СТРАТЕГИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Стратегия восстановления технического состояния изделия АТ определена в разделе 1.2, как «…совокупность организационных правил выполнения работ по поддержанию и (или) восстановлению надежности изделия».
Каждое изделие АТ состоит из элементов (узлов, деталей) групп EwG (разд. 2.2) и в этом смысле изделие АТ является системой, состояние которой описывается последовательно-параллельной моделью надежности. В процессе эксплуатации в изделиях АТ возможно появление различных по физической сущности /-Х нарушений в т,- моменты времени, т. е. процесс накопления наруше-
ний в изделии характеризуется вектором 7} (т, …тк). При заданном 7} [38]
надежность изделия в эксплуатации при наработке t характеризуется условной плотностью вероятности момента отказа (р (t, 7} ), представляющей плотность вероятности момента отказа системы при условии, что нарушение первого вида произошло в момент Т второго в момент Т2 И Т. Д. Если f(Tj) — плотность вероятности вектора 7} , то безусловная плотность вероятности момента отказа системы по теореме о полной вероятности определяется выражением
q(t)=ff(Tj)<f>(t, Tj)dV, (5.19)
У
где V — пространство векторов 7} при 0< т < °о;
dV- элемент пространства dV= dx, dx2,… dx„, а интенсивность отказов изделия при наличии в нем многих развивающихся нарушений в j-x условиях эксплуатации будет возрастающим параметром
J/(7’у ) <Р {t, Tj ) dV
X(t)=K————————— , (5.20)
jfiTjWtj^dv
V
со
где Ф (t, Tj ) = J ф (U, Т) dU — условная функция надежности.
/
Следовательно, надежность изделия рассматривается как ВФИ или ВСФИ распределения. В любой системе ТОиР АТ относительно работ по поддержанию и восстановлению надежности реализуется процесс восстановления, характеризующийся двумя состояниями изделия: «исправно — неисправно», поэтому на основе простой модели надежности каждое нарушение, описываемое вектором 7}, рассматривается как неисправность, если это нарушение препятствует дальнейшей эксплуатации изделия, в противном случае данное нарушение исключается из модели.
Другой особенностью эксплуатации изделий АТ является выполнение работ по поддержанию и восстановлению надежности только в перерывах между полетами, когда изделия не используются по назначению, поэтому моменты отказов и моменты восстановления в общем случае не совпадают. С учетом изложенного и в соответствии с данным определением возможна реализация следующих стратегий восстановления изделий АТ:
С і (или С2) — плановые работы по поддержанию и (или) восстановлению на
дежности изделия проводятся в заданных объемах, через установленные интервалы наработки (или календарные интервалы времени), а при отказе изделия производится неплановое восстановление;
Сэ — плановые работы по поддержанию и (или) восстановлению на
дежности изделия не выполняются, а при отказе изделия выполняется неплановое восстановление;
С4 (или С5) — плановые работы по поддержанию и (или) восстановлению на
дежности изделия проводятся по результатам контроля технического состояния через установленные интервалы наработки (или календарные интервалы времени).
Из указанных стратегий восстановления необходимо выбрать наиболее эффективную по показателю качества эксплуатации. Такими показателями для изделий АТ являются удельная трудоемкость работ или коэффициент готовности, через которые, при необходимости, можно выйти на другие показатели (стоимость, оперативная готовность и др.). Содержание работ по поддержанию и восстановлению надежности изделия определяется перечнем возможных отказов и неисправностей и вероятностями их появления в эксплуатации в типовых условиях и не зависит от вида стратегии восстановления, которая обычно реализуется при следующих ограничениях:
■ структура и периодичность ТОиР задана директивно и сохраняется без изменений на весь срок эксплуатации до списания;
■ нормативные значения и виды предельных состояний изделий определены;
■ условия поддержания и восстановления надежности известны;
■ совокупность работ однородна по трудоемкости, причем трудоемкость вида работы пропорциональна потребной периодичности ее выполнения.
Данные ограничения соответствуют реальным условиям эксплуатации современных типов ВС. Тогда выбор эффективной стратегии целесообразно проводить для каждого і-го изделия по следующей исходной информации:
F(t), F (t) — функция распределения отказов при проведении плановых
работ по поддержанию надежности и их отсутствии соответственно;
і *
t ( — средняя оперативная продолжительность плановой восста-
т к ■“ новительной работы;
— средняя оперативная продолжительность неплановой восстановительной работы;
— средняя оперативная продолжительность работ по контролю состояния;
— средняя оперативная трудоемкость плановой работы по поддержанию и восстановлению надежности;
— средняя оперативная трудоемкость неплановой работы по поддержанию и восстановлению надежности;
1 т
Т __Г* т ~ сРеДняя оперативная трудоемкость работ по контролю со-
к> m.. k‘J стояния.
■Н
Средняя трудоемкость работ по восстановлению летной годности ВС при отказе і — го изделия
Таі ~Таі + ^ТП ‘ lai >
где Ятп — средняя удельная трудоемкость ТО при простое ВС.
Принимая, что потребная периодичность плановых работ при всех стратегиях одинакова и равна математическому ожиданию времени безотказной работы ( її) или (Т*), а среднее число восстановлений на интервале (0, tt ) равно
P,(f,) =1-F, (tt); РД-) = і-f; (r~*).
Эффективность каждой стратегии по удельной трудоемкости работ для і —го изделия можно определить из выражений:
К (r Tai Fi(tj) + Tm Pi(h)
П 1 Г^+^-ЯД) ;
к (с ) — fc»’ hlAb.
Гг^+^+^іЙ) ;
li +tai
(c, U-b-tfe~Fi k )f5. Д кi.
где ЛД — коэффициент использования.
Эффективность каждой стратегии по коэффициенту готовности для і — го изделия определится из выражений:
Ui +U’K +tai Hj(u)
t, +hi
t;
U +tki +tni ‘F'[u )+tai Hi [u )
Сравнение показателей позволяет выбрать наиболее эффективную стратегию, однако следует учитывать, что применение стратегии С3 уменьшает показатели долговечности изделий, приблизительно в соотношении t‘ / /,- , а план проверок при стратегиях С4 и С5 составляется из условия обеспечения требуемого уровня достоверности выявления каждого вида предотказного состояния изделия.
В рамках любой стратегии может быть реализован любой метод эксплуатации, причем применение метода эксплуатации определяется нормативами безопасности и регулярности, а стратегии восстановления — показателями эффективности технической эксплуатации.
Однако применение каждой стратегии восстановления определяет особенности группирования работ по поддержанию и восстановлению надежности в формы обслуживания и ремонта, структура которых задается для ВС в целом (раздел 4).
Возможные варианты сочетания стратегий восстановления на техническом обслуживании и при ремонте изделия приведены в табл. 5.2.
Структура видов и форм ТОиР задается директивно по ВС в целом таким образом, что формы ТО выполняются с периодичностью т (летных часов) в цикле tp, кратном т и равном межремонтному ресурсу ВС, а цикл ремонтных форм равен назначенному (полному) ресурсу t„ для ВС. При отсутствии межремонтного ресурса ВС цикл форм ТО равен tH для ВС.
Варианты сочетания стратегий восстановления изделий
|
Если для / — го типа изделий определена потребность в к видов плановых работ Bnij по поддержанию и восстановлению надежности до отработки назначенного ресурса tni этого изделия, причем периодичности Ту выполнения работ В„у образуют вариационный ряд в порядке возрастания (Tf^.+,j > Ту) и работе с
большей периодичностью соответствует большая трудоемкость ее выполнения (Гш.0+1) > Tnij), тогда структура формирования объемов плановых форм ТОиР из
работ [Впу} на основе последовательной модели надежности изделия в эксплуатации может определяться следующим образом:
а) для случайного процесса, формализованного дискретным стационарным потоком восстановления, оперативная трудоемкость Тр -й плановой формы, выполняемой при наработке ВС х-ц для /-го изделия, будет составлять
ГЫ’ ПРИ Ы<Ы; т»-тя’ (5-25)
j
где суммирование ведется по всем работам Bn-j соответствующим членам вариационного ряда, для которых выполняется условие
Ту < тм, а р — номер интервала х от начала цикла ТО.
При наработке ВС / = tp выполняется ремонтная форма, которая для / — го изделия ВС определяется только объемом работ Т (tp) и организационно может не выделяться. Согласно (5.25) каждая последующая форма включает все работы предыдущих форм, а при наработке (/ш — х) < х • n < /н — i-e изделие снимается с эксплуатации;
б) для случайного процесса, формализованного дискретным нестационарным потоком восстановления
ТМ ==Z7’«#t-‘P^f = т + (5-26)
где Ру — функция надежности изделия по j-му виду неисправности, предупреждаемой плановой работой Вт/,
Ry — корреляционная функция от Ру .
Суммирование проводится аналогично (5.25), а вероятность выполнения каждой работы В „у определяется значениями Ру и Ry учитывая, что каждое предыдущее выполнение работы В „у восстановило Ру до исходного значения. Согласно (5.26) объем каждой формы различен и формируется на основе вероятностей появления потребности в каждой В, — й работе по поддержанию и восстановлению надежности изделия в эксплуатации;
в) для случайного процесса, формализованного в виде двух составляющих потоков типа а) и б)
Ті{хц) = 7’і (т)+ХЛТ’к + XТпу ’ (5.27)
с j
где Т(т) — оперативная трудоемкость работ первой формы в цикле;
АТС — дополнительные работы предшествующей с-й формы, номеру с которой кратно р, т. е.:
{ |
А Тс при с • п = р; п=2,Ъ… (р — 2)
О при с-я^р
а суммирование по j ведется для всех работ Т„у, соответствующих членам вариационного ряда из интервала т(цч) < т, у < ■ Согласно ( 5.27 ) объем р-й
формы состоит из работ первой формы, дополнительных работ предшествующих форм, номерам которых кратна данная форма р, и дополнительных работ, потребность выполнения которых появилась в интервале наработки ВС
Ь(цч)’тц]-
Указанные принципы рассмотрены ранее в разделе 4.1 применительно к перечням работ { В „у} и { Вку} по функциональным системам и ВС в целом при выборе структуры периодических форм регламента ТО для ВС.
На основе изложенных принципов формирования объемов плановых работ по восстановлению технического состояния изделия, используя результаты выбора эффективной стратегии в соответствии с (5.23, 5.24), рассмотрим условия реализации сочетаний стратегий восстановления изделия при формировании режимов ТОиР этого изделия (табл. 5.2).
Вариант I может быть реализован в структурах плановых форм типа (5.25) и (5.26). Применяя (5.25), оперативную трудоемкость p-й формы можно определить реккурентно
ТЦІ ej т ці
Г(*>=г{т0*-1^+хя(с,)-т J /,(4*-аЁ |/„(ф
т(ц —V—1 тТп—lj
где Кті(сі) — удельная трудоемкость ТОиР і-го изделия при стратегии С, согласно (5.23);
Taiv — трудоемкость v-й неплановой работы;
^ _ 6, — коэффициент несовпадения моментов появления не-
“ YTb~ исправностей с формой ТоиР;
Ь и Ьг — количество неисправностей, устраняемых непланово и на плановых формах ТОиР соответственно; е — количество видов неисправностей t-го изделия;
fi(t); fiv{t) ~ плотности распределения неисправностей по ї-му изделию и v — му виду его неисправности соответственно.
В структуре (5.27) оперативная трудоемкость р. — й формы определится из выражения
aiv
О
Суммирование ведется по всем интервалам т наработки изделия, номера которых кратно р.
В структурах (5.25) и (5.26) нет разделения на регламентные и ремонтные формы, и процесс восстановления технического состояния изделия рассматривается как непрерывный однородный поток восстановления. Разделение форм на регламентные и ремонтные может быть определено только организационными и производственно-техническими условиями выполнения работ по поддержанию и восстановлению надежности изделий как составной части ВС.
Вариант II соответствует полному отсутствию планового восстановления і-го изделия, и на плановых формах ТОиР ВС в целом по этим t-ым изделиям выполняются только внеплановые работы в объеме
=Т {т(р + 1)}( =0-С,)*п (С3) т. (5.30)
Вариант III может быть реализован в структуре (5.26), которая принимает
вид
T>f ( ei Xlc
г(т„) =кті(Са)J/,W*-*{vVo}~6iX J/ivWrt
о V=1 t(n-l)i
Вариант IV не может быть реализован, т. к. в этом случае пропускается плановое восстановление изделия при наработке tp и изделие будет эксплуатироваться в интервале (<р — х, tp + т) без восстановления, что противоречит принципам формирования объемов форм (5.25) и (5.27), обеспечивающим требуемую безотказность и долговечность изделий в эксплуатации.
Вариант V лишен практического смысла, т. к. реализация структуры (5.26) и соответствующей ей (5.31) при ремонте предполагает полное удовлетворение потребности изделия в восстановлении через интервалы (0, tp) при условии, что ранее такие работы не выполнялись, однако принятая структура С, для ТО требует выполнения работ, накопившихся только за интервал (tp — т; tp), и потребности в работах, соответствующих вариационному ряду в интервале (0; tp — т), уже нет.
Вариант VI соответствует I, выполняемому через интервалы tp, а VII аналогичен III, также выполняемому через интервалы tp.
Вариант VIII не имеет практического смысла по аналогии с вариантом V, а IX не может быть реализован по аналогии с IV.
Таким образом, в практике технической эксплуатации ВС могут быть реализованы для изделий АТ только стратегии С (или Сг) и С4 (или С5), единые для форм технического обслуживания и ремонта на протяжении срока эксплуатации до списания изделий. Реализация стратегий Су означает отсутствие потребности данного изделия в плановых работах по поддержанию и восстановлению надежности или их неэффективность и незначимость относительно требований летной годности к функциям этого изделия в процессе эксплуатации ВС. Объемы форм ТОиР по функциональным системам и ВС в целом реализуются в структурах (5.25) или (5.27) суммированием по изделиям в соответствии с их стратегиями ТОиР. Рассматривая ФС в целом как объект ТОиР, задачу выбора ее стратегии восстановления и формирования режимов ТОиР можно решить по аналогии с изделием, но в этом случае выбор стратегий восстановления для изделий ФС не имеет смысла, а режимы ТоиР, полученные для системы в целом, будут большего объема, чем суммированием по эффективным стратегиям восстановления для каждого изделия этой ФС. Некоторые расчетные выражения для оценки функций восстановления при наиболее распространенных для изделий АТ функциях распределения приводятся в приложениях.