить высоту по барометрическому высотомеру и выдерживать ее, используя для контроля вариометр и визуальное определение высоты. В полете экипаж должен просматривать переднюю полусферу для своевре­менного выполнения маневра в целях огибания рельефа местности и препятствий на ней, а также исключения случаев столкновения с птицами. Обход препятствий выполняется в вертикальной и го­ризонтальной плоскости. Высота полета над препятствиями днем

должна быть не менее 15 м, ночью — не менее 150 м. Обход пре­пятствия в горизонтальной плоскости производится. на удалении не менее 500 м от его границы. При выполнении полета на высотах 15—50 м и появлении усталости в пилотировании вертолета необ­ходимо набрать высоту 150—200 м, лететь на ней 3—4 мин, затем снова занять заданную высоту полета.