КУРСОВЫЕ ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ
Общие понятия. Классификация авиационных компасов
Курсом называется угол между плоскостью меридиана Земли и проекцией продольной оси летательного аппарата на плоскость горизонта. В соответствии с существованием географического и магнитного меридианов Земли различают истинный и магнитные курсы. Измерение курса полета самолета осуществляется с помощью компасов.
В авиации применяются магнитные, гироскопические и гиромагнитные компасы, радио — и астрокомпасы, курсовые системы.
В общем случае они отличаются друг от друга применяемыми в них чувствительными элементами. Исходя из взаимного расположения чувствительного элемента и указателя, авиационные компасы делятся на дистанционные и недистаиционные. Блок-схема дистанционного компаса представлена на рис. 191. В нее входит чувствительный элемент, усилитель, запоминающее устройство, дистанционная передача, указатель курса. Запоминающим устройством является обычно гироскопическое устройство.
В недистанционных компасах отсутствуют усилители, дистанционная передача и запоминающее устройство.
В магнитных компасах используются в качестве чувствительных элементов устройства типа магнитной стрелки и электрические индукционные элементы.
Магнитные стрелки обладают свойством устанавливаться по направлению магнитного меридиана Земли.
Электрические индукционные элементы воспроизводят вектор напряженности магнитного поля Земли в виде вектора напряженности электромагнитного поля чувствительного элемента.
Вектор напряженности магнитного поля Земли направлен под некоторым углом 0 наклонения к горизонту (рис. 192). Для работы компасов используется только горизонтальная составляющая Н напряженности поля, которая и определяет направление магнитного меридиана Земли:
И = Т cos И.
Нагнптный меридиан образует с географическим угол, называемый магнитным склонением (рис. 193). За положительное склонение принимается отклонение магнитного меридиана к востоку от
Рис. 191. Блок-схема дистанционного компаса
северного направления географического меридиана, а за отрицательное — к западу.
На показания компаса, установленного на летательном аппарате, сильное влияние оказывают железные массы и электромагнитные поля, создаваемые работой электрооборудования. Поэтому горизонтальный вектор Н’ результирующего магнитного поля (в месте установки чувствительного элемента на летательном аппарате) образует с магнитным меридианом угол б, называемый девиацией компаса. По аналогии со склонением девиация считается положительной, если северный конец магнитной стрелки отклоняется от магнитного меридиана к востоку, и отрицательной, если — к западу. Стрелка магнитного компаса показывает так называемый «компасный» курс ‘F*. Таким образом, магнитный Мгм и истинный ‘К„ курсы будут равны:
Тм = К + 8; Т’и = Т„ + а = Т* + 8 + а.
Недистанциоиные магнитные компасы имеют чувствительный элемент типа магнитной стрелки. Например, в компасе КП-12 (рис. 194) чувствительным элементом является пара стержневых постоянных магнитов. Па оси вращения стержней закрепляется картушка 2 со шкалой.
Для уменьшения сил трения в опорном подшипнике оси весь узел чувствительного элемента с картушкой помещается в корпус (котелок) 3, наполненный жидкостью (лигроином). Кроме того, жидкость обеспечивает и демпфирование колебаний картушки. Камера 4, выполненная из гофрированных мембран и соединяющаяся с полостью корпуса, компенсирует изменения объема жидкости при колебаниях температуры. Для отсчета углов курса на переднем стекле компаса нанесена курсовая черта.
Компасы подобного типа имеют большие девиации и поэтому служат лишь для общей ориентировки в случае отказа компасов других типов.