СП МО. Н’Ти-еипрн

После войны руководство ВВС н Вооруженных Сил смоиш озна­комиться с материалами по проектам немецких составных самолетов н их боевому использованию. Однако, боевое применение одиночных само­летов-бомб. учитывая быстрый темп совершенствования средств ПВО. в перспективе не сулило каких-либо надежд. Только спустя годы к идее самолета-бомбы вернулись, но уже на качественно новом уровне.

В конце 1945 — начале 1946 годов по предложению Р. Г.Чачнкяна и Г Н Никольского был подготовлен проем Постановления ГКО об орга­низации па базе ленинградского завода №23 ОКЬ-ЮО с опьнным заводом и летно-испытательной станцнеи. Специализацией ОКБ должно было сіать созьшие кор-
рсктнрусмых по ра ню авиабомб, радиоуправляемых н неуправляемых планирующих торпед.

В те же годы на базе образцов Т рофСИНО! о 1ІЄМСЦКОІ о управляемого оружия класса “воздух-поверхность” (“возду х-кораб ль)”. сохран нвшенея іехннческой документации воссоз­давались и — создавались заново оте­чественные образцы планирующих бомб и самолетов-снарядов Неко­торые их образны были приняты на вооружение *

Макет управляемой бомбы “Фриц — X”. найденный в институте DVL (Германия), был доставлен в СССР и изучался в лаборатории бомбарди­ровочною вооружения (1945-1946 го ы).

С 1945 года начались испытания самолетов-снарядов “10" — оіечесг — венных аналогов немецких самолетов — снарядов Г-7, которые открыли послевоенные рабоїьі отечесі венных конструкюров по созданию само­лет ов-снарядов н авиационных кры­латых ракет класса “воздух-поверх­ность". Па базе снаряда “10Х” была создана н планирующая бомба с увеличенным до 1500 кг боевым зарядом, самолет-снаряд для во­оружения дальних бомбардиров­щиков, самолет-снаряд с наземным стартом “ І0ХН". самолет-снаряд для вооружения кораблей ВМФ

Подобное “немецкое начало” было практически у всех классов управтясмых ракет различною наз­начения и у многих образцов оружия послевоенного выпуска и нс юлько в Советском Союзе.

Послевоенный революционный переход в авиации на реактивные
двигатсні, качественные изменения систем ПВО, а поз шее появтенне ядерного оружия привели к реали­зации разработок различных типов ударных БЛА нового поколения.

Создание ядерного оружия и отсутс і вис мощных и надежных средств доставки бо іьшой и межкон — пшентальнои дальности послужило Ю1ЧКОМ тля акінвнзацни работ в СССР и США по созданию бес — пи ютных самолетов-снарядов с днлміосі ыо полета вило и. до меж­континентальной. Разработки оте­чественных беспилотных ударных систем с наземным стартом осу- ществля інсь в нескольких конст­рукторских бюро, исследования везись и многочисленными НИИ. Работы велись по нескольким нап­равлениям с безусловным исполь­зованием на беспилотных аппаратах реактивных и ракетных двні атслей.

На рубеже 1940-х — 1950-х годов отсутствие ракешых двигателей большой мощности не позволяло рассчитывать на получение та тайной дальности для баллистических сна­рядов. Высокий расход юн шва турбореактивными двигателями и уязвимость от средств ПВО нс позво — |ялн построить межконтиненталь­ный снаряд, рассчщаннын па полет на высо ях менее 15000 м Основное внимание было уделено снарядам с рнконісі нрующен траекторией (пос­ле запуска на большую высоту с раз­реженной атмосферой снаряд рико­шетировал вдоль плотной атмо­сферной оболочки) и снарядам, летящим на высотах бонес 20000 м н оснащенных маршевым прямоточ­ным воздушно-реактивным дви-

Беспилотные летательные аппараты


Подпись: Вторая ступень ЭКР (проект)
СП МО. Н'Ти-еипрн

гатслем. В результате работ с ис­пользованием отработанных в авиа­строении технологий были созданы ударные комплексы, обеспечивав­шие поражение на большой даль­ности площадных целей с извест­ными координатами. Как в СССР, так и в США эти комплексы не получили широкого развития, а с принятием на вооружение в конце 1950-х годов межконтинентальных баллистических ракет работы по ним прекратились. Провести четкую грань между беспилотными удар­ными аппаратами и самолетами — снарядами, ставшими прообразом современных крылатых ракет, очень трудно. По всей видимости, целесо­образно напомнить факты из ранних этапов истории создания самолетов — снарядов большой и межконти­нентальной дальности.

СП МО. Н'Ти-еипрн

"ЭКР" (проект)

Межконтинентальные
крылатые ракеты

Идея создания крылатой ракеты дальнего действия родилась в Австрии в начале 1930-х годов, где был создан проект пилотируемого бомбардиров­щика-антипода Доктора Зенгера. Использование крылатой ракеты для доставки ядерного заряда на меж­континентальную дальность рассмат­ривалось в конце 1940-х — начале 1950-х годов в СССР и США как одно из возможных направлений развития средств нападения. На уровне техно­логического развития того времени только беспилотный крылатый лета­тельный аппарат мог доставить атомный заряд до территории против­ника на высотах и со скоростью, практически исключающих противо­действие систем ПВО.

Первоначально исследователь­ские работы в СССР велись в ОКБ-1 НИИ-88 под руководством главного конструктора С. П.Королсваврамках темы “ЭКР” — экспериментальная крылатая ракета39′. Работы по теме начаты в 1951-1952 годах и выпол­нялись для проверки возможности создания сверхзвуковой крылатой ракеты межконтинентальной даль­ности. По Постановлению СМ от 13 февраля 1953 года была начата разра­ботка двухступенчатой крылатой ракеты с дальностью полета 8000 км. ОКБ-1 поручались разработка, изго­товление и летная отработка экспе­риментальной крылатой ракеты. Для сокращения сроков и стоимости разработки "ЭКР" предлагалось: ис­пользовать в качестве I ступени боевую баллистическую ракету P-11, II ступень — разработать с исполь­зованием прямоточного воздушно — реактивного двигателя. Для бортовой части системы управления крылатой ракеты предполагалось использовать астронавигационную систему разра­ботки НИИ-88 (руководитель работ И. Лисович) и упрощенный вариант существовавшего самолетного авто­пилота. Ракету Р-11 для "ЭКР" дора­ботали, изменили конструкцию хвос­тового отсека, стабилизаторов и рулевого агрегата.

На маршевом участке для "ЭКР" принималась траектория полета с постоянной высотой и скоростью. Постоянную скорость полета пред­полагалось поддерживать путем регу­лирования тяги ПВРД за счет изме­нения секундного расхода топлива. Отклонение по дальности в конце маршевого участка полета должно было составить ±25 км, а боковое — до 20 км при скорости ветра на трассе полета до 30 м/с. Вторую ступень "ЭКР” в ходе проведения летных испытаний предполагалось спасать после выполнения заданной прог­раммы с помощью парашютно-реак­тивной системы.

Эскизный проект "ЭКР" был утвержден С. П.Королевым 31 января 1953 года, после чего началась подготовка к передаче "ЭКР“ в производство. На самолете — летаю­щей лаборатории с макетом астрона­вигационной системы провели десять полетов. После наземной отработки практически всех систем ракеты было решено отказаться от создания ЭКР и проведения ее ЛКИ. Ракета не изго­товлялась, хотя рабочий проект комплекса был закончен в 1953 году39.

Ввиду занятости ОКБ-1 НИИ-88 работами по созданию и развитию боевых ракет Р-5 и Р-7 после выхода Постановления от 20 мая 1954 года тематику по крылатым ракетам дальнего действия передали в Минис­терство авиационной промышлен­ности. К работам были привлечены ОКБ-301 главного конструктора С. А.Лавочкина и ОКБ-23 главного конструктора В. М.Мясищева. Поста­новлением СМ СССР от 20 мая 1954 года N957-409 задавалась разработка двух типов межконтинентальных самолетов-снарядов для поражения целей на территории США. Поис­ковая работа конструкторских кол­лективов получила наименование “КРМД” — крылатая ракета межкон­тинентальной дальности39.

Результаты темы “КРМД” были использованы при разработке комп­лексов с межконтинентальной кры­латой ракетой “Буря” (изделие “350”, В-350, Ла-350) в ОКБ-301 и с МКР “Буран” (изделие “40”) — в ОКБ-23.

Ударные бес пи і тише и дистапционно-управ інсмьіе летательные аппараты

Подпись: Межконтинентальная крылатая ракета "Буря"
СП МО. Н'Ти-еипрн

Подпись: 23

Подпись: НЄВСКИїН Г.ЛСТ110Н

Эскизный проект “Бурн"12 «л*111 был выполнен в нвгусіе 1934 юла. Раке і и “350" проск піровлласі- по нор­мальной самолетной схеме с треу — юльным крылом с углом СфСЛОВИ I-

пост и по передмен кромке 701 ралусов н тонким сверхзвуковым профилем. Боевая часть размещалась в цент­ральном геле свсрхзвукової о диф­фузора в носов н части корпуса. Нл ракеле были установлены юплнвные баки кольцевой формы, которые окружали канал воздуховода. Нл крестообразном хвостовом оперении были размещены аэродинамические рули. Смсгема управления находи лась в охлаждаемом огсске в передней верхней части фюзеляжа Датчики астронавт анионной системы закры­вались жаропрочными плас і инами из кварцевого стекла. Инерциальная іглвнгаїїнопная система раксі ы разра­ботана под руководством Г. Толс — тоусова. асл ронавіп анионная система — в ОКБ-165 под руководством Р. Г.Ча- чнкянл, приборный комплекс "Вол­хов” разрабатывался в НИИ-49. На конечном этапе полета ракета по
команд м системы наведения н авю — пнлола с высоты около 25 км пики­ровала па иель.

После рассмотрения заказчиком эскизный проскі раксі ы был дора­ботан в 1955году, весбоевоїо заряда увеличи ні с 2,1 ю 2.35 тонны. Для первой ступени раксі ы "Буря" в ОКБ-2 і лавпого конструкю|)л А. М.Исаева с 1954 юіа разраба пава лея чстырех — камерпын ракетный двшатель с гурбонасоснон системой подачи лоплнва. Вскоре началось пзіоюв — эенне ст. эртвых ускорителен первой ступени на заводе №207.

Отработка аэродинамической схемыракстыпроволн шсьнаэкспери­мента панах стендах в ЦАГ’И и ЛИИ в натурных условиях на сбрасываемых с самолета маеппабных моделях длиной около 2 м (работы велись под руководством Е. Д.Ямпольскою)

Легно-констру к юрские испы-

Подпись: Основные характеристики крылатых ракет, разработанных по программе КРМД
СП МО. Н'Ти-еипрн

Подпись:тания ракеты “Буря” начались 31 июля 1957 года на ГЦП-4 (Капустин Яр). Первый пуск с наземной на­водимой по азимуту стартовой ус­тановки (восьмиосная железнодорож­ная платформа, установленная на поворотной конструкции) состоялся I сентября 1957 года. При старте произошел преждевременный сброс газовых рулей, ракета через несколько секунд упала и взорвалась. Во втором пуске ракета взорвалась в полете на ЗI секунде, в третьем — на 63 секунде и в четвертом — на 81 секунде полета. Только 22 мая 1958 года в пятом пуске успешно прошла расцепка ступеней ракеты и был запушен маршевый СПВРД. Затем последовало три неудачных пуска. В девятом пуске — 28 декабря 1958 года — продолжитель­ность полета составила 309 секунд. В десятом и одиннадцатом пусках ракета улетела на 1350 км при скорости 3300 км/ч и на 1760 км при скорости 3500 км/ч соответственно. В двенадцатом пуске на “Бурю” уста­новили систему астронавигации, но он был неудачным. В тринадцатом пуске ракета была оснащена модер­низированными ускорителями с двигателями С2.П50 и СПВРД РД — 0І2У с укороченной камерой сгора­ния, полет продолжался около 10

минут. При пуске 2 декабря 1959 года ракета, оснащенная системой астро­навигации, пролетела 4000 км. Пос­ледний пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16 декабря I960 года. Полетным задани­ем после вертикального старта пред­полагался набор высоты 17000 м и по­лет с выходом на высоту около 25000 м над целью. При выходе в заданный район ракета пикировала на цель.

Подпись: 24

Подпись: невский БАСТИОН

Всего изготовлено 19 ракет и произведено 18 (по другим данным 17) пусков, из которых 3 были ава­рийными. Работы по МКР “Буря” были прекращены Постановлением СМ СССР от 5 февраля I960 года N138-48 в связи с успешными испы­таниями МБР Р-7, этим же Поста­новлением задавалось создание бес­пилотного разведчика на базе ракеты. Для этого выделялось пять остав-

Подпись:шихся ракет “Буря”. Было проведено четыре пуска в интересах создания фоторазведчика и скоростной высот­ной мишени для комплекса ПВО “Даль”. Последний пуск “Бури” состоялся 16 декабря I960 года на полигоне Капустин Яр.

Параллельно с “Бурей” в ОКБ-ЗОI в 1955-1957 годах велось предэскизное проектирование крылатой ракеты с ядерным ПВРД.

Опытно-конструкторские работы по МКР “Бураи”15-42-52 начаты в ОКБ — 23 в апреле 1953 года и официально заданы Постановлением СМ СССР от 20 мая 1954 года. Главным конст­руктором по теме “40” (проект “40”) был назначен Г. Н.Назаров, ведущим конструктором — Д. Ф.Орочко, по маршевой ступени (“42”) ракеты — Г. Д.Дермичев, по ускорителям (“41”) — А. И.Злоказов.

Крылатая ракета “40" была спро­ектирована по нормальной само­летной схеме с треугольным крылом с углом стреловидности по передней кромке 70° и тонким сверхзвуковым профилем, корпус выполнен из ти­тановых сплавов. Конструкция ра­кеты аналогична МКР “Буря”, но стартовый вес несколько больший, т. к. предполагалось разместить более мощную — тяжелую боевую часть, ос­нащенную взрывными устройствами контактного и дистанционного типа.

Система астрокоррекции для ракеты разработана под руковод­ством Р. Г.Чачикяна. Двигатели пер­вой ступени разработаны в ОКБ-456 главного конструктора В. П.Глушко.

Осенью 1957 года работы по ракете “40” были прекращены. До закрытия работ было изготовлено две ракеты “Буран” для проведения ЛКИ.

Полностью работы по теме “КРМД” были закрыты решением руководства страны (Н. С.Хрущева) в ноябре 1957 года после проведения успешных испытаний межконтинен­тальной ракеты Р-7 С. П.Королева, способной доставить ядерный заряд до территории США. Ракета Р-7 была признана более перспективной и надежной, средств и ресурсов для продолжения работ над несколькими носителями межконтинентальной дальности не было.