КУРСОВЫЕ ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ

Общие понятия. Классификация авиационных компасов

Курсом называется угол между плоскостью меридиана Земли и проекцией продольной оси летательного аппарата на плоскость горизонта. В соответствии с существованием географического и магнитного меридианов Земли различают истинный и магнитные курсы. Измерение курса полета самолета осуществляется с помо­щью компасов.

В авиации применяются магнитные, гироскопические и гиромагнитные компасы, радио — и астрокомпасы, курсовые системы.

В общем случае они отличаются друг от друга применяемыми в них чувствительными элементами. Исходя из взаимного распо­ложения чувствительного элемента и указателя, авиационные ком­пасы делятся на дистанционные и недистаиционные. Блок-схема дистанционного компаса представлена на рис. 191. В нее входит чувствительный элемент, усилитель, запоминающее устройство, ди­станционная передача, указатель курса. Запоминающим устройст­вом является обычно гироскопическое устройство.

В недистанционных компасах отсутствуют усилители, дистан­ционная передача и запоминающее устройство.

В магнитных компасах используются в качестве чувствитель­ных элементов устройства типа магнитной стрелки и электрические индукционные элементы.

Магнитные стрелки обладают свойством устанавливаться по направлению магнитного меридиана Земли.

Электрические индукционные элементы воспроизводят вектор напряженности магнитного поля Земли в виде вектора напряжен­ности электромагнитного поля чувствительного элемента.

Вектор напряженности магнитного поля Земли направлен под некоторым углом 0 наклонения к горизонту (рис. 192). Для работы компасов используется только горизонтальная составляющая Н напряженности поля, которая и определяет направление магнитно­го меридиана Земли:

И = Т cos И.

Нагнптный меридиан образует с географическим угол, назы­ваемый магнитным склонением (рис. 193). За положительное скло­нение принимается отклонение магнитного меридиана к востоку от

Рис. 191. Блок-схема дистанционного компаса

северного направления географического меридиана, а за отрицательное — к за­паду.

Подпись: в.Подпись: Рис. 192. Разложение вектора напряженности магнитною поля землиКУРСОВЫЕ ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫНа показания компаса, установленно­го на летательном аппарате, сильное влияние оказывают железные массы и электромагнитные поля, создаваемые ра­ботой электрооборудования. Поэтому го­ризонтальный вектор Н’ результиру­ющего магнитного поля (в месте уста­новки чувствительного элемента на летательном аппарате) обра­зует с магнитным меридианом угол б, называемый девиацией ком­паса. По аналогии со склонением девиация считается положитель­ной, если северный конец магнитной стрелки отклоняется от маг­нитного меридиана к востоку, и отрицательной, если — к западу. Стрелка магнитного компаса показывает так называемый «ком­пасный» курс ‘F*. Таким образом, магнитный Мгм и истинный ‘К„ курсы будут равны:

Подпись:Тм = К + 8; Т’и = Т„ + а = Т* + 8 + а.

Недистанциоиные магнитные компасы имеют чувствительный элемент типа магнитной стрелки. Например, в компасе КП-12 (рис. 194) чувствительным элементом является пара стержневых по­стоянных магнитов. Па оси вращения стержней закрепляется кар­тушка 2 со шкалой.

Подпись: N н н’ Подпись: Рис. 194. Принципиальная схема магнитного компаса КП-12: / — постоянный магнит; 2 — карту ш- ка; 3— корпус; 4 — компенсационная камера

Для уменьшения сил трения в опорном подшипнике оси весь узел чувствительного элемента с картушкой помещается в корпус (котелок) 3, наполненный жидкостью (лигроином). Кроме того, жидкость обеспечивает и демпфирование колебаний картушки. Ка­мера 4, выполненная из гофрированных мембран и соединяющая­ся с полостью корпуса, компенсирует изменения объема жидкости при колебаниях температуры. Для отсчета углов курса на переднем стекле компаса нанесена курсовая черта.

Компасы подобного типа имеют большие девиации и поэтому служат лишь для общей ориентировки в случае отказа компасов других типов.